Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:39, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в исследовании практики учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля районной ИФНС и разработке теоретических и методических вопросов повышения эффективности аналитической работы. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
охарактеризовать приоритетные направления налогового контроля, формирующие его содержание;
проанализировать формы и методы налогового контроля и определить содержание методического инструментария для его реализации в системе налогового администрирования;
исследовать концептуальную модель системы учёта и анализа налоговых поступлений;

Содержание работы

Введение
Теоретические основы учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля
Содержание налогового контроля
Формы и методы налогового контроля
Учёт и анализ налоговых поступлений в системе расчётно-аналитических методов налогового контроля
Организация учёта и анализа налоговых поступлений в территориальном органе ФНС
Организационно-правовая характеристика ИФНС по Промышленному району г.Ставрополя
Содержание учётно-аналитической работы ИФНС
Анализ налоговых поступлений
Совершенствование анализа налоговых поступлений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом - налог.контроль.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

В рамках изложенных теорий, не только сущность налога, его функции, но и содержание налогового контроля приобретают различные трактовки.

Через призму налоговой  системы мы можем определить содержание налогового контроля и его место в системе взаимодействия экономики и государства. Концепция содержания налогового контроля представлена на рисунке 5.



формирование рыночной экономики



формирование адмипистративно-плановой экономики



Рисунок 5 - Теоретическая основа формирования модели налогового контроля

На схеме налоговый  контроль представлен через процесс формирования экономических отношений между гражданским обществом и государством в контексте двух теорий (экономической и классовой).

Государственная налоговая  политика также может иметь разные цели. С позиций цивилизационного подхода, целью государственной налоговой политики является регулирование экономики и распределение благ с использованием налогов. С позиций классового подхода, налоговая система должна, прежде всего, обеспечивать фискальные интересы государства. Последние нуждаются в денежном обеспечении не для реализации социально-экономических функций государства, а для содержания и расширения административного аппарата.

Современное содержание налогового контроля можно, по нашему мнению, представить тремя важнейшими областями:

  • выявление налоговых правонарушений, преступлений, а также привлечение виновных лиц к ответственности;
  • предупреждение налоговых правонарушений, преступлений в будущем, снижение налоговых рисков;
  • обеспечение неотвратимости наступления налоговой, административной или уголовной ответственности по результатам налогового контроля.

Принято считать, что  эффективно организованный современный налоговый контроль направлен на уменьшение: сокрытых и неуплаченных сумм налогов; сумм налогов, неуплаченных из-за сокрытия имущества налогоплательщиков; неуплаты налогов из-за неправильного применения налогового законодательства и схем налоговой оптимизации.

Следует отметить, что  эффективность налогового контроля не может характеризоваться только уровнем поступления налогов и сборов в бюджетную систему, она должна адекватно обеспечивать полноту учета объектов налогообложения и налогоплательщиков, снижать число судебных разбирательств и жалоб на действие налоговых органов, обеспечивать качественное управление налоговым потенциалом как на уровне налогоплательщика, так и на уровне региона.

Важно, на наш взгляд, рассматривать налоговый контроль через призму налогового администрирования. Понимая налоговое администрирование как институт, как систему управления налоговыми отношениями, возникающими между государством, налогоплательщиками и налоговыми органами, считаем, что налоговое администрирование направлено целевым образом на реализацию налоговой политики государства и эффективное функционирование системы налоговых органов. Такая позиция имеет отражение в экономической литературе. Ф.Ф.Ханафеев отмечает, например: "налоговое администрирование является не просто сложной категорией, скорее - институтом, в котором есть место: налоговой политике государства, налоговому механизму, налоговым отношениям, системе управления налоговыми органами и ... налоговому контролю за полнотой и своевременностью исполнения налогоплательщиками своих обязательств" [37, с. 76].

В этой связи представляется важным рассматривать содержание налогового контроля через призму налогового администрирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы реализации  налогового контроля в системе  налогового администрирования

2.1. Содержание налогового  администрирования как среды  реализации налогового контроля

 

Налоговое администрирование можно определить как обособленную управленческую деятельность государства в сфере налогообложения. В рамках налогового администрирования происходит реализация таких функций государственного управления в сфере налогообложения, как планирование, прогнозирование и налоговый контроль. Несмотря на то, что на нормативном уровне налоговое планирование и прогнозирование не закреплено в качестве полномочий налоговых органов, именно сфера налогового администрирования осуществляет информационное обеспечение планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне (рисунок 6).

Рисунок 6 - Функции государственного управления в сфере налогообложения



 

 

Государственное управление в налоговой сфере, как и любая иная деятельность, имеет четкую целевую направленность (цель и систему задач), организационно-структурное обеспечение, а также средства и методы, при помощи которых реализуется принятая государством налоговая политика и поддерживается правопорядок в налоговой сфере.

Организационно-структурное обеспечение налогового администриро- вания осуществляет комплекс органов государственной власти, который в теории налогового права имеет название "налоговая администрация". Это совокупность государственных структур исполнительной власти, созданных или соответствующим образом специализированных для реализации налоговой политики государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем осуществления мероприятий налогового администрирования, реализуемых с целью защиты механизма налогообложения.

Налоговая администрация - это институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по реализации налоговой политики государства и поддержанию правопорядка в налоговой сфере.

Функционирование системы  налоговой администрации предполагает контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и иными обязанными лицами, профилактику, выявление, раскрытие, расследование фактов противоправного поведения в налоговой сфере, а также осуществление мер по возмещению нанесенного в результате противоправных действий ущерба государству. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

Действующая система  организации налоговой администрации Российской Федерации, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации, основывается на принципе мультисубъектного построения - это означает, что за обеспечение налоговой политики государства отвечают сразу несколько специализированных государственных структур, обособленных друг от друга. Соответственно, понятие "налоговой администрации" в Российской Федерации означает совокупность всех субъектов государственной власти, осуществляющих от имени государства управление налоговой системой.

В настоящее время  в состав налоговой администрации  России входят:

  • система налоговых органов Российской Федерации;
  • специализированные подразделения органов внутренних дел.

На систему налоговой  администрации возлагается выполнение двух основных функций в налоговой сфере:

  • контрольной;
  • правоохранной.

Контрольная деятельность системы налоговой администрации направлена на выявление фактов нестандартного, отклоняющегося от закона поведения налоговых субъектов. Оценка характера, выявление причин и последствий такого поведения — это уже задача правоохранительно-следственной деятельности. Правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во всестороннем анализе имеющейся информации, указывающей на проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправных действий.

В составе налоговой  администрации Российской Федерации  основные контрольные функции выполняет  система налоговых органов, а также в предусмотренных законом случаях таможенные органы.

Под методом налогового администрирования понимают набор налогового инструментария (совокупность приемов, средств и способов), посредством которого государственная власть в лице налоговой администрации оказывает необходимое воздействие на налоговые отношения в целях придания им желаемого развития.

В научной литературе существует два подхода к классификации методов налогового администрирования:

  • во-первых, выделяют методы административного принуждения, стимулирующие методы и методы регулирования;
  • во-вторых, выделяют метод, обуславливающий добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога; метод, обуславливающий принудительное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога; и налоговый контроль.

Невская М.А. и Шалагина М.А. под методами налогового администрирования понимают способы и средства, с помощью которых налоговые органы воздействуют на налогоплательщиков с целью наиболее эффективного исполнения ими своих налоговых обязательств. Методы налогового администрирования они условно разделяют на [19]:

    1. методы административного принуждения, то есть методы, которые выражаются в применении мер, неблагоприятных для налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
  • штрафы;
  • арест имущества;
  • приостановление операций по счетам и т.п.;
  1. стимулирующие методы, то есть методы, которые обеспечивают и стимулируют правомерную деятельность налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов по исполнению налоговых обязательств:
  • применение налоговых льгот по уплате налогов;
  • изменение сроков уплаты налогов;
  • заключение договора поручительства;
  • разрешение применения залога имущества;
  • налоговые вычеты и т.п.;
  1. методы регулирования, то есть методы, которые направлены на предупреждение и пресечение неправомерной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
  • налоговый учет;
  • выездные и камеральные налоговые проверки и т.п.

Кроме того, Невская М.А. и Шалагина М.А. определяют и другую классификацию методов, которые  используют соответствующие государственные органы, осуществляя налоговое администрирование:

    1. метод, обуславливающий добровольное исполнение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами обязанности по уплате налога. В данном случае все действия по уплате налогов налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты осуществляют своевременно, в полном объеме, добровольно, без принудительного воздействия со стороны налоговых органов. Важную роль выполняют и сами налоговые органы посредством информирования граждан о порядке и сроках уплаты налогов, о действующем налоговом законодательстве и т.п.;
    2. принудительное исполнение обязанности по уплате налогов - метод административного принуждения;
    3. налоговый контроль.

Гончаренко Л.И. и другие выделяют следующие три основных типа методов взаимодействия налоговых  органов и налогоплательщиков [21]:

  • административного принуждения (применение налоговых санкций, арест банковских счетов, другого имущества налогоплательщика и т.д.);
  • регулируемых альтернатив (налогоплательщикам предоставлена свобода выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением или отказом от налоговых льгот и т.д. — после выбора того или иного поведения оно становится обязательным для налогоплательщиков и исходным при проверке налоговыми органами);
  • дружественного партнерства (отношения сотрудничества с налогоплательщиками - заключение соглашений о применяемых ценах по контролируемым сделкам, о переносе сроков уплаты задолженности и т.д.).

По их мнению, соотношение  между ними и масштабы их развития определяются проводимой налоговой политикой и качественным состоянием контрольной деятельности.

Ф.Ф.Ханафеев под методом  налогового администрирования понимает совокупность способов и приемов управления, используемых в системе налоговых органов в области планирования, учета, контроля, анализа и регулирования для осуществления налоговой политики государства и реализации его функций, обеспечивающих государственное регулирование экономики [37].

Информация о работе Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования