Автоматизироанные системы и компьютерные технологии в налогообложении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является, ее значение и направления совершенствования.
Предмет исследования – система компьютерных технологий в налогообложении.
Цель работы – определить значение автоматизированных систем в налогообложении в современных условиях, исследовать пути реализации и изучить направления его совершенствования.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы автоматизированных систем в налогообложении
1.1 Изучение автоматизированных информационных систем (АИС) в налоговой службе
1.2 Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов
1.3 Структура и содержание информационного обеспечения компьютерных систем налоговых органов
2 Анализ современных информационных систем, применяемых в налоговом контроле
2.1 Современные средства проектирования информационных систем налоговых органов
2.2 Анализирование функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы
2.3 Организация автоматизированной информационной системы АИС «Налог» в налоговых органах
3 Оценка применения и развития автоматизированных систем и компьютерных технологий в налогообложении
3.1 Проблемы и перспективы развития налоговых информационных систем
3.2 Организация автоматизированной информационной системы АИС «Налог» в налоговых органах
3.3 Проектирование и внедрение компьютерных информационных технологий в налогообложение на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

моя.docx

— 393.33 Кб (Скачать файл)

Для решения задач внедрения  информационных технологий непосредственно в региональных и местных налоговых инспекциях организуются специальные подразделения по информатизации, которые занимаются:

– внедрением нового системного программного обеспечения и средств электронно–вычислительной и другой офисной техники;

– эксплуатацией системных и прикладных программных продуктов и средств ЭВТ;

– информационным взаимодействием между уровнями АИС «Налог» и внешними автоматизированными системами;

– оказанием консультационной помощи.

При разработке АИС «Налог» в  системах налогообложения необходимо владеть всей полнотой информации о предметной области налогообложения, которая включает информационно–функциональные схемы работы налоговых инспекций.

АИС «Налог» имеет свои особенности, которые определяются следующим перечнем требований: структура АИС должна соответствовать структуре налоговой системы; содержание АИС должно соответствовать предметной области налоговой системы (задачи, документы); система обработки информации в АИС реализуется на основе сетевой информационной технологии в налоговых службах; при разработке информационного, программного и технического обеспечения АИС необходимо учитывать единство стандартов, терминологии, унификации методик проектирования.

Техническую основу информатизации в  налоговых органах в настоящее время составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.

Основное системное программное  обеспечение –– операционные системы фирмы Microsoft (для рабочих станций) и Novell (для локальных сетей).

Использование информационных технологий в налоговой инспекции позволяет  реализовать:

 – ввод и хранение платежных и отчетных налоговых документов;

 – функционирование в единой среде нормативно–справочной информации;

 – стандартизированную систему кодирования данных, предназначенных для обмена информацией между объектами налоговой службы;

 – идентификацию информации по налогообложению в соответствии со стандартизированной системой присвоения внутренних машинных имен реквизитов;

 – дополнительную (кроме общесистемной –– на уровне операционной системы или системы управления базами данных) защиту данных от несанкционированного доступа пользователей с различными привилегиями;

 – дополнительные (кроме общесистемных) средства обеспечения сохранности и безопасности хранения информации;

 – архивирование данных по налогообложению и последующий их анализ с возможностью построения прогнозных отчетов;

– ведение архивно–справочной системы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе, выходных отчетных форм и любых других документов;

– генерирование и возможность модификации входных интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных картотек пользователей.

Функционально АИС «Налог» состоит  из прикладных программных комплексов, включающих:

– комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам»;

– комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства».

Комплекс «Налогообложение, обеспечение  сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначен для:

– учета налогоплательщиков;

– оперативно–бухгалтерского учета в области налогообложения;

– камеральных проверок налоговых расчетов;

– ведения налоговой статистики и отчетности;

– учета и контроля банковских счетов;

– учета контрольно–кассовых машин;

 – обработки информации по внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков по данным Государственного таможенного комитета РФ.

Комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства» позволяет решить:

– составление, анализ и корректировку графиков проведения документальных проверок и их типов;

 – сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из других подсистем АИС «Налог» с использованием запросной системы;

– сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из внешних автоматизированных систем;

– хранение размеров и видов выявленных сумм, актов по итогам документальных проверок, предложений к актам, журналов регистрации, проверок и правонарушений;

– получение и передачу в подсистему оперативно–бухгалтерского учета результатов проведения документальных проверок  сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пени;

– учет административных мер, наложенных на налогоплательщиков  физических лиц.

