Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является – исследование методики аудита учета единого социального налога.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
─ рассмотреть ставки, порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН;
─ определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита расчетов по ЕСН
─ рассмотреть методику проверки аудита расчетов по единому социальному налогу с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Фондом обязательного медицинского страхования).
Введение
1. Теоретические основы аудита ЕСН.
1.1 Ставки ЕСН.
1.2 Порядок исчисления и сроки уплаты налога.
1.3 Цели, задачи и объекты аудита.
2. Аудиторская проверка расчетов по ЕСН.
2.1 Аудит расчетов с Пенсионным фондом.
2.2 Аудит расчетов с Фондом социального страхования.
2.3 Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования.
Заключение
Список литературы
Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиками, не являющимися работодателями, на основании налоговых уведомлений в следующие сроки:
— за январь—июнь — не позднее 15 июля текущего гола в размере половины годовой суммы авансовых платежей:
— за июль—сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
— за октябрь—декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой головой суммы авансовых платежей.
Расчет ЕСН по итогам налогового периода производится лицами, осуществляющими самостоятельную частную деятельность, за исключением адвокатов, самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и установленных ставок. При этом сумма ЕСН исчисляется ими отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате и соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету и счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику.
Исчисление и уплата ЕСН адвокатами
осуществляется коллегиями адвокатов
(их учреждениями) в порядке, предусмотренном
для налогоплательщиков-
Лица, осуществляющие самостоятельную частную деятельность, представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом адвокаты при представлении налоговой декларации обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них ЕСН за истекший налоговый период.
Вывод: Сумма налога исчисляется
и уплачивается налогоплательщика-ми-
Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.
«Аудит» происходит от латинского «audit», означающее «он слышит», «слушатель». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами, внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору.
Аудит заключается в сборе и оценке факторов, касающихся функционирования и положения организации и осуществляется компетентным независимым лицом. Он направлен на снижение информационного риска, т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей. Аудит обеспечивает также разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности аудируемого лица.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных (финансовой) бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Задачами аудитора в процессе проверки являются:
- оценка уровня организации
бухгалтерского учета и
- оценка качества обработки бухгалтерской документации;
- правильность и законность
совершения бухгалтерских
- оказание помощи администрации
организации путем выработки
рекомендаций по устранению
- изучение прошлых фактов и современного положения дел в организации, ориентирование ее администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа);
- предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг и касающимся организации бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа и пр.
Важнейшей функцией аудитора является засвидетельствование относительно удовлетворительного функционирования экономических субъектов. Выполнение этой функции основано на результатах проверки и способности аудитора к профессиональным суждениям.
Аудитор определяет, правильно ли отражает учетная информация те экономические события, которые произошли за проверяемый период и важнейшие финансовые результаты которых отражены в бухгалтерской отчетности. А завершается выполнение этой функции выражением его мнения в аудиторском заключении о соответствии деятельности проверяемых субъектов определенным критериям.
В процессе проверки аудитор должен определить по каждому разделу аудита: полноту (не является ли завышенным или заниженным перечень объектов имущества и финансовых обязательств), точность (не было ли допущено ошибок в расчете суммы объектов имущества и обязательств), оценку (адекватны ли стоимость объектов и выбранный метод их оценки в реально сложившейся ситуации), наличие (все ли объекты реально находятся у экономического субъекта), временную определенность фактов хозяйственной жизни (отнесены ли операции по движению объектов именно к тем периодам, когда они реально произошли), принадлежность экономическому субъекту активов и пассива (определения прав и обязанностей экономического субъекта, о которых можно судить по состоянию данных статей баланса), пояснения к бухгалтерской отчетности и надлежащую классификацию (не противоречит ли установленным правилам применяемая корреспонденция счетов, представлены ли объяснения по спорным моментам).
Целью аудита расчетов организации по ЕСН является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления взносов в соответствующие внебюджетные фонды.
Источниками информации для проверки расчетов с внебюджетными фондами являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры по счетам 69, 70, декларация формы по КНД 1151050 «Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящим выплаты физическим лицам», «Налоговая декларация по единому социальном налогу для налогоплательщиков производящих выплаты физическим лицам» форма по КНД 1151046 (Приложение 1), декларация формы КНД 1151058 «Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам», «Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц производящих выплаты физическим лицам» форма по КНД 1151056 (Приложение 2) и т.п.
К числу основных пунктов, которые необходимо проверить при аудите расчетов по ЕСН, относятся следующие:
- правильность определения налогооблагаемой базы;
- правильность применения налоговых ставок;
- правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;
- правомерность начисления,
полноту и своевременность
На начальном этапе проверки расчетов по ЕСН целесообразно ознакомится с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок. Это позволит выяснить характер ошибок и наметить объекты для углубленного контроля.
В процессе подтверждения правильности исчисления платежей аудиторы, используя результаты предыдущих разделов проверки, выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают с данными организации.
Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность перечисления соответствующих платежей по ЕСН, аудиторы изучают записи в учетных регистрах по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Вывод: Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Объектами аудита расчетов по ЕСН является первичная информации в качестве которых в основном используются унифицированные формы первичной документации. Во время проверки аудитору необходимо проверить: соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям; учет и контроль выработки и начисления заработной платы; учет и начисление повременных и прочих видов оплат; расчеты удержаний из заработной платы физических лиц; аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний); сводные расчеты по заработной плате; расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с фонда оплаты труда; расчеты по депонированной заработной плате.
2. Аудиторская проверка расчетов по ЕСН.
2.1 Аудит расчетов с Пенсионным фондом.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и предприятие, а также индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх оплаты труда отчисления в ПФР в соответствии с установленным в централизованном порядке тарифом страховых взносов.
Приступая к проверке данного
раздела бухгалтерского учета, аудитор
сначала устанавливает правильность определения
налоговой базы, которая регламентируется
главой 24 НК РФ, а именно ст. 237 НК РФ. При
этом аудитору необходимо учесть, что
в нее не включаются суммы, указанные в
ст.238 и ст.239 НК РФ. Таким образом, налоговая
база (для лиц, являющихся работодателями)
будет определяться как сумма выплат и
иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками
в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ, оказание
услуг, а также по авторским договорам.
Налоговая база для налогоплательщиков,
не производящих выплаты физическим лицам
(индивидуальные предприниматели, адвокаты),
будет определяться как сумма доходов
от предпринимательской либо иной профессиональной
деятельности за вычетом расходов, связанных
с их извлечением. Далее аудитором проверяется
правильность применения той или иной
налоговой ставки, которые регламентируются
ст.241 НК РФ. Согласно данной статьи, страховые
тарифы взносов для налогоплательщиков-
В связи с введением в действие ФЗ от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» с 1 января 2002г. работодатели должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. То есть часть налога, которую они уплачивали в ПФР в 2001г., теперь, согласно вышеуказанному закону, уплачивается в федеральный бюджет, а страховой тариф разделен на две части. За счет первой части будет финансироваться страховая, а за счет второй – накопительная часть трудовой пенсии. Размер каждой части зависит от возраста и пола работника. Для лиц 1966 года рождения и старше уплачивается только страховая часть трудовой пенсии размер которой равняется 14%, для лиц 1967 года рождения и моложе данные взносы уплачиваются работодателями следующим образом: страховая часть трудовой пенсии – 8%, накопительная часть трудовой пенсии – 6%.
Каждое предприятие, как плательщик взносов, должно быть зарегистрировано в местном отделении ПФР, куда оно и перечисляет страховые взносы. Поэтому на данном этапе аудитору целесообразно проверить соответствие сроков уплаты ЕСН в части страховых взносов в ПФР действующему законодательству. На основании гл. 24 НК РФ и закона № 167-ФЗ за три дня до получения зарплаты, а если она не выплачивалась, то не позднее 12-го числа месяца, следующего за отчетным, организация должна уплатить двумя платежными поручениями 14% от фонда оплаты труда (страховой взнос) на счет ПФР. Не позднее 15-го числа месяца, следующего за выдачей зарплаты, необходимо отправить платежное поручение на оплату ЕСН (в части перечислений в федеральный бюджет). В заключение аудита расчетов с ПФР аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских проводок. Бухгалтерский учет расчетов с ПФР ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69/2 – «Расчеты по пенсионному обеспечению», с соответствующими аналитическими субсчетами: –69/2-1 ЕСН в части, зачисляемый в федеральный бюджет, 69/2-2 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии», 69/2-3 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии». По кредиту счета 69/2 должны отражаться суммы отчислений в ПФР, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и др.