Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Рассмотреть сущность финансовой политики и ее цели.
2. Исследовать типы и инструменты финансовой политики.
3. Изучить методы оценки эффективности финансовой политики.
4. Рассмотрение направления бюджетной политики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ
5
1.1. Фискальная политика понятие и цели
5
1.2. Типы фискальной политики
10
1.3. Дискреционная фискальная политика
11
1.4.Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы

15
2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
19
2.1. 2.1. Методология исследования эффективности фискальной политики
19
2.2. 2.2. Эконометрические методы оценки эффективности фискальной политики
21
2.3. Сочетание фискальной политики, с денежной и налоговой
27
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТиКИ РФ
33
3.1. Цели и задачи бюджетной политики на современном этапе
33
3.2. Макроэкономическая стабильность

36
3.3. Повышение качества и конкурентоспособности налоговой системы


39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
46

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 546.50 Кб (Скачать файл)

В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства. Сторонники кейнсианского направления  традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.

Сторонники теории "экономики  предложения" рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения [9].

  • 1.2. Типы фискальной политики 

 

В зависимости от характера  использования прямых и косвенных  финансовых методов экономическая  наука различает два типа фискальной политики государства:

  • дискреционную;
  • недискреционную.

 



 


 



 

 



 

 

 

 

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую  экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений [10].

  • 1.3. Дискреционная фискальная политика

 

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной политики:

  • стимулирующую;
  • рестриктивную.   

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано  с проведением комплексной налоговой  реформы, сопровождающейся ограничительной  кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации  структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей целью  ограничение циклического подъема  экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер [12].

В краткосрочной перспективе  эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более  долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки  для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

В рамках дискреционной  политики рассматриваются различные  социальные программы, государственная  программа занятости, изменения  налоговых ставок [17].

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны.

Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать  совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.

Поскольку эти программы  довольно расточительны, гораздо эффективнее    проводить    регулярную    антициклическую    политику,   чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом.

Конечно, эти программы  занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае [15].

В условиях нормального  экономического развития правительство  должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.                                          

Расходы на социальные программы  включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.

Так, снижение ставок подоходного  налога в условиях кратковременного спада мoжет удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.

К недостаткам временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так  как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.                                      

Эффективная дискреционная  фискальная политика предполагает грамотную  диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру [13].

Однако узнать, во что  выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.

Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной  политики связано также с обычными административными процедурами  по организации мероприятий, обусловленных  проведением новой хозяйственной политики.

Эффект от принятия новой  фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств  в развитие производства окупаются  по истечении достаточно большого срока  времени.

Отмеченные запаздывания, временные лаги между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.

 

    1. Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы

 

Под встроенными стабилизаторами  имеется в виду определенные особенности  в государственных доходах, которые  выполняют компенсационную роль в экономике, независимо от применяемых правительственных решений. Объясняется это тем, что объем налоговых поступлений, и значительная часть государственных расходов тесно связаны с активностью частного сектора. Ставки налогов построены таким образом, что налоговые поступления растут, когда национальный доход растет, и снижается при падении объема национального дохода.

Трансфертные  платежи также играют определенную стабилизирующую роль. Некоторые  из них как, например, детские пособия и выплаты на лечение не зависят от колебания национального дохода. Но большая часть трансферта (пособие по безработице, дополнительные выплаты и другие) меняются в обратной зависимости от колебаний делового цикла: во время экономического подъема выплаты такого рода существенно сокращаются и растут в период производства [9].

В некоторой  степени необходимые изменения  в относительные уровни государственных  расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики. Так произошло потому, что мы предположили существование аккордного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных увеличениях ЧНП. Встроенная стабильность возникает в связи с тем, что в реальности наша налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий), который варьирует пропорционально величине ЧНП. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подход подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ЧНП и роста обмена закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпорации, налога с оборота и акцизов. И увеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать. Трансфертные платежи (или "отрицательные налоги") имеют прямо противоположное поведение [14].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если налоговые поступления  колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически проявляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодоление возможной инфляции.

Рисунок может служить  хорошей иллюстрацией того, как налоговая  система повышает встроенную стабильность. Правительственные расходы (G) в этой схеме считаются заданными и  независимыми от величины ЧНП; расходы  утверждаются конгрессом на постоянных фиксированных уровнях. Но конгресс не определяет размер налоговых поступлений, скорее, он определяет величину налоговых ставок. Налоговые поступления затем колеблются в том же направлении, что и уровень ЧНП, которого достигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и ЧНП зафиксировано в поднимающейся линии Т [4].

Экономическое значение этих прямых взаимосвязей между налоговыми  поступлениями и величиной ЧНП  приобретает особую важность, когда  мы вспоминаем о двух обстоятельствах. Во-первых, налоги представляют собой утечку или потерю потенциальной покупательной способности в экономике. Во-вторых, желательно увеличить объем таких утечек (изъятий) в периоды, когда экономика движется к инфляции, и, напротив, величина изъятий покупательной способности должна быть минимизирована в период замедления роста. Другими словами, налоговые системы, изображенные на рисунке создает некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и безработице. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. По мере роста ЧНП в период процветания налоговые поступления и возрастает и - поскольку они представляют собой утечку - сдерживают экономический подъем. Когда ЧНП сокращается, в период спада налоговые поступления автоматически сокращаются и это сокращение смягчает экономический спад. То есть с падающим ЧНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту. Используя обозначения рисунка, низкий уровень национального продукта ЧНП3 автоматически вызовет появление стимулирующего бюджетного дефицита; высокий, связанный с инфляцией уровень продукта ЧНП2 автоматически вызовет появление сдерживающего бюджетного излишка.

Информация о работе Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства