Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Рассмотреть сущность финансовой политики и ее цели.
2. Исследовать типы и инструменты финансовой политики.
3. Изучить методы оценки эффективности финансовой политики.
4. Рассмотрение направления бюджетной политики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ
5
1.1. Фискальная политика понятие и цели
5
1.2. Типы фискальной политики
10
1.3. Дискреционная фискальная политика
11
1.4.Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы

15
2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
19
2.1. 2.1. Методология исследования эффективности фискальной политики
19
2.2. 2.2. Эконометрические методы оценки эффективности фискальной политики
21
2.3. Сочетание фискальной политики, с денежной и налоговой
27
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТиКИ РФ
33
3.1. Цели и задачи бюджетной политики на современном этапе
33
3.2. Макроэкономическая стабильность

36
3.3. Повышение качества и конкурентоспособности налоговой системы


39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
46

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 546.50 Кб (Скачать файл)


  • Дополнительное ограничение, накладываемое на функциональные свойства производственной системы, задается уравнением, аналогичным (6),

  • Построенная система уравнений (14), (16) достаточна для отыскания параметров β и γ. Как и в случае трехпараметрического метода уравнение (14) воспроизводит "точечные" свойства производственной системы, а уравнение (16) - "интервальные". При этом вспомогательное уравнение, задающее динамические свойства фискальной системы, отсутствует; по умолчанию считается, что получаемая сумма налогов полностью детерминируется активностью производственной системы и уровнем фискального давления.
  • Формулы для оценки параметров на основе решения (14), (16) имеют вид:

  • Точки Лаффера первого и второго рода определяются из (14) и (15) по соответствующим формулам:

  • Анализ условий второго порядка показывает следующее: для того, чтобы стационарные точки (19) и (20) были действительно точками Лаффера, необходимо и достаточно выполнения двух неравенств: β>0 и γ<0.
    • 2.3. Сочетание фискальной политики, с денежной и налоговой

     

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства - важное направление  его финансовой политики, которое  играет большую роль в регулировании  экономики посредством налогов  и политики доходов и расходов.

    Сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывет с их помощью свои бюджетный дефицит [18]. Когда происходит такое приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо.


     

     

     

     

     

     

     

    Рис.3.  Денежное приспособление  фискальной политики

    Фискальная экспансия  сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.

    Итак, при растущем предложении  денег наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику,  сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики - это сложный вопрос [14].

    Важно рассмотреть, как  они влияют на рост совокупного спроса.             В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие при стимулировании процентно зависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому - быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство.

    Фискальная политика, напротив, оказывает воздействие  через покупку государством товаров  и услуг или через изменение  налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение) [13].

    Рассмотрим влияние  составляющих фискальной политики  на ключевые переменные. Один из интересных случаев - инвестиционные субсидии, когда  государство субсидирует инвестиции, таким образом как бы оплачивая  часть расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы теперь планируют больше инвестиций (рис.4).

     


     

     

     

     

     

     

    а)              б)

     

    Рис.4 Влияние инвестиции на ВНП

     

    Кривая IS (рис. б) сдвигается на величину роста инвестиций (рис. а) (еще действует мультипликатор времени а). Новое равновесие достигается в точке Е'. Ставка процента растет, но это не отменяет влияния инвестиционных субсидий.

    На рисунке показана экономика, первоначально находившаяся в точке Е. с неполной занятостью, а затем достигающая уровня выпуска продукта у* при полной занятости. Для достижения этого уровня продукта можно использовать фискальную политику (экспансию) с продвижением к точке Е1 (с более высокой ставкой процента). Можно выбрать денежную экспансию, ведущую к состоянию полной занятости с более низкой ставкой процента (Е2). Можно также подобрать сочетание фискальной и денежной политики приводящее к какому-либо промежуточному состоянию. (Денежная экспансия сдвигает LM вправо вниз, фискальная политика сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение ставки процента в случае денежной экспансии означает, что инвестиции увеличатся от E2 до Е1. Обе финансовые политики увеличивают продукт, но их влияние на различные отрасли экономики различно. Необходимо решить, что даст наибольшую выгоду [20].

    Консерваторы доказывают необходимость снижения налогов. Они  поддерживают стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются  в период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, что необходимо расширить  поле деятельности государства в сфере образования, охраны окружающей среды, подготовки кадров и т. д. и следовательно, поддержать экспансионистскую политику в форме роста госрасходов Доказано, что необходимо действовать через снижение ставки процента поддерживая рост инвестиционных расходов, т. е. государственные деятели могут выбирать такую политику, которая будет не только приводить экономику к состоянию полной занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.      

    Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Цели налоговой политики:

    1) обеспечивать  полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

    2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

    3) обеспечивать   социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

    Налоговая политика формируется и  реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия  может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам) [14].                                  

     

     

     


     

     

     

     

     

    Рис.5  Выбор между денежной и фискальной политикой

    Налоговая политика проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики. 
     Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела,  
    желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше  
    ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта,  
    взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево,  
    которое их питает. Так что в основу государственной налоговой политики  
    должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.  
    Другое дело, что государство успевает связать себя такими бюджетными  
    обязательствами расходов, что вынуждено искать спасения в налоговых  
    поборах для обеспечения расходов бюджета [17].

    Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

    Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной  экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

     

     

     

     

     

     

     

     

  • 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТиКИ РФ

    3.1. Цели и задачи бюджетной политики на современном этапе

     

    В основу формирования и  реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

    Основные показатели федерального бюджета 

    на 2012 год и  период до 2014 года

     

    Показатель

    2010 (отчет)

    2011 (оценка)

    Проект бюджета

    2012

    2013

    2014

    Основные параметры  бюджетной системы

    Доходы, млрд. руб.

    15 737,5

    20 335,1

    21 438,7

    23 358,5

    26 237,1

    Расходы, млрд. руб.

    17 614,5

    20 179,0

    22 354,8

    24 413,7

    26 728,0

    Справочно: расходы на душу населения, руб. в месяц

    10 272,0

    11 775,8

    13 045,5

    14 257,0

    15 608,5

    Основные параметры  федерального бюджета, млрд. руб.

    Доходы - всего

    8 305,4

    11 211,3

    11 779,9

    12 705,9

    14 091,8

    Расходы - всего,  
    в том числе

    10 117,5

    11 019,4

    12 656,4

    13 730,6

    14 582,9

    Обслуживание государственного долга

    195,0

    266,6

    388,4

    482,3

    579,2

    Условно утвержденные расходы 

    -

    -

    -

    343,3

    833,6

    Дефицит

    -1 812,1

    192,0

    -876,6

    -1 024,7

    -491,1


     

    Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения.  Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита  граждан, нуждающихся в государственной помощи.  

    Основа для решения  социальных проблем — высокие  темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности,  обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие  транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

    Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое  условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных  бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.  

    Создание условий для будущего развития — важнейшая  миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования,   формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад должно внести комплексное решение демографической проблемы.

    Информация о работе Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства