Функции налогов. Кривая Лаффера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… … 3
Понятие налогов, их сущность, общая характеристика…….. 5
Функции налогов. Кривая Лаффера………………………….
Формы и виды налогов……..
Заключение………………………………………………………....
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

nalogi.docx

— 138.98 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ  ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

 

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»

Кафедра __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: ___________________________________________

на тему: __________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент факультета МЭО и М, ____ курс, группа __________

 

_______________

 

И.О. Фамилия

 

(подпись, дата)

 
     
     
     

Руководитель

канд.экон.наук, доцент

 

_______________

 

И.О. Фамилия

 

(подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК   20___

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………… …       3

  1. Понятие налогов, их сущность, общая характеристика……..       5
  2. Функции налогов. Кривая Лаффера………………………….      
  3. Формы и виды налогов……..

Заключение………………………………………………………....

Список использованных источников……………………………..

Приложения………………………………………………………...


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги необходимы, так  как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени  определяется суммой расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено  на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить  энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных  предприятий.

Кроме того, от того, насколько  правильно построена система  налогообложения, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства. Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

   Государство, устанавливая  налоги, стремится, прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

  Со времени возникновения  государства именно налоги становятся  необходимым звеном экономических  отношений в рамках самых различных  способов производства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

  Национальная налоговая  система РБ прошла три совершенно  разных исторических рубежа, если  подходить к ней с позиции  системности, т.е. оформления в  законодательном порядке принципов  ее функционирования.

  Актуальность проблемы  создания оптимальной системы  налогообложения и распределения  налогового бремени особенно  возрастает в условиях рыночной  экономике. Её формирование требует  больших средств и эти средства, кроме кредитов, могут дать только  налоги.

   В последнее годы  возникла необходимость во внедрении  принципиально нового подхода  к выполнению налоговых обязательств перед государством и самостоятельной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие налогов, их сущность, общая характеристика

 

Одним из основных рычагов функционирования современной экономики выступают  налоги, которые являются важнейшим  источником пополнения государственных  доходов, а также действенным  средством влияния на развитие отдельных  отраслей производства.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие  выводы.

Налоги  представляют собой объективную  реальность, связанную с существованием государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных  расходов, формируют бюджет, но и  активно используются государственной  властью в качестве механизма  непрямого управления общественными  отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Значение налогов в том, что они являются главным доходом государства, у которого нет других способов мобилизации денежных средств.

Задачи налогов вытекают из функций и задач государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, оборонную и др.), требующую средств. То есть, задача налогов – обеспечить всестороннюю деятельность государства финансовыми ресурсами (в развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений).

Средневековый философ Фома Аквинский называл  налоги «грабежом без греха», если собранные средства употреблялись  на «всеобщее благо», т.е. уже на ранних этапах развития экономической мысли  налог рассматривался как безэквивалентный платеж, т.е. лицо, уплатившее налог  взамен практически ничего не получает.

При принудительной плате налогов владельцы капитала утрачивают его часть и в результате возможна вероятность ограничения  производства или даже кризисная  экономическая ситуация. Кроме того, наемные работники, заплатив налоги государству, сокращают свои расходы  и потребление. Отсюда вытекает важный для государства вывод: устанавливать такой уровень налогообложения, чтобы он был, с одной стороны, достаточным для выполнения государственных функций, а с другой – не оказывал отрицательного влияния на экономику и население.

Таким образом, налог – это безэквивалентное движение денежных средств от индивида государству с целью формирования денежного фонда, используемого государством для выполнения своих функций.

После уплаты налогов плательщик приобретает  полную хозяйственную самостоятельность, поэтому, по словам А. Смита налоги для  тех, кто платит, являются признаком  свободы. Следовательно, государство  может воздействовать через налоги на деятельность предприятий в целях  общественного прогресса.

Образное  определение цели, стоящей перед  налогообложением, дано Н.И. Тургеневым: «Налоги для государства то же, что паруса для судна: они предназначаются не для того, чтобы его нагружать и обременять, а для того, чтобы его вести и обеспечить его плавание».

Французский писатель и философ М. Монтескье  считал, что ничто не требует столько  мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им.

Налог – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно взимаемые государством для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Большая часть налоговых изъятий расходуется  на управление, военные цели и др. непроизводственные мероприятия. Значительная доля поступления налогов направляется на рост доходов определенных групп  населения (пенсии, стипендии).

Представление о сущности налогов и их месте  в экономической системе общества менялось по мере развития общественных отношений. Можно выделить шесть  этапов формирования представлений  о природе налогообложения. Причем на первых этапах налог выступал в  основном как экономическая категория, и, только на последней стадии налог стал получать правовое содержание.

1. Одной  из первичных форм налогообложения  выступает дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». На будущее время население поверженной страны обязывается выплачивать содержание победителям. Иными словами первый прообраз налогов – налог на побежденных.

2. В мирное  время на самых ранних ступенях  государственной организации общества  система налогообложения воспринималась  как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества. Уже в этих прообразах налогов угадывался их важнейший признак – его обязательность. Кроме того, несмотря на неразвитость налогообложения того времени, уже выделяется один из элементов налога – ставка налога. В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». То есть первая ставка налога на доход составила 10 процентов.

3. В Древнем  Египте и других восточных  деспотиях налоги взимались в  качестве арендной платы за пользование землей, принадлежащей главе государства.

4. В ранних  феодальных государствах налог  рассматривался в качестве даров, подарков главе государства. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали почти синонимом и обозначались одним словом «gift». В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог.

5. В дальнейшем  налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству. До сих пор в немецком языке по-прежнему название налога – «steuer» означает поддержку, лепту.

6. Однако  в XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством. Так в английском языке до сих пор некоторые налоги называют «duty», т.е. долг, обязанность, во французском – «impot», что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней.

Сущность  налогов может быть рассмотрена  в трех аспектах:

Налоги как финансово-перераспределительная  категория.

Налоги  – это важнейший элемент перераспределения  внутреннего валового продукта между  государством и налогоплательщиками. Налоги обеспечивают государство финансовыми  ресурсами, и в этом, пожалуй, их главный  отличительный признак. Кроме того, участвуя в процессе перераспределения  налоги оказывают решающее влияние  на другие фазы движения общественного  продукта: производство, обмен, потребление.

Налоги как правовая категория.

Данное  свойство налогов выражается через  правовую формализацию системы отношений  «государство-налогоплательщик», установление конкретных видов налогов и методов  управления ими.

Причем  эти отношения не являются равноправными. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит государству, которое  на условиях безвозвратности в законодательном  порядке устанавливает правила  изъятия доходов налогоплательщиков.

В условиях социально-экономических и политических преобразований, когда потребность  в централизованных финансовых ресурсах возрастает, экономико-правовые нормы  подчинены главным образом фискальному  предназначению налогообложения. На практике это выражается в принятии налоговых  норм, направленных на усиление налогового бремени.

Действия  властей в организации системы  налогообложения ограничены социально-экономическими условиями и демократическими нормами.

 

 

Налоги как фискальная категория.

Это свойство налогов позволяет количественно  оценить величину денежного потока от налогоплательщиков к государству, соизмерить данную величину с расходами  бюджета. Полученные результаты позволяют  определить размер требуемых неналоговых  источников пополнения бюджета.

Посредством налогов государство в виде обязательных взносов юридических и физических лиц осуществляет изъятие части  стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для общегосударственных  нужд. Таким образом, формируется  доходная часть государственного бюджета.

Взносы  осуществляют основные участники производства общественного продукта: работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты; владельцы капитала.

          Таким образом, налоги:

  • это императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд;
  • обладают признаками: императивность, смена формы собственности, безвозвратность и безвозмездность, законность, абстрактность, относительная регулярность;
  • служат удовлетворению общественных потребностей, которые устанавливаются государством.

Информация о работе Функции налогов. Кривая Лаффера