Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является – исследование методики аудита учета единого социального налога.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
─ рассмотреть ставки, порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН;
─ определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита расчетов по ЕСН
─ рассмотреть методику проверки аудита расчетов по единому социальному налогу с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Фондом обязательного медицинского страхования).
Введение
1. Теоретические основы аудита ЕСН.
1.1 Ставки ЕСН.
1.2 Порядок исчисления и сроки уплаты налога.
1.3 Цели, задачи и объекты аудита.
2. Аудиторская проверка расчетов по ЕСН.
2.1 Аудит расчетов с Пенсионным фондом.
2.2 Аудит расчетов с Фондом социального страхования.
2.3 Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования.
Заключение
Список литературы
К-т 69.2); счетом 91 «прочие доходы и расходы» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/2); счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/2). По дебету счета 69/2 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д- т 69/2 К-т 51).
Вывод: Приступая к проверке расчетов с пенсионным фондом, аудитору сначала необходимо устанавливать правильность определения налоговой базы, далее проверяется правильность применения той или иной налоговой ставки. Каждое предприятие, как плательщик взносов, должно быть зарегистрировано в местном отделении ПФР, куда оно и перечисляет страховые взносы. Поэтому на данном этапе аудитору целесообразно проверить соответствие сроков уплаты ЕСН в части страховых взносов в ПФР действующему законодательству. В заключение аудита расчетов с ПФР аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских проводок.
2.2 Аудит расчетов с
Фондом социального
Социальное страхование распространяется на все категории трудящихся независимо от места их работы и должности, является обязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном отделении Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).
При проверке налоговой базы, определяемой при исчислении суммы страховых взносов в ФСС РФ, необходимо помнить, что она определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР. Единственным дополнением будет исключение из налогооблагаемой базы любых вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Далее, аудитор определяет правильность применения размера взносов, который также должен отвечать требованиям ст. 241 НК РФ. Налоговые ставки также различаются в зависимости от категории налогоплательщика, однако индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, и адвокаты взносы на социальное страхование не осуществляют. Кроме того, аудитору необходимо уделить внимание сумме налога, подлежащей перечислению в ФСС РФ, и сроков ее уплаты. При определении суммы, подлежащей перечислению, предприятие-налогоплательщик должен уменьшить ее на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ, и, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, отправить платежное поручение на оплату налога (страхового взноса).
Аудитору так же необходимо обратить внимание на правильность начисления пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до полутора лет и аналогичных начислений.
Для проверки правильности исчисления больничного листа аудитору необходимо:
1) Определить средне дневной
заработок по данным за
2) Определить средний заработок работника в период нетрудоспособности за каждый месяц. Для этого рассчитанный средне дневной заработок умножается на количество дней болезни в каждом расчетном месяце;
3) Полученные суммы умножаются
на процент, который зависит от
страхового стажа работника и
вида нетрудоспособности. Здесь
аудитору следует обратить
а) в размере 100 % заработка: рабочим и служащим, имеющим непрерывный стаж 8 лет и более;
б) в размере 80 % заработка: рабочим и служащим, имеющим стаж от 5 до 8 лет;
в) в размере 60 % заработка: рабочим и служащим, имеющим стаж до 5 лет;
Работающим инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравниваемым в отношении льгот к инвалидам Отечественной войны, пособие во всех случаях временной нетрудоспособности выдается в размере 100 % заработка.
4) Результат сравнивается
с максимальным размером
5) Определяется сумма к выплате путем суммирования сумм к выплате за каждый месяц (сумма пособия, за минусом НДФЛ и прочих удержаний).
Для правильности расчета оплаты отпуска по беременности и родам аудитор должен:
1) Определить правильность исчисления страхового стажа сотрудницы.
2) Если женщина имеет
общий страховой стаж менее 180
календарных дней, то пособие
выплачивается в размере 1 МРОТ
за полный календарный месяц (с
учетом районных коэффициентов)
Пример:
Сотрудница проработала 4 месяца, устроилась в организацию сразу после окончания университета. До этого нигде не работала. С 16 марта уходит в декрет. Заработная плата в месяц – 8000 руб.
Расчет:
Февраль – 8000 руб. – 28 дней
Январь – 8000 руб. – 31 день
Декабрь – 8000 руб. – 31 день
Ноябрь – 8000 руб. – 30 дней
Общая сумма заработка – 32000 руб.
32000/120=266,67 – среднедневной заработок
Расчет пособия:
Очевидно, что 266,67 руб. больше среднедневного пособия, рассчитанного исходя из 1 МРОТ (266,67 руб.>4330 руб./30 дней), поэтому общая сумма пособия будет рассчитываться таким образом:
Март – 16 дней * 4330 руб./30 дней = 2309,33 руб.
Апрель – 4330 руб.
Май – 4330 руб.
Июнь – 4330 руб.
Июль – 4330 руб.
Август – 2 дня * 4330 руб./30 дней = 288,67 руб.
Таким образом, общая сумма выплачиваемого пособия составит:
2309,33 руб. + 4330 руб. + 4330 руб. + 4330 руб. + 4330 руб. + 288,67 =
19 918 руб.
