Функции налогов. Кривая Лаффера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… … 3
Понятие налогов, их сущность, общая характеристика…….. 5
Функции налогов. Кривая Лаффера………………………….
Формы и виды налогов……..
Заключение………………………………………………………....
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

nalogi.docx

— 138.98 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Функции налогов

 

Сущность  любой экономической категории, в том числе и налогов, раскрывается посредством ее функций.

Функция налога – это проявление его сущности в действии. Выделяют следующие функции налогов:

1. фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов, показывает обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет и проявляется в постоянном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (Слово «фискус» в переводе означает государственная казна, следовательно фискальная функция налогов связана с наполнением госказны, т.е. государственного бюджета, который, в свою очередь, является основным источником финансирования общегосударственных нужд. Таким образом, суть фискальной функции состоит в изъятии у субъектов хозяйствования части их доходов и передачи их в распоряжение правительства.

Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Основным инструментом реализации этой функции является налоговая ставка. Влияние налоговой ставки на сумму налоговых поступлений демонстрирует кривая Лаффера.

 

 

При уровне ставки Y1 сумма налоговых поступлений Х1, что соответствует точке А1. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок от Y1 к Y2 ведет к росту суммы налоговых сборов от Х1 к Х2, но последующее увеличение налоговой ставки до Y3 приводит к резкому сокращению налоговых поступлений Х3. Это объясняется неразумным налоговым давлением на налогоплательщика, что толкает его на всевозможные нарушения налоговой дисциплины (сокрытие доходов, занижение налогооблагаемой базы, сокращаются стимулы для предпринимательской деятельности и инвестирования, уменьшаются доходы, подлежащие налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из легального в теневой сектор экономики). В итоге снижается общая сумма налоговых поступлений в бюджет.

В проведении эффективной налоговой политики большое значение имеет определение  оптимальной доли изъятий доходов  в бюджет, при которой достигается  сочетание интересов государства  и налогоплательщиков и которая  не препятствует экономическому прогрессу. Это сочетание и демонстрирует  кривая Лаффера. Доказано, что у плательщика  можно безболезненно изъять до 20% совокупного дохода.

По мнению Лаффера сокращение налоговых ставок для экономики может дать тройной  эффект:

1) способствует  преодолению дефицита госбюджета  в связи со снижением масштаба  уклонения и неплатежа налогов,  повышением стимулов к производству  и увеличению занятости;

2) обеспечивает  расширение налоговой базы вследствие  увеличения предложения рабочей  силы и капитала, то есть расширения  объемов производства;

3) обусловливает  перевод капитала в высокоприбыльную  сферу хозяйственной деятельности  в связи с более эффективным  распределением ресурсов по сферам  экономики.

2. регулирующая функция предполагает регулирование любых экономических явлений (хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов); в качестве инструментов регулирующего воздействия налогов используются:

  • манипуляция налоговыми ставками
  • сужение или расширение налогооблагаемой базы
  • использование налоговых льгот
  • изменение количества видов и структуры налогов и др.

Суть  функции сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направленные на накопление производственных фондов, освобождаются  от налогообложения. Данная функция  имеет составляющие:

  • стимулирующая. Суть в том, что при помощи налогов государство стимулирует технический прогресс, развитие производства, увеличение числа рабочих мест и т.д. через систему льгот, исключений, путем уменьшения (расширения) налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки.
  • сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов.
  • воспроизводственная предназначена для восстановления используемых ресурсов.

3. распределительная (пере-) фукнкция обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта (или ВВП), а также ресурсов между хозяйствующими субъектами (на расширение производства и воспроизводство (восстановление) израсходованных факторов производства).

Посредством налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народохозяйственных  проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ – научно-технических, экономических  и др.

С помощью  налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и  предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с длительными сроками окупаемости  затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и  др. Кроме того, значительная часть  бюджетных средств направляется на социальные нужды населения, полностью  или частично освобождаются от налогов  граждане, нуждающиеся в социальной защите.

4. контрольная функция – своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

5. социальная функция предполагает поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах различных групп населения.

Все функции взаимосвязаны, однако каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Так, фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет. Регулирующая и социальная функции отражают отношение государства к налогоплательщику в создании благоприятных условий для развития экономики. Различным налогам в большей степени присуще одна из функций: акцизы на табак и алкогольную продукцию (то есть косвенные налоги) преследуют в основном фискальные цели; налог на землю (то есть прямые налоги) в большей мере имеет стимулирующую цель.

 

2. Формы и виды налогов

 

Объект налогообложения – то, что подлежит обложению налогом (прибыль, доходы, стоимость реализованных товаров, стоимость имущества).

Объектам  налогообложения соответствуют формы налогов (НДС, акцизы, подоходный налог, налог на прибыль и т.д.).

Формы налогов, уплачиваемых юридическими лицами в Республике Беларусь, можно представить в виде схемы:

 

СОСТАВ  И РАЗМЕЩЕНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Источники уплаты налогов

 

ВЫРУЧКА

=

СЕБЕСТОИМОСТЬ

+

ПРИБЫЛЬ

(стоимость, цена)

 

(затраты на производство)

 

(доход)

         

акциз

 

Обязательные страховые взносы в  ФСЗН

   

НДС

 

экологический налог

 

налог на прибыль

   

отчисления в инновационные фонды

   
   

земельный налог

налог на недвижимость

   

 

 

Налоги группируются по различным признакам.

  1. по способу изъятия:
    • прямые – налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика (налог на недвижимость, на прибыль, подоходный налог, земельный налог) и этот налогоплательщик является окончательным плательщиком налога, то есть юридический и фактический плательщики совпадают.
    • косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг (акцизы, НДС); то есть включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации.

Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Такие налоги фактически платят потребители, но перечисляются  они налоговым органам предприятиями. То есть, государство косвенно взимает  налог с потребителя.

Косвенные налоги имеют ряд преимуществ  и недостатков. Основное их достоинство  обусловлено фискальной выгодой. Доходность этих налогов опирается на большой  диапазон потребления облагаемых косвенными налогами товаров. Второй аспект состоит  в том, что косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно  для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа. Третья сторона фискальных выгод  связана с тем, что косвенные  налоги не могут сопровождаться недоимками, так как факт приобретения товара по сути представляет факт уплаты косвенного налога.

К недостаткам  косвенных налогов можно отнести: обратную пропорциональность платежеспособности потребителей; противоречие фискального  характера косвенных налогов  интересам экономического развития.

  1. в зависимости от характера использования (назначения):
    •   общие предназначены для общегосударственных мероприятий. Они обезличиваются и поступают в единую кассу государства.
    • целевые имеют строго определенное назначение: в пенсионный фонд, фонд социального страхования.

Такое деление  сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали  фонды, счета и были преимущественно  целевые налоги.

  1. в зависимости от субъекта:
    • взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль, сбор на развитие территорий)
    • взимаемые с физических лиц (подоходный налог)
    • смешанные (смежные) – уплачивают и физические и юридические лица (налог на землю, недвижимость)
  1. в зависимости от характера ставок:
    • пропорциональные – налоги, ставки которых не зависят от величины объекта налогообложения (налог на прибыль, подоходный налог);
    • прогрессивные – ставки которых повышаются по мере возрастания объектов налогообложения;
    • регрессивные – ставки которых уменьшаются по мере увеличения размера объекта обложения.
  1. по источникам средств для уплаты:
    • относимые на себестоимость (земельный, экологический налоги, отчисления в ФСЗН, налог на недвижимость)
    • относимые на финансовый результат (налог на прибыль, сбор на развитие территорий)
    • включаемые в цену продукции (НДС, акцизы)
    • выплачиваемые из доходов физических лиц (подоходный налог)
  1. по регулирующей функции:
    • регулирующие ценообразование (НДС, акцизы)
    • воздействующие на издержки производства или включаемые в себестоимость (земельный, экологический налоги)
    • регулирующие занятость населения (подоходный налог, отчисления в ФСЗН)
  1. в зависимости от органа, осуществляющего взимание налога:
    • общегосударственные (республиканские) – налоги, устанавливаемые верховной властью (НДС, акцизы, налог на прибыль, земельный, на недвижимость, подоходный)
    • местные, взимаемые в местные бюджеты местными органами самоуправления (налог на услуги, сбор с заготовителей, сбор на развитие территорий).
  1. по степени оценки влияния налога на экономическое поведение налогоплательщика:
    • условно-постоянные (фиксированные) непосредственно не зависят от уровня производства, продаж и др. экономических показателей, связанных с деловой активностью (налог на недвижимость, земельный налог); данные налоги побуждают производителя к наращиванию объемов выпуска продукции и не позволяют «проедать весь доход»
    • условно-переменные (перераспределительные), напрямую связанные с деловой активностью налогоплательщика (НДС, акцизы, налог на прибыль)

Информация о работе Функции налогов. Кривая Лаффера