Действующий механизм акцизного налогообложения и перспективы его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Акцизы. Общая характеристика.
1.1История возникновения акцизов.
1.2 Основные положения законодательства об акцизах.
1.3 Порядок исчисления акциза.
Глава 2. Анализ налоговыхпоступленийвРоссийской Федерации.
2.1. Общая характеристика налоговойсистемы РФ на современном этапе.
2.2. Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет.
2.3. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений.
Глава 3. Проблемы и пути решения.
3.1 Проблемы налогового законодательства и пути их решения.
3.2. Проблема неплатежей.
3.3. Трудности механизма налогообложения.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

налог и налог проверка курс.docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

1)  До принятия Налогового Кодекса;

2)  После принятия Налогового Кодекса.

   Первый этап, в свою очередь, состоит из нескольких ступеней развития. Осуществление рыночных преобразований в экономике активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и его новоиспеченного "сателлита" - налога продаж были введены 2 других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 года НДС соответствовало требованиям рыночных отношений, ибо охватывало и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех статьях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.

   Все налоги, сборы и другие платежи "питают" бюджетную систему страны. Существование большого количества законодательных актов и налогов, двойного обложения одних и тех же объектов усложняло деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимателей и вело к большим затратам в администрировании. Отсутствие знаний в своих обязательствах по налогам у большинства налогоплательщиков, также потребовало пересмотра законодательных актов. В связи, с чем был введен Налоговый Кодекс РФ.

   В Налоговом кодексе предусмотрен ряд экономических льгот, облегчающих положение налогоплательщиков, которые отсутствовали в ранее действовавшем законодательстве, важнейшие из которых следующие:

- система увеличенных  коэффициентов амортизации, что  позволяет увеличить необлагаемую  прибыль и ускорить замену  основных фондов;

- принятие единой  ставки налога на прибыль;

- применение нового  механизма взимания налога на  добавленную стоимость;

- обеспечение переноса  потерь прошлых лет для всех  отраслей народного хозяйства;

- уменьшение величины  дохода, облагаемого подоходным  налогом.

   Основной принцип в области управления и контроля за налогами, заложенный в Налоговом кодексе, заключается в обеспечении ответственности налоговой службы, которая определена единственным органом, осуществляющим налоговое управление и контроль за исполнением налогового законодательства в целях обеспечения эффективного сбора всех налогов.

   В целях поддержки малого предпринимательства увеличен регистрационный порог налога на добавленной стоимости до 2,5 миллион руб.

   В целях упрощения налогообложения малого и среднего бизнеса постоянно расширяется перечень видов предпринимательской деятельности, осуществляемых физическими лицами на патентной основе.

   Наряду с положительными изменениями и дополнениями в Налоговый кодекс было также внесено более 500 поправок, в основном усложняющих администрирование налогов, предоставляющих дополнительные льготы отдельным или группе хозяйствующих субъектов. Такое частое изменение налогового законодательства без предварительного анализа и в угоду отдельным категориям налогоплательщиков подрывало стабильность налоговой системы, создавало трудности в ее администрировании и нарушало целостность налоговой структуры.

    Таким образом, можно сказать, что изменения в налоговой системе принимались, прежде всего, с целью ее совершенствования. Кроме того, в целях дальнейшего развития рынка ценных бумаг в РФ, в законодательное собрание было внесено предложение, где предусмотрено освобождение от налога на прибыль, доходов, получаемых от операций (владение, продажи, распоряжения и других видов) с государственными ценными бумагами.

   К наиболее важными кардинальным изменениям, произошедших с введением Налогового Кодекса по видам налогов до 2009 года, можно отнести:

1)  По налогу на прибыль. Основной целью раздела "Налог на прибыль" является устранение антистимулов, тормозящих развитие бизнеса. В этом разделе упорядочены и систематизированы различные виды доходов, подлежащих включению в состав совокупного дохода, и введена система вычетов из совокупного дохода.

2)  Система учета налога на прибыль увязывается с условиями, которые сложились в РФ. Наряду с методами начислений, которые лучше всего подходят для среднего и крупного бизнеса, в настоящее время разрешается использование и кассового метода. К основным изменениям по налогу на прибыль относятся:

· Принятие единой ставки налога на прибыль в размере 30%, вместо ранее действовавших различных ставок.

· Принципиально новым по налогу на прибыль по сравнению с действующим, где ставки составляли от 15 до 50% в зависимости от вида деятельности, является внедрение концепции, предполагающей равноправие всех объектов хозяйственной деятельности (единая ставка в размере 30%).    Это позволит упорядочить контроль и учет налоговых органов и предприятий.

3)  Включение в состав расходов, связанных с получением доходов, затрат на предоставление материальных льгот работающим (ранее не включаемые). Главное внимание здесь уделяется уточнению состава затрат, и в первую очередь, амортизационным отчислениям. Эти отчисления должны стать реальным источником для восстановления производственных фондов предприятий. Одним из важных моментов, облегчающих положение налогоплательщиков, является пролонгация убытков прошлых лет для всех отраслей народного хозяйства сроком до 5 лет.

4)  Применение увеличенных коэффициентов амортизации, что позволило хозяйствующим субъектам уменьшить налогооблагаемую прибыль и своевременно обновлять свой производственный потенциал.

5)  Обложение доходов предприятий, полученных по процентам от вкладов в банках снижено с 30-50 до 15%, а снижение ставок налогов на дивиденды и проценты, выплачиваемые юридическим лицам, с 15 до 5%.

   Известно, что некоторые отрасли промышленности (например, горнодобывающая) являются фондоемкими, и порядок исчисления амортизации, предусмотренный в Налоговом кодексе, не позволяет им в короткий срок восстановить основные средства. Они морально и физически устаревают, и снижается эффективность их использования. В связи с этим возникает необходимость применения в таких отраслях отдельных схем ускоренной амортизации для целей налогообложения. Сейчас уже внесены поправки в соответствующую статью Налогового кодекса.

   Следует особо отметить, что в новом Налоговом кодексе введен и прописан принцип, согласно которому налоговые органы страны могут осуществлять свои действия только в том случае, если эти действия разрешены кодексом, а налогоплательщики, в свою очередь, могут действовать во всех случаях, которые не запрещены данным Налоговым кодексом.

   Также предусмотрена возможность для налогоплательщиков предоставлять налоговые отчетности в электронной форме с использованием сети Интернет без непосредственного контакта с представителями налоговых органов.

   В тоже время налоговые органы обязаны не только контролировать исполнение налогового законодательства, но и оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении ими этих обязательств. Что касается бланков налоговой отчетности, то они предоставляются налоговыми органами бесплатно.

   Помимо этого установлены сроки давности для налоговых целей — начисление или пересмотр суммы налоговой задолженности налогоплательщика может быть проведен в течение 6 лет после окончания налогового периода (в действующем кодексе ограничений по сроку давности не установлено). В тоже время возврат и зачет переплаченных сумм налога может быть произведен в течение 6 лет после окончания налогового периода (в действующем кодексе 3 года).

   Введена классификация налоговых проверок, которые делятся на документальные проверки (плановые, внеплановые и перепроверки) и камеральные проверки. А при планировании налоговых проверок налоговые органы обязаны учитывать вероятность неуплаты налогов. Поэтому в новом Налоговом кодексе предусмотрена методика анализа оценки рисков неуплаты налогов, как основание для проверки, а также определены механизмы и случаи начисления налоговых обязательств налогоплательщика на основе косвенных и расчетных методов определения налоговой базы.

   С другой стороны, введены ограничения на проведение перепроверок налогоплательщиков — перепроверка может быть проведена в случае мотивированного заявления уполномоченного лица налогового органа, с указанием причин, по которым документы не были проверены ранее. При этом перепроверка должна быть проведена уполномоченным лицом налоговых органов, не участвовавшем в налоговой проверке, результаты которой перепроверяются.

   Также предусмотрен механизм помощи налогоплательщикам по соблюдению требований налогового законодательства при заполнении налоговой отчетности. В частности, он реализуется с помощью камеральных проверок, которые направлены на выявление ошибок, допущенных налогоплательщиками при составлении налоговых отчетов с целью предупреждения доначисления штрафных санкций при проведении налоговых проверок.

   Помимо этого установлены общие принципы привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Например, никто не может быть привлечен дважды к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

   В новом Налоговом кодексе упрощены налоговые процедуры представления отчетности и уплаты налогов — количество ежемесячной и квартальной отчетности и сроки уплаты налогов сокращены более чем в 3 раза. Что касается ставки НДС, то она сокращена с 20 до 12 процентов. Ставка единого налога для субъектов малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения, снижена с 10 до 6 процентов.

   В тоже время, вместо отчислений на воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы, введен налог на недра (роялти и разовый платеж — бонус).

   Кроме этого, заложены механизмы для реального введения налога на недвижимое имущество — на основе натуральных показателей. При этом предусмотрено освобождение от налога социально-уязвимых слоев населения и вычеты на каждого налогоплательщика.

   Введены стимулирующие меры для развития определенных отраслей республики: для горнодобывающей промышленности предусмотрена ускоренная амортизация основных средств, стабилизация режима налогообложения; для отраслей переработки плодов, овощей и ягод — освобождение от уплаты налога на прибыль части прибыли, направленной на реинвестирование, а также освобождение от НДС; для отраслей переработки сельскохозяйственной продукции — полное освобождение от НДС в случае переработки собственной продукции, а также снижение НДС на 35% в остальных случаях. Для стимулирования развития сельского хозяйства и сельскохозяйственной инфраструктуры, товарно-сервисные кооперативы освобождены от налога на прибыль и от НДС.

 

2.2. Динамика поступлений  прямых косвенных налогов в  бюджет.

   В качестве косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов государство использует целую совокупность налогов которая требует своего упорядочения. Для того чтобы выяснить какое влияние оказывают косвенные налоги на бюджет РФ необходимо проанализировать доходную часть государственного бюджета за несколько лет. Из таблицы № 1, наглядно видно какую долю в доходах государственного бюджета занимают косвенные налоги. Для полного анализа воздействия косвенных налогов на бюджет, мы взяли данные за три отчетных года и план на 2008 год.

   Анализ государственного бюджета РФ показал, что косвенные налоги занимают определяющую роль в формировании доходов государства, так как 50 % доходов бюджета страны это более 50 % налоговых поступлений.

   Столь значительная доля косвенных налогов в доходах государственного бюджета не является негативным фактором, так как во всем мире в сфере налогообложения наблюдается переход к косвенным налогам или, другими словами, к обложению потребления.

   Почему косвенные налоги так стабильно удерживают свои позиции в государственном бюджете, мы узнаем из следующего анализа.

   К собственным источникам местных бюджетов относят:

1. местные налоги  и сборы;

2. земельный налог  с юридических лиц,

3. земельный налог  с физических лиц;

4. государственная  пошлина;

5. арендная плата  за землю;

6. отдельные виды  неналоговых поступлений и штрафов  закрепленные за местными органами  власти.

   В структуре собственных доходов косвенные налоги имеют тенденцию увеличения, и составляют порядка трети. Увеличение доли данного налога является следствием суммарного увеличения поступлений данного налога в местные бюджеты.

   В перспективе доля данного налога будет увеличиваться, так как до 2008 года администрированием данного налога занималась районная государственная налоговая инспекция, в последующем его передадут налоговым работникам органов местного самоуправления. А так как они являются заинтересованной стороной то и пополнение должно быть увеличено.

   Из проведенного анализа формирования бюджетов РФ можно сделать следующий вывод, НДС является централизованным налогом, т.е. он полностью поступает в республиканский бюджет Российской Федерации. Хотя НДС является централизованным налогом поступающим в республиканский бюджет, для стимулирования местных органов власти в полной мобилизации НДС установлен повышенный норматив отчислений. Согласно этому порядку регионы которые перевыполняют контингент НДС получает в свой бюджет 70 % от фактически перевыполненной суммы. В структуре же государственного бюджета он составляет основную долю.

    На втором месте среди косвенных налогов по собираемости находятся акцизные сборы, затем налог с товарооборота и с розничных продаж и последним по объму поступлений является таможенная пошлина, на долю которой приходится менее 3 % общих поступлений.

   В целом косвенные налоги являются основным источником пополнения бюджета страны, т.к. порядка 50 % доходов государственного бюджета это более половины налоговых поступлений. Данное являение нельзя считать негативным фактором, т.к. во всем мире наметилась тенденция увеличения косвенных налогов, но тем не менее по мере экономического развития страны прямые налоги должны увеличиться. И этот процесс уже можно наблюдать в экономике РФ – на втором месте по собираемости после НДС уже находится подоходный налог с физического лица и это позитивный результат экономического развития страны.

   В РФ, как и в других странах, переход к рыночным отношениям начал осуществляться в условиях глубокого экономического кризиса, тотального дефицита: отсталости технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала дисциплины труда и поставок, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерности роста эффективности труда и повышения доходов населения, роста цен и снижения уровня удовлетворения платежеспособности населения.

Информация о работе Действующий механизм акцизного налогообложения и перспективы его совершенствования