В АИС «Налог» реализовано межуровневое информационное взаимодействие на основе создания интегрированных распределенных баз данных. По специальному регламенту на федеральном уровне собираются по каналам связи и обобщаются данные по Государственному реестру налогоплательщиков, налоговая статистическая отчетность, деловая и ведомственная переписка. Из Министерства РФ по налогам и сборам по электронным каналам поступают директивные указания, методические и нормативно–справочные материалы, сертифицированное программное обеспечение и доработки к нему.

Для полноценного использования средств  информационных технологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в настоящее время в информационной среде налоговых органов. Кроме того, должны быть созданы дополнительные базы данных с информацией, поступающей от внешних организаций, или реализованы постоянные информационные связи с ними.

АИС «Налог» располагает следующими основными базами данных.

 – государственный реестр налогоплательщиков;

– интегрированная многоуровневая база данных банковских счетов налогоплательщиков;

– комплексная база данных лицевых счетов каждого налогоплательщика;

– база данных обязательных отчетных документов, которые определены налоговым законодательством для указания налогооблагаемой базы и исчисления налогов самим налогоплательщиком;

– база данных контрольных (документальных) проверок налогоплательщиков;

– нормативная база данных, содержащая нормативно–справочную информацию;

– база данных с дополнительными сведениями о налогоплательщиках.

Информационное взаимодействие с  государственными организациями –– одна из главных задач, поставленных перед налоговой инспекцией.

Основные информационные потоки, связанные  с Министерством РФ по налогам  и сборам, приходят из банковских и  кредитных учреждений, из Государственного таможенного комитета РФ, из Федерального казначейства, из Федеральной службы налоговой полиции и органов  Министерства внутренних дел РФ. При слиянии и взаимном обмене этих потоков возможно создание и совместное использование таких баз данных, как:

– Государственный реестр налогоплательщиков с дополнительными учетными данными;

– сведения по нарушениям налогового законодательства;

 – банковские счета налогоплательщиков (всех типов, в том числе и закрытых на текущий момент);

– движение на лицевых счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц.

Большое значение придается созданию автоматизированных компьютерных систем, предназначенных для выявления потенциальных или явных неплательщиков налогов.

 

3.2 Организация автоматизированной информационной системы АИС «Налог» в налоговых органах

 

 Процесс управления экономикой любой страны связан с воздействием государства на различные сферы экономической жизни. Основными целями государственного воздействия являются: достижение устойчивого экономического роста в стране, обеспечение стабильности цен на товары и услуги, занятость трудоспособного населения, обеспечение высокого уровня жизни населения и т.д. Эти цели взаимосвязаны между собой и достичь их одновременно практически невозможно. Достижение сбалансированности в управлении экономикой и есть основа экономической политики государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования является налоговая политика. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи поступают в бюджетную систему России, т.е. формируют денежные доходы государства. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя социальной, оборонной, правоохранительной и других функций. При существовании СССР платежи государственных предприятий не носили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговой службы, которая является государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов. Система органов Государственной налоговой службы Российской Федерации включает в себя:

–        центральный республиканский (Российской Федерации) орган государственного управления — Государственную налоговую службу РФ;  

–       государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации;   

–      государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения); 

–       государственные налоговые инспекции районов в городах.

Государственная налоговая служба Российской Федерации  входит в систему центральных  органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной  задачей Государственной налоговой  службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы  управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия  субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы  возможно только при использовании  передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах  налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена  для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению  сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Для создания автоматизированной информационной системы  налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру.

Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному делению. Налоговая служба построена таким образом, чтобы обеспечить единство целей, при котором отдельные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных.

Первые  уровни Государственной налоговой  службы состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами — предприятиями и организациями, так и физическими лицами населением) осуществляет 3-й уровень. Низовым уровнем являются налоговые инспекции районов, городов без районного деления и городских районов. Они осуществляют следующие функции:

     –   контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; 

   –     учет плательщиков налогов и платежей в бюджет;    

–   обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за своевременностью их поступления в бюджет;

  –      проверка достоверности и контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерской отчетности и расчетов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;    

–    взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и кредитными органами в части контроля за правильностью реализации и исполнения законодательства;    

–   наложение финансовых санкций, предусмотренных законодательством за его нарушение, и обеспечение правильности их применения;     

–  составление, анализ и представление в районные и городские финансовые органы сведений о фактически поступивших суммах налогов и платежей в бюджет;     

–   составление, анализ и представление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности;      

– ведение в установленном порядке делопроизводства и другие функции.

Для осуществления  всех указанных функций в системе  управления органами Госналогслужбы РФ создана автоматизированная информационная система «Налог».

Автоматизированная  информационная система (АИС) «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогелужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

Информация о работе Автоматизироанные системы и компьютерные технологии в налогообложении