Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление особенностей развития российских налоговых отношений, изучение влияния сложившихся налоговых институтов на современные российские налоговые отношения с целью выработки приоритетных направлений налогового реформирования. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:
-исследовать сущность налоговых категорий, принципы налогообложения, основные характеристики налоговой системы;
- выявить причины современных налоговых проблем, их связь со сложившимися налоговыми институтами России;
- предложить меры по преодолению негативных тенденций развития российских налоговых отношений.
Введение
1.Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики……………………………………………………………………
1.Сущность, функции и принципы построения налогообложения….
2.Налоговая система Российской Федерации…………………………
3.Налоговая нагрузка как характеристика налоговых отношений…..
2.Налоговая реформа и создание эффективной налоговой системы в России…………………………………………………………………………
1.Показатели эффективности налоговой системы…………………….
2.Экономические и институциональные особенности российских налоговых отношений …………………………………………………
3.Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях……………………………………………………………………….
1.Тенденции современных налоговых отношений……………………..
2.Пути оптимизации налоговых отношений в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Институциональная структура государственного экономического регулирования, глубина государственной интервенции в экономику, зависят в конечном итоге, от отклика субъектов экономики на действия государства. Налог в этом случае выступает инструментом обратной связи между государством и сферой хозяйствования, осуществляет индикативную функцию соотносительно проводимой социально-экономической политики, процесса реформирования экономики, положения экономических субъектов в соответствующей экономической среде.
3. Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях
3.1. Тенденции современных налоговых отношений
Основные
направления налоговой политики на 2012-2013
годы, подготовленные Минфином РФ, не предполагают
существенных изменений налоговой системы,
а будут создавать условия для восстановления
экономического роста в России. В трехлетней
перспективе приоритетами Правительства
РФ в области налоговой политики являются
создание сбалансированной налоговой
и бюджетной системы, поддержка инновационного
развития экономики, снижение налоговой
нагрузки для некоммерческого сектора.
Снижение налоговой нагрузки возможно
с помощью повышения качества налогового
администрирования, нейтральности и эффективности
налогов. Необходимо сократить затраты
налогоплательщиков на выполнение установленных
законом обязанностей.
Однако при этом следует
принимать во внимание, что налоговая
политика, с одной стороны, будет направлена
на противодействие негативным эффектам
экономического кризиса, а с другой стороны,
- на создание условий для восстановления
положительных темпов экономического
роста. В этой связи важнейшим фактором
проводимой налоговой политики является
необходимость поддержания сбалансированности
бюджетной системы.
Сокращение объемов
промышленного производства, негативная
тенденция изменения иных макроэкономических
показателей может привести к росту задолженности
по налогам и сборам перед бюджетной системой
Российской Федерации и увеличению масштабов
уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации
указанных рисков потребуется повышение
качества налогового администрирования,
а также развитие института изменения
срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный
налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).
На сегодняшний день
решены не все задачи, поставленные в ходе
налоговой реформы. Поэтому законодательство
о налогах и сборах будет динамично меняться.
В числе основных
результатов реализации налоговой политики
в 2008 г. можно назвать:
1. совершенствование налога на доходы
физических лиц;
2. создание налоговых стимулов для осуществления
инновационной деятельности;
3. совершенствование порядка налогообложения
дивидендов, выплачиваемых российским
организациям;
4. улучшение качества налогового администрирования.
3.2. Пути оптимизации налоговых отношений в Российской Федерации, оценивая перспективы продолжающейся реформы налогообложения, следует исходить из понимания того, что Россия является страной, стремящейся стать равноправным членом мирового и европейского рынка, хозяйственные субъекты которой последовательно включаются в процесс международного разделения труда. В этих условиях необходима переориентация налоговой реформы на приоритетные тенденции развития мировой налоговой политики, естественно, с учетом особенностей отечественной экономики. Нельзя игнорировать существования единой концептуальной основы, определяющей важнейшие направления развития налоговых систем в условиях современной рыночной экономики. Важно также учитывать общемировые тенденции гармонизации национальных налоговых структур и унификации принципов начисления основных видов налогов, постоянно углубляющиеся в процессе активного развития интеграционных процессов в мировом хозяйственном комплексе.
Исходя из принципа сбалансированности приоритетных задач государственной налоговой политики, можно определить основные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы для российской экономики, включающей следующие положения.
Прежде всего - это формирование
и последовательное развитие системы
налоговых методов
Задачу обеспечения
Решить проблему пополнения бюджета, несущего неизбежные потери в результате либерализации подоходного обложения, предназначается политике последовательного расширения сферы применения налогов на потребление, в частности НДС.
Важной тенденцией развития налоговой политики является использование налогов в качестве гаранта социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. Основными налоговыми инструментами должны стать налог на оплату труда в виде взносов в ФСС, финансирующий сеть программ социальной поддержки, и система налоговых льгот по подоходному налогу с физических лиц. Наиболее важным направлением развития методики расчетов налоговой базы и системы социальных льгот в рамках подоходного обложения должна стать приоритетная поддержка института семьи в качестве основы социальной и экономической структуры общества.
Рационально последовательное введение специальных акцизов на загрязняющие окружающую среду энергоносители и социально опасные виды товаров, расширение сферы действия и повышение ставок налогов на вредные выбросы. Главная цель введения этой группы налогов не фискальная, а регулирующая - они призваны обеспечить решение экологических и социальных проблем экономическими методами.
Специфика природно-географических
и социально-экономических
1.региональную дифференциацию производства, а также проблемы изъятия и перераспределения природной и географической ренты;
2.необходимость поддержания внутренних цен на топлив-но-энергетические ресурсы, транспортных тарифов на относительно низком по сравнению с мировым уровнем за счет льготных налоговых ставок;
3.необходимость формирования специальной системы налоговых стимулов для производства и экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.
Развитие в современной рыночной экономике таких явлений, как взаимозависимость национальных хозяйственных комплексов и интернационализация научно-технического развития производства, стимулирует процесс унификации налоговых ставок и гармонизации национальных налоговых систем России
Взаимосвязанная и согласованная реализация данных направлений обложения и составляет основу концептуального подхода в политике государственного налогового регулирования российской экономики.
Весь мировой опыт регулирования рыночной экономики подтверждает, что слаженно действующий фискальный механизм, учитывающий максимум особенностей современного этапа развития общественного производства, создает атмосферу экономической и социальной стабильности в обществе, укрепляет уверенность правительства в том, что оно обладает материальной основой для выполнения своих обязательств, а общества - в том, что ему обеспечены законность и стабильное развитие.
Заключение
За последние годы в
сфере реформирования налогового законодательства
достигнуты определенные позитивные результаты.
В первую очередь это уменьшение ставок
по основным налогам, а значит, и определенное
снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Налоговая система упростилась благодаря
отмене "оборотных" налогов, налога
с продаж, налога с имущества, переходящего
в порядке наследования и дарения.
К результатам
налогового реформирования, которые заслуживают
положительной оценки, можно отнести и
введение специальных налоговых режимов
- упрощенной системы налогообложения
и единого налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности, а также
для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Эти действия тоже направлены на снижение
налогового бремени налогоплательщиков,
упрощение процедуры налогообложения
и администрирования.
Тем не менее, приходится констатировать,
что российская налоговая система по-прежнему
несовершенна. Присущие ей недостатки
все еще предоставляют недобросовестным
налогоплательщикам значительные возможности
уклоняться от уплаты налогов, стимулируют
развитие теневой экономики, коррупции
и организованной преступности.
Нельзя еще сказать, что в полной мере
стимулируются инвестиционная, инновационная
и предпринимательская активность, расширение
производства. Ведь налоговые механизмы,
задействованные для достижения этих
целей, используются недостаточно и имеют
в основном фискальную направленность.
Отдельного
внимания заслуживают нормативная база
и сами процедуры налогообложения. Их
сложность и неоднозначность, а также
нестабильность влекут за собой большие
затраты не только на ведение бухгалтерского
и налогового учета, но и на содержание
налоговых органов. Перманентная налоговая
реформа приводит к тому, что налогоплательщику
становится все сложнее планировать свою
экономическую и финансовую деятельность,
оптимизировать налоговые платежи, сочетать
интересы бизнеса с интересами и законными
требованиями государства.
Кроме того, сложившаяся система налогообложения
постоянно вытесняет капиталы из производственного
сектора, не позволяет развиваться нормальному
инвестиционному процессу, так как блокирует
важнейший источник внутренних инвестиций
- добавочный доход. В результате наблюдается
постоянный отток национального капитала
за рубеж при недостаточном встречном
потоке иностранного капитала.
Основными целями современной налоговой
системы Российской Федерации должны
быть стимулирование развития рыночных
институтов и механизмов хозяйствования,
создание благоприятных условий для повышения
эффективности производства и обновления
основных фондов предприятий, понижение
общей налоговой нагрузки на экономику
и бизнес.
Снижение налогового бремени должно сопровождаться
понижением затрат на функционирование
административной налоговой системы,
а также развитием "социальной" и
"регулирующей" функций налогов.
Таким образом выделяются следующие приоритетные
направления реформирования налоговой
системы и проблемы, подлежащие решению:
- активное налоговое стимулирование экономического
и промышленного развития России;
- достижение стабильности и сбалансированности
налоговой системы;
- обеспечение социальной справедливости
налоговой системы;
- ослабление общей налоговой нагрузки
путем постепенного снижения ставок, введения
дополнительных льгот по отдельным федеральным
налогам (НДС, налогу на прибыль);
- создание благоприятных налоговых условий
для развития малого и среднего предпринимательства;
- усиление налогового стимулирования
инновационных предприятий;
- облегчение налоговой нагрузки на фонд
оплаты труда и т.д.
Список использованных источников
Информация о работе Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях