Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа
Задачи:
1. Рассмотреть сущность финансовой политики и ее цели.
2. Исследовать типы и инструменты финансовой политики.
3. Изучить методы оценки эффективности финансовой политики.
4. Рассмотрение направления бюджетной политики РФ.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ
5
1.1. Фискальная политика понятие и цели
5
1.2. Типы фискальной политики
10
1.3. Дискреционная фискальная политика
11
1.4.Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы
15
2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
19
2.1. 2.1. Методология исследования эффективности фискальной политики
19
2.2. 2.2. Эконометрические методы оценки эффективности фискальной политики
21
2.3. Сочетание фискальной политики, с денежной и налоговой
27
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТиКИ РФ
33
3.1. Цели и задачи бюджетной политики на современном этапе
33
3.2. Макроэкономическая стабильность
36
3.3. Повышение качества и конкурентоспособности налоговой системы
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
46
Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
ОГЛАВЛЕНИЕ
с.
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ |
5 |
1.1. Фискальная политика понятие и цели |
5 |
1.2. Типы фискальной политики |
10 |
1.3. Дискреционная фискальная политика |
11 |
1.4.Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы |
15 |
2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА |
19 |
2.1. 2.1. Методология исследования эффективности фискальной политики |
19 |
2.2. 2.2. Эконометрические методы оценки эффективности фискальной политики |
21 |
2.3. Сочетание фискальной политики, с денежной и налоговой |
27 |
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТиКИ РФ |
33 |
3.1. Цели и задачи бюджетной политики на современном этапе |
33 |
3.2. Макроэкономическая стабильность |
36 |
3.3.
Повышение качества и |
39 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
44 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
46 |
ВВЕДЕНИЕ
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.
Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
Основной задачей
Предметом данной работы является фискальная политика и ее инструменты.
Объектом курсовой работы является бюджетная система РФ.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность финансовой политики и ее цели.
2. Исследовать типы
и инструменты финансовой
3. Изучить методы оценки
эффективности финансовой
4. Рассмотрение направления бюджетной политики РФ.
С начала экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм, что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных налоговых поступлений.
Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями. Но, тем не менее, в данной работе была поставлена цель рассмотреть проблемы и особенности осуществления на территории РФ фискальной политики, проводимой правительством РФ.
Главными средствами перераспределения
доходов и наиболее важными орудиями
государственного регулирования экономики
и экономической политики являются
бюджет и налоги. Это тесно связанные
категории, поэтому часто говорят
о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина
«бюджетно-налоговый» используют его
синоним «фискальный»
(от лат. fiscus - государственная казна
и fiscalis - относящийся к казне).
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики [1].
Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики [8].
Фискальная политика
- совокупность финансовых мероприятий
государства по регулированию
Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:
1) устойчивый рост национального дохода;
2) умеренные темпы инфляции;
3) полная занятость;
4) сглаживание циклических колебаний экономики.
Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм [18].
Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.
При дискреционной политике государство сознательно регулирует налогообложение и бюджетные расходы для улучшения экономического положения страны. Это регулирование различно на разных фазах экономического цикла. Так, во время кризиса государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую активность [7].
Фискальная политика, основанная на встроенных стабилизаторах, использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла. Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются, а социальные выплаты возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.
Автоматическая фискальная политика – это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов [11].
Встроенный стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.
Такими автоматическими
1) прогрессивная налоговая
2) пособия по безработице и
прочие социальные выплаты,
Встроенные стабилизаторы не устраняют
причин циклических колебаний
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.
Информация о работе Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства