Аудит налога на прибыль организации, разработка программы аудита налога на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Рыночные экономические отношения повышают потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укрепления дисциплины принадлежит аудиту. Аудит способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования.

Содержание работы

Глава1.Основы аудита налога на прибыль организации
1.1 Аудит налога на прибыль: цели и задачи
Нормативное регулирование аудита налога на прибыль организации
Этапы аудита налога на прибыль организации
Глава 2. Планирование аудита налога на прибыль организации
2.1 Разработка общего плана аудита налога на прибыль организации
2.2 Оценка рисков и определения уровня существенности
2.3 Систематизация и обобщение информации на этапе предварительного планирования
Глава 3. Разработка программы аудита налога на прибыль организации
3.1 Формирование структуры аудита налога на прибыль организации
3.2 Разработка программы аудита доходов организации для целей налогообложения прибыли организации
3.3 Разработка программы аудита расходов организации для целей налогообложения прибыли организации

Файлы: 1 файл

налог на прибыль, курсач.docx

— 48.11 Кб (Скачать файл)

Проведением аналитических процедур аудиторская  организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем, и сроки проведения аналитических  процедур аудиторской организации  следует варьировать в зависимости  от объема и сложности данных бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

После того как аудиторы ознакомились с деятельностью  предприятия, особенностями его  функционирования, оценили риск и  определили уровень существенности, составляется план аудиторской проверки.

     На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.

Детальное планирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а  также координировать работу аудиторов  и их ассистентов.

Для успешного планирования аудита в области налога на прибыль  и обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:

  • четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора (для аудиторского заключения  в рамках общих результатов по аудиту финансовой отчетности или для составления отчета по специальному заданию);
  • обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;
  • дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;
  • определить ключевые по значимости области проверки;
  • рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;
  • составить детальную программу по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом, которая будет служить инструкцией для аудиторов и ассистентов, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы. 

   Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская организация  должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени  аудитору необходимо учесть:

а) реальные трудозатраты;

б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим  расчетом;

в) уровень существенности;

г) проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация  определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы  внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Составной частью общего плана  являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется  предусмотреть:

а) формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

б) распределение аудиторов в  соответствии с их профессиональными  качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

в) инструктирование всех членов команды  об их обязанностях, ознакомление их с  финансово-хозяйственной деятельностью  экономического субъекта, а также  с положениями общего плана аудита;

г) контроль руководителя за выполнением  плана и качеством работы ассистентов  аудитора, за ведением ими рабочей  документации и надлежащим оформлением  результатов аудита;

д) разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

е) документальное оформление особого  мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении  разногласий в оценке того или  иного факта между руководителем  аудиторской группы и ее рядовым  членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего  аудита, а также необходимость  привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Оценка  рисков и определения уровня  существенности

При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность  того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать  невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

  Аудиторский  риск состоит из трех компонентов:

  • внутрихозяйственный риск;
  • риск средств контроля;
  • риск необнаружения.

Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать  результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее  трех следующих градаций: высокий, средний, низкий (возможно применение большего количества градаций).

Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счетов бухгалтерского учета, статей баланса однотипных групп  хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.

Риск средств  контроля характеризует степень  надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего  контроля экономического субъекта, т. е. риск, заключающийся в том, что  существующие и регулярно применяемые  средства этих систем не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.

Риск необнаружения характеризует вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие существенные нарушения. Риск необнаружения– показатель эффективности и качества работы аудитора –зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, квалификации аудиторов и степени их предыдущего знакомства с деятельностью данного экономического субъекта.

В случае получения  высоких значений неотъемлемого  риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить  насколько возможно величину риска  необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокий уровень риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.

На оценку неотъемлемого риска в отношении  остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль , оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т.д.

Оценка неотъемлемого  риска производится на основе профессионального  суждения аудитора путем оценки каждого  вопроса с точки зрения уровня неотъемлемого риска, как «низкий», «средний», «высокий». По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень неотъемлемого риска аудируемого лица в целом.

Оценка неотъемлемого  риска может быть оформлена в  форме оценочного теста (Рабочий  документ РД 1п).

 

Уровень существенности устанавливается  аудитором на основании его профессионального  суждения. Аудитор, работающий в аудиторской  фирме, должен применить в своей  практике внутрифирменный стандарт, регламентирующий порядок определения  уровня существенности.

При планировании проверки по налогу на прибыль и  обязательствам перед бюджетом уровень  существенности определяется в отношении  следующих элементов:

  • остатков по счетам 68 «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль», 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства»

  • групп операций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (объектов налогообложения).

При определении уровня существенности должен учитываться не только количественный, но и качественный аспект искажений.

К качественному аспекту  искажения относятся:

  • несоблюдение учетной политики;
  • недостаточное или неадекватное описание учетной политики и раскрытие информации о налоге на прибыль в финансовой отчетности.

При определении количественного  аспекта искажений аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений  в отношении сравнительно небольших  величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние формирование налоговой базы по налогу на прибыль и на бухгалтерскую отчетность.

Для расчета уровня существенности аудитор выбирает базовые показатели бухгалтерской отчетности на основании  его профессионального суждения.

Затем устанавливается процентные доли этих показателей для определения  расчетного их расчетного и среднего значения. Размер процентов может  быть единым для всех показателей  или индивидуальным для каждого показателя.

Проведя расчеты и исключив показатели с наибольшим и наименьшим отклонением от средней, определяется общий уровень существенности, который  в дальнейшем распределится между  элементами проверки.

Порядок оценки уровня существенности должен быть оформлен аудитором документально. Для этого составляются рабочие  документы РД 3п, РД 3-1п, РД 3-2п., утвержденные « Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Систематизация  и обобщение информации на  этапе предварительного планирования 

На этапе  предварительного планирования аудитор  должен изучить всю имеющуюся  и доступную ему информацию об организации  клиента.

 Для этого  в первую очередь он использует  материалы, хранящиеся в постоянном  архиве аудиторской фирмы, может  использовать информацию, полученную  от других аудиторских фирм  и организаций. Для уяснения  спорных вопросов аудитор выезжает  к клиенту, предварительно согласовав  с ним перечень вопросов подлежащих  обсуждению.

 В процессе  предварительного планирования  аудитору следует ознакомиться  с историей становления организации,  ее организационно-управленческой  структурой, видами деятельности, структурой  уставного капитала, системой оплаты  труда и распределения прибыли,  системой внутреннего контроля  и т.п.

Понимание бизнеса, в условиях которого функционирует организация, помогут аудитору:

  • Оценить риски и выявить проблемы;
  • Планировать и проводить аудит эффективно и рационально;
  • Оценить аудиторские доказательства;
  • Обеспечить лучшее проведение аудита.

По окончании предварительного планирования аудитор должен владеть информацией о:

  • внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, отражающих экономическую ситуацию и отраслевые особенности;
  • внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, связанных с его индивидуальными особенностями;
  • независимости аудиторской фирмы по отношению к организации-клиенту.

 

Если по итогам предварительного планирования аудиторская  организация и субъект хозяйствования пришли к соглашению о возможности  аудита и в устной форме согласовали  принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному  оформлению своих взаимоотношений.

 Основные  условия проведения аудита и  связанные с ним права и  обязанности сторон согласовываются  в договоре на проведение аудиторской  проверки. Заключению договора предшествует  направление аудиторской  организацией  исполнительному органу субъекта  хозяйствования письма-соглашения  аудиторской организации о согласии  на проведение аудита, целью которого  является исключение возможного  неправильного понимания сторонами  условий предстоящего договора  на проведение аудиторской проверки. Таким письмом аудитор в документальной  форме  обобщает договоренности, достигнутые сторонами на стадии  предварительного планирования.

Информация о работе Аудит налога на прибыль организации, разработка программы аудита налога на прибыль