Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:25, курсовая работа
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Введение…………………………………………………………… … 3
Понятие налогов, их сущность, общая характеристика…….. 5
Функции налогов. Кривая Лаффера………………………….
Формы и виды налогов……..
Заключение………………………………………………………....
Список использованных источников…………………
2. Функции налогов
Сущность любой экономической категории, в том числе и налогов, раскрывается посредством ее функций.
Функция налога – это проявление его сущности в действии. Выделяют следующие функции налогов:
1. фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов, показывает обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет и проявляется в постоянном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (Слово «фискус» в переводе означает государственная казна, следовательно фискальная функция налогов связана с наполнением госказны, т.е. государственного бюджета, который, в свою очередь, является основным источником финансирования общегосударственных нужд. Таким образом, суть фискальной функции состоит в изъятии у субъектов хозяйствования части их доходов и передачи их в распоряжение правительства.
Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Основным инструментом реализации этой функции является налоговая ставка. Влияние налоговой ставки на сумму налоговых поступлений демонстрирует кривая Лаффера.
При уровне ставки Y1 сумма налоговых поступлений Х1, что соответствует точке А1. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок от Y1 к Y2 ведет к росту суммы налоговых сборов от Х1 к Х2, но последующее увеличение налоговой ставки до Y3 приводит к резкому сокращению налоговых поступлений Х3. Это объясняется неразумным налоговым давлением на налогоплательщика, что толкает его на всевозможные нарушения налоговой дисциплины (сокрытие доходов, занижение налогооблагаемой базы, сокращаются стимулы для предпринимательской деятельности и инвестирования, уменьшаются доходы, подлежащие налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из легального в теневой сектор экономики). В итоге снижается общая сумма налоговых поступлений в бюджет.
В проведении
эффективной налоговой политики
большое значение имеет определение
оптимальной доли изъятий доходов
в бюджет, при которой достигается
сочетание интересов
По мнению Лаффера сокращение налоговых ставок для экономики может дать тройной эффект:
1) способствует
преодолению дефицита
2) обеспечивает
расширение налоговой базы
3) обусловливает
перевод капитала в
2. регулирующая функция предполагает регулирование любых экономических явлений (хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов); в качестве инструментов регулирующего воздействия налогов используются:
Суть функции сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направленные на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Данная функция имеет составляющие:
3. распределительная (пере-) фукнкция обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта (или ВВП), а также ресурсов между хозяйствующими субъектами (на расширение производства и воспроизводство (восстановление) израсходованных факторов производства).
Посредством
налогов в государственном
С помощью
налогов государство
4. контрольная функция – своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.
5. социальная функция предполагает поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах различных групп населения.
Все функции взаимосвязаны, однако каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Так, фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет. Регулирующая и социальная функции отражают отношение государства к налогоплательщику в создании благоприятных условий для развития экономики. Различным налогам в большей степени присуще одна из функций: акцизы на табак и алкогольную продукцию (то есть косвенные налоги) преследуют в основном фискальные цели; налог на землю (то есть прямые налоги) в большей мере имеет стимулирующую цель.
2. Формы и виды налогов
Объект налогообложения – то, что подлежит обложению налогом (прибыль, доходы, стоимость реализованных товаров, стоимость имущества).
Объектам
налогообложения соответствуют
Формы налогов, уплачиваемых юридическими лицами в Республике Беларусь, можно представить в виде схемы:
СОСТАВ И РАЗМЕЩЕНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Источники уплаты налогов
ВЫРУЧКА |
= |
СЕБЕСТОИМОСТЬ |
+ |
ПРИБЫЛЬ |
(стоимость, цена) |
(затраты на производство) |
(доход) | ||
акциз |
Обязательные страховые взносы в ФСЗН |
|||
НДС |
экологический налог |
налог на прибыль | ||
отчисления в инновационные |
||||
земельный налог налог на недвижимость |
Налоги группируются по различным признакам.
Косвенные
налоги выражают фискальные интересы
государства. Такие налоги фактически
платят потребители, но перечисляются
они налоговым органам
Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков. Основное их достоинство обусловлено фискальной выгодой. Доходность этих налогов опирается на большой диапазон потребления облагаемых косвенными налогами товаров. Второй аспект состоит в том, что косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа. Третья сторона фискальных выгод связана с тем, что косвенные налоги не могут сопровождаться недоимками, так как факт приобретения товара по сути представляет факт уплаты косвенного налога.
К недостаткам
косвенных налогов можно
Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали фонды, счета и были преимущественно целевые налоги.