Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:39, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в исследовании практики учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля районной ИФНС и разработке теоретических и методических вопросов повышения эффективности аналитической работы. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
охарактеризовать приоритетные направления налогового контроля, формирующие его содержание;
проанализировать формы и методы налогового контроля и определить содержание методического инструментария для его реализации в системе налогового администрирования;
исследовать концептуальную модель системы учёта и анализа налоговых поступлений;
Введение
Теоретические основы учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля
Содержание налогового контроля
Формы и методы налогового контроля
Учёт и анализ налоговых поступлений в системе расчётно-аналитических методов налогового контроля
Организация учёта и анализа налоговых поступлений в территориальном органе ФНС
Организационно-правовая характеристика ИФНС по Промышленному району г.Ставрополя
Содержание учётно-аналитической работы ИФНС
Анализ налоговых поступлений
Совершенствование анализа налоговых поступлений
Заключение
Список использованной литературы
Функциональный (тактический) налоговый потенциал — это совокупное представление прогнозируемого объема налоговых поступлений из расчета качественных и количественных оценок, характеризующих состояние налоговой среды, состояние стратегического налогового потенциала, всех сопутствующих уточнений элементов налоговых обязательств при разработке налоговых бюджетов на каждый финансовый год. Данный показатель отражает ту суммарную величину налоговых источников, на которую администрация государства может рассчитывать при формировании своей экономической и социальной программы.
На формирование структуры налогового потенциала страны оказывает влияние комплекс факторов:
1) экономические факторы:
Таким образом, под налоговым потенциалом региона понимают сумму потенциалов всех действующих в данном регионе отдельных налогов, а под потенциалом конкретного налога - максимально возможный за определенный период размер поступлений по данному налогу, исходя из установленной налоговой базы и ставки.
Говорить о высокой эффективности нормативного регулирования целесообразно в случае соблюдения следующего равенства:
Налоговые поступления в бюджет= Налоговому потенциалу региона
(по региону)
Данное равенство в настоящее время в регионах, в том числе и в Ставропольском крае, не выполняется.
В научной литературе существует термин "фискальные усилия". Фискальные усилия отражают те действия и мероприятия, которые предпринимались налоговыми органами для обеспечения доходной части бюджета.
Таким образом, для определения совокупности мероприятий налогового контроля можно использовать понятие "фискальный потенциал налоговых органов", под которым понимается комплекс мероприятий налогового администрирования, обеспечивающий налоговый потенциал региона механизмом налогового контроля.
Фискальный потенциал
налоговых органов
Фискальный потенциал налоговых органов является более узким понятием по сравнению с фискальными усилиями, так как последний включает в себя величину налогов и сборов, уплаченных добровольно. Соответственно, такой показатель равенства, как налоговые поступления в бюджет (по региону) структурно включает в себя:
- добровольные поступления налогов и сборов;
- величину поступлений
от реализации фискального
В этой связи предлагаемые мероприятия налогового контроля по реализации фискального потенциала могут быть следующими:
- мониторинг экономических
и финансовых показателей
4. Оценка эффективности
выявления налоговых
(1)
где: хji— количественная характеристика информационных объектов;
i = 1,..., п (п — количество отчетных периодов);
j= 1,...,к (к — количество этапов процесса выявления налоговых правонарушений);
хоп - количество нарушителей налогового законодательства в отчетном периоде п. Оценочная функция позволяет поэтапно анализировать работу подразделений правоохранительного органа и вырабатывать меры по ее совершенствованию в целом и на каждом этапе процесса выявления.
В качестве одного из критериев оценки эффективности процесса выявления может быть использовано среднее значение оценочной функции, рассчитанное, как правило, за период, составляющий не менее пяти лет.
Такой подход, по нашему
мнению, позволяет планировать
3.2. Критерии эффективности налогового контроля
Рассматривая налоговый контроль как метод управления налоговым потенциалом, нельзя не затронуть подходы к оценке его эффективности. Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единого и общепризнанного подхода к оценке эффективности государственного финансового контроля, несмотря на то, что такие попытки неоднократно предпринимались. Например, Нестеров Г.Г., Попонова H.A. и Терзиди A.B. отмечают, что одним из важнейших общих принципов финансового контроля является принцип эффективности (экономичности) [22]. Понятие эффективности деятельности (Э) в общем плане определяется отношением результатов (P) к величине затрат, имевших место при достижении результатов (3):
Э=Р/3 (2)
Содержание термина "эффективность" не определено и в российском законодательстве. Тем не менее, понятия "эффективность" и "экономическая эффективность" получили разработку в научной литературе.
Так, экономическая эффективность - это результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам ресурсов, обусловившим получение этого результата, либо достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости [32]. Эффективность использования финансовых и иных ресурсов - соотношение результатов деятельности по достижению поставленной цели с объемом использованных ресурсов [29].
Эффективность же контроля определяется отношением его результатов к затратам на его проведение [39].
Представляется, что система показателей эффективности налогового контроля должна отражать результативность, действенность и экономичность.
Повышение эффективности налогового контроля (в отличие от эффективности производства) не обязательно означает увеличение экономического эффекта при тех же затратах ресурсов. Ведь конечной целью налогового контроля является исключение или сведение к минимуму налоговых правонарушений. Так, например, деятельность проверяемого может быть оценена положительно, хотя с точки зрения экономического эффекта от затраченных ресурсов это отрицательный результат.
Исходя из критериев эффективности налоговой системы, эффективность контрольной работы налоговых органов в целом можно измерить степенью выявления сокрытых налогов при их безусловном перечислении в бюджет. Ее количественным выражением является разность между ожидаемой и реально перечисленной в бюджет суммой налоговых платежей (резерв для доначислений в бюджет при налоговых проверках). Необходимо учитывать также затраты на налоговое администрирование, что позволит обеспечить соразмерность затрат и результатов. Объем выявленных нарушений может уменьшаться по мере повышения результативности контроля.
Эффективность налогового контроля характеризуется:
При определении эффективности налогового контроля используется ряд критериев:
- уровень оптимизации организационных структур и технологии работы налоговых органов. В этих целях осуществляется переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип деятельности с перераспределением численности персонала в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов. В последние годы проведены мероприятия по разработке и внедрению стандартизированных технологических процессов, укрупнению ИФНС России. В результате достигаются унификация процессов управления, повышение производительности труда, усиление блока, выполняющего контрольно-аналитические функции и обслуживание налогоплательщиков;
- эффективность расходов на содержание налоговых органов. Данный аспект подразумевает, что налоговая система должна обеспечивать стабильное поступление доходов государственного бюджета и рациональное расходование бюджетных средств на собственное развитие и содержание.
Для анализа эффективности налогового контроля используется два обобщающих взаимообратных показателя:
- показатель поступления налогов и сборов на 1 рубль затрат на содержание налоговых органов;
- показатель затрат на содержание налоговых органов на 100 рублей поступлений налогов и сборов.
Совокупность показателей — показателя оценки эффективности расходов на содержание налоговых органов и итогового показателя оценки эффективности контрольной работы налоговых органов, характеризующих разные стороны деятельности налоговых органов, можно принять в качестве системы показателей эффективности работы налоговых органов.
За последние годы снижение эффективности налогового контроля в России происходит из-за роста нагрузки на одного работника налоговых органов, выражающееся в уменьшении общей численности работников налоговых органов. При этом по ряду регионов Российской Федерации задолженность по налоговым платежам в бюджет, а также недоимки по налоговым платежам во все уровни бюджетной системы сокращаются.
Информация о работе Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования