Государственные и местные налоги в Азербайджане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Налоги можно вводить исключительно путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Только нормативные акты, принятые в соответствии с Налоговым кодексом, можно отнести к налоговому законодательству, другими словами, принятие того или иного нормативного акта по налогам должно основываться на соответствующих положениях Налогового кодекса. Ничто кроме Конституции Азербайджанской Республики и Налогового кодекса Азербайджанской Республики не может быть основанием для принятия того или иного нормативного акта, затрагивающего вопросы налогообложения.

Содержание работы

Введение
Характерные черты современной налоговой системы Азербайджанской республики
Налоговая система Азербайджанской республики
Структура и иерархия налогового законодательства Азербайджанской республики
Участники отношений, регулируемых налоговым законодательством
Определение налога
Основные условия установления налога
Формы налогообложения, применяемые в Азербайджанской республике
Местные налоги и сборы, прочие платежи в государственный бюджет.
Обязательное государственное социальное страхование
Операционное налоговое планирование как инструмент оптимизации.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

азербайджан..docx

— 81.53 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

    В Азербайджанской Республике определяются и оплачиваются государственные налоги, налоги автономной республики, местные налоги (муниципальные налоги).  Говоря государственные налоги, подразумеваются все налоги, которые должны оплачиваться на территории Азербайджанской Республики; говоря налоги автономной республики - налоги в Нахичеванской Автономной Республике, определяемые законами Нахичеванской Автономной Республики и оплачиваемые на территории Нахичеванской Автономной Республики; говоря местные налоги (муниципальные налоги), подразумеваются налоги, определяемые кодексом и соотвествующим законом, применяющиеся по решению муниципалитетов и оплачиваемые на территории муниципалитетов. Применяемые муниципалитетами другие обязательные платежи, определяются соотвествующим законом. 

    Налоговые суммы удерживаются нижеследующим образом:

  1. непосредственно с источника (удержка налога до приобретения дохода или прибыли);
  2. по декларации (удержка налога после приобретения прибыли или дохода);
  3. по извещению (уплата налогоплательщиком налога по предоставленному  платежному извещению на сумму, рассчитанную муниципалитетом или налоговым органом исходя из стоимости налогооблагаемого объекта и площади).

   Государственная налоговая служба Азербайджанской Республики является единой централизованной системой, состоящей из Министерства Налогов и непосредственно подчиненных ему территориальных налоговых органов. В структуру Министерства Налогов Азербайджанской Республики входят Министерство Налогов Нахичеванской Автономной Республики, Учебный Центр Министерства Налогов, Департамент по работе с Крупными налогоплательщиками и предприятиями специального налогового режима, Департамент предварительного расследования налоговых преступлений, Главное Налоговое Управления города Баку, Региональные налоговые отделения, Налоговые Управления и отделения в городах и районах Республики. 

    Министерство Налогов входит в систему государственных органов управления и подчинено Президенту и Правительству Азербайджанской Республики. Формирование налоговой службы как централизованной системы даёт возможность проведения равномерной налоговой политики по всей территории страны. 

   Министерство Налогов это централизованная система, построенная по принципу подчинения нижних органов высшим органам.

   Министерство и все подчиненные ему налоговые органы являются юридическими лицами, каждый из них имеет независимую смету расходов, текущий счёт в банке, казначейский счет в уведомительном органе, печать с изображением государственного герба Азербайджанской Республики, соответствующие печати и штампы, ИНН.

    Министерством по налогам руководит министр, лично ответственный за выполнение требований и обязанностей, поставленных перед налоговыми органами. На эту должность его назначает Президент Азербайджанской Республики. Органы государственной налоговой службы функционируют, основываясь на принципе вертикального подчинения. Вертикальная подчиняемость ускоряет обмен информацией и обуславливает распространение законодательных материалов инструктивного характера по налоговым органам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

    Введение

    1. Характерные черты современной налоговой системы Азербайджанской республики
      1. Налоговая система Азербайджанской республики
      1. Структура  и иерархия налогового законодательства Азербайджанской республики
      2. Участники отношений, регулируемых налоговым законодательством
      3. Определение налога
      4. Основные условия установления налога
      5. Формы налогообложения, применяемые в Азербайджанской республике
    1. Местные налоги и сборы, прочие платежи в государственный бюджет.
    1. Обязательное государственное социальное страхование
    2. Операционное налоговое планирование  как инструмент оптимизации.

    Заключение 

    Список  используемой литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характерные черты современной налоговой системы Азербайджанской Республики

1. Налоговая система  Азербайджанской Республики

В Азербайджанской Республике действует трехуровневая система налогообложения, в соответствии с которой все налоги разделены на государственные,  налоги автономной республики и муниципальные налоги. 

К государственным налогам  относятся:

1. Налог на доходы физических  лиц; 

2. Налог на прибыль  юридических лиц (за исключением  предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности);

3. Налог на добавленную  стоимость; 

4. Акцизы;

5. Налог на имущество  юридических лиц; 

6. Земельный налог юридических  лиц; 

7. Дорожный налог; 

8. Промысловый налог; 

9. Упрощенный налог. 

 

   К налогам автономной республики относятся те же государственные налоги,  которые перечислены выше, взимаемые в Нахичеванской Автономной Республике.

   К местным (муниципальным) налогам относятся:

1. земельный налог физических  лиц; 

2. налог на имущество  физических лиц; 

3. промысловый налог на  добычу строительных материалов  местного значения;

4. налог на прибыль  предприятий и организаций, находящихся  в муниципальной собственности. 

   Следует указать, что и государственные налоги, и муниципальные налоги, и налоги Нахичеванской Автономной Республики устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом,  но подлежат уплате в соответствующие бюджеты.  Таким образом, Кодекс не предоставляет полномочий по установлению налогов муниципалитетам и Нахичеванской Автономной Республике. Все налоги устанавливаются исключительно Налоговым кодексом. Вместе с тем,  Налоговый кодекс наделяет муниципалитеты правом принимать решения об уменьшении налоговых ставок,  полном или частичном освобождении от местных налогов налогоплательщиков отдельных категорий на своих территориях.

 

2. Структура и иерархия налогового законодательства Азербайджанской Республики

  Налоговые отношения имеют многоаспектный и многофакторный характер. Более того,  это очень специфическая форма общественных отношений.  Специфика ее в том, что налоги являются основным и самым важным источником образования государственных финансов через обязательное изъятие части произведенной продукции  (работ,  услуг)  в денежном выражении.  Это,  по сути,  и является предметом  правового регулирования налоговых отношений.

   Налоговое законодательство Азербайджанской Республики состоит из Конституции Азербайджанской Республики,  Налогового кодекса и иных законодательных актов Азербайджанской Республики, принятых на их основе.

   Налоги можно вводить исключительно путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс.  Только нормативные акты,  принятые в соответствии с Налоговым кодексом,  можно отнести к налоговому законодательству,  другими словами,  принятие того или иного нормативного акта по налогам должно основываться на соответствующих положениях Налогового кодекса.  Ничто кроме Конституции Азербайджанской Республики и Налогового кодекса Азербайджанской Республики не может быть основанием для принятия того или иного нормативного акта, затрагивающего вопросы налогообложения.

   Принятие нормативных актов, регулирующих уплату и ставку налога, объект налогообложения, не предусмотренных Конституцией и Налоговым кодексом Азербайджанской Республики,  не допустимо.  Данное положение означает,  что если и будут приняты те или иные нормативные акты по налогам,  не предусмотренные указанными выше двумя нормативными актами, то они не будут иметь юридической силы с момента принятия.

   Возвращаясь к вопросу систематизации и иерархии налогового законодательства Азербайджанской Республики, отметим, что оно состоит из:

  • Конституции Азербайджанской Республики (акт высшей юридической силы);
  • Налогового кодекса Азербайджанской Республики;
  • законодательных актов, принятых на основе Конституции и Налогового кодекса Азербайджанской  Республики.

   Если на практике налогообложения возникают противоречия между актами налогового законодательства и актами иных отраслей законодательства, то применяются акты налогового законодательства. 

   Вопросы налогообложения и налогового контроля не могут быть включены в иные законодательные акты, за исключением:

1)  положений о налоговых  правонарушениях,  предусмотренных Кодексом об административных проступках Азербайджанской Республики;

2)  положений о налоговых  преступлениях,  предусмотренных Уголовным кодексом Азербайджанской Республики;

3)  положений о приоритете  налоговых обязательств,  предусмотренных законодательством о несостоятельности и банкротстве;

4) положений бюджетного  законодательства о налогах; 

5) положений, связанных  с выдачей государственных гарантий  и срочных льгот по налогам; 

6)  положений,  содержащихся  в соглашениях о долевом разделе  нефти,  основном трубопроводе  и иных, ратифицированных парламентом.

   Большое практическое значение имеет статья 2.4.5  Налогового кодекса.  Законодатель допускает включение в налоговое законодательство срочных льгот по налогам,  даже если они и не предусмотрены Кодексом. 

   Например,  Законом Азербайджанской Республики № 218-IIQ от 23  ноября 2001  года суммы процентов, выплачиваемых банками и иными кредитными организациями по вкладам населения, а также по дивидендам и процентам по инвестиционным ценным бумагам были освобождены от налога на доходы с 1  января 2001  года по 1 января 2004  года. В дальнейщем срок действия данной льготы было продлено до 1  января 2010 года.

   Срочная льгота предусматривает освобождение от налога определенных доходов на установленный законом срок. Еще один пример закона, предусматривающего введение срочных льгот по налогам – Закон Азербайджанской Республики  “О предоставлении производителям сельскохозяйственной продукции срочных налоговых льгот”  № 222-IQ  от 27  ноября 2001  года.  В соответствии с этим законом для производителей указанной выше продукции вводятся льготы сроком на 3 года, начиная с 1 января 2002 года. 

   Законом Азербайджанской Республики № 520-IIQ действие указанного Закона продлено еще на 5 лет.

    Положения договоров о долевом распределении нефти и газа,  об основном экспортном трубопроводе и иных аналогичных актах имеют особый правовой статус.  Данным гражданско-правовым договорам придан статус закона Азербайджанской Республики, причем указано, что даже если в будущем будет принят акт,  противоречащий тому или иному соглашению,  то и в этом случае приоритет будет за положениями таких договоров и соглашений.

   Международные договора,  как многосторонние,  так и двусторонние,  являются,  в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики,  составной частью ее правовой системы.   Более того,  Конституция Азербайджанской Республики    закрепляет примат международного права над нормами национального права. 

    Все эти положения Конституции Азербайджанской Республики применительны к налоговому законодательству и воспроизводят статью 2.5.  Кодекса.  Надо отметить,  что применительно к налоговым отношениям в мире применяется  практика заключения двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.  В настоящее время Национальное собрание Азербайджанской Республики ратифицировало такого рода соглашения с рядом стран.  Это,  в частности,  Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии,  Королевство Норвегия,  Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Украина, Австрийская Республика, Беларусь, Италия и другие. Процесс подписания и включения таких договоров и конвенций в национальное законодательство - перманентный процесс. Чем больше таких соглашений заключено с иностранными государствами,  тем лучше инвестиционный климат

для иностранных инвестиций.

   Следует отметить, что действие льгот и преференций в упомянутых выше договорах и конвенциях распространяется исключительно на резидентные компании и лица.  Во всех договорах и соглашениях,  заключенных Азербайджанской Республикой с иностранными государствами,  присутствует подобная норма. Это обычная международная практика и стандарт такого рода конвенций и соглашений.