Если сотрудница отработала в общей сложности шесть месяцев и больше, пособие рассчитывается исходя из среднего заработка следующим образом:
1) Рассчитывается средний
заработок. Для этого сумму фактического
заработка за весь расчетный
период, учитываемого при расчете
декретных, делим на количество
календарных дней в этом
Если, в течении расчетного периода сотрудница была в отпуске или болела, то из расчетного периода исключаются как начисленные суммы, так и само время отпуска или болезни.
2) Сумма дневного пособия
сравнивается с максимально
3) Если максимальная сумма
дневного пособия больше
Если максимальная сумма дневного пособия меньше величины среднедневного пособия, то сумму декретных определяют, умножив сумму максимального дневного пособия на количество календарных дней отпуска по беременности и родам.
Пример:
Сотрудница проработала в компании 7 месяцев. Ее заработная плата в месяц составляла 7000 руб. Она уходит в декретных отпуск с 3 декабря. В ноябре была на больничном с 01.11.2008 по 14.11.2008.
Расчет:
Ноябрь – 3500 руб. – (10 рабочих дней *(7000/20рабочих дней), т.к. в ноябре 20 рабочих дней, с 1 по 14 больничный, остается 10 рабочих дней, за которые работнице была выплачена заработная плата – 3500 руб., остальные были оплачены в больничном) – 16 календарных дней.
Октябрь – 7000 руб. – 31 день.
Сентябрь – 7000 руб. – 30 день.
Август – 7000 руб. – 31 день.
Июль – 7000 руб. – 31 день.
Июнь – 7000 руб. – 30 день.
Май – 7000 руб. – 31 день.
Общее количество дней – 200, общие начисления – 45500 руб.
45500 руб./200 дней = 227,5 руб.
Выплаты декретного пособия:
Декабрь – 227,5 руб.*29 календарных дней (т.к сотрудница уходила в декрет с 03.12.2008 года) = 6597,5 руб.
Январь – 227,5 руб.*31 = 7052,5 руб.
Февраль – 227,5 руб.*28 = 6370 руб.
Март – 227,5 руб.*31 = 7052,5 руб.
Апрель – 227,5 руб.*21 = 4777,5 руб.
В связи с тем, что размер пособия помесячно меньше, чем установленная законом максимальная сумма выплат на 2009 г. (меньше 25390 руб.), то размер пособия рассчитывается, исходя из фактического заработка без ограничений.
6597,5 + 7052,5 + 6370 + 4777,5 = 31 850 руб.
В заключение аудита расчетов с ФСС РФ аудитор осуществляет проверку правильности составления бухгалтерских записей. Как известно, бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 – «Расчеты по социальному страхованию».
Счет 69,1 «Расчеты по социальному страхованию» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование работников, подлежащие перечислению в соответствующие фонды.
По кредиту счета 69/1 должны отражаться суммы отчислений в ФСС РФ, а также поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и др.К-т 69.1); счетом 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/1); счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/1).
По дебету счета 69/1 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д- т 69/1 К-т 51), а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование (Д-т 69.1 К-т 70).
Вывод: При проверке расчетов с ФСС, аудитору аналогично расчетам с пенсионным фондом необходимо сначала необходимо установить правильность определения налоговой базы, далее аудитор определяет правильность применения размера взносов. Кроме того, аудитору необходимо уделить внимание сумме налога, подлежащей перечислению в ФСС РФ, и сроков ее уплаты. В заключение аналогично предыдущему разделу, аудитор осуществляет проверку правильности составления бухгалтерских записей.
2.3 Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования.
При создании фирмы о Фонде обязательного медицинского страхования вспоминают в последнюю очередь.
При регистрации фирмы проблем обычно не бывает. Но, получив на руки свидетельство, в течение 10 дней новая фирма должна встать на учет в налоговой инспекции и посетить Фонд социального страхования. Затем следует нанести визит в Пенсионный фонд. На это дается чуть больше времени – 30 дней. Если организация нарушит эти сроки, ее скорее всего оштрафуют.
Внебюджетные фонды обладают правами и обязанностями налоговиков.
Контроль за взносами во внебюджетные фонды осуществляют налоговики.
Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых взносов, установленному главой 24 НК РФ «Единый социальный налог», в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям, т.к. медицинское страхование создано с целью гарантии гражданам на случай возникновения необходимости медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этого создаются Федеральный (ФФОМС РФ) и территориальные (ТФОМС РФ) фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Страховые взносы, направляемые предприятием в ФОМС РФ, являются составной частью ЕСН, поэтому налоговая база, подлежащая аудиторской проверке и определяемая при исчислении суммы страховых взносов в ФОМС РФ, определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР и ФСС РФ. Размер взносов в ФОМС РФ также определяется на основании ст. 241 НК РФ и представляет собой разные налоговые ставки для разных категорий налогоплательщиков.
Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в бюджеты ФФОМС и ТФОМС.
Аудитор при аудите отчислений в ФОМС должен рассмотреть правильность применения ставок по единому социальному налогу. Аудитор должен обратить внимание на то, что при расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
При аудите расчетов с ФОМС РФ аудиторам также следует проверить сроки, в течение которых данный налог должен быть перечислен, а именно: не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, его необходимо уплатить двумя платежными поручениями на счет ФФОМС РФ и ТФОМС РФ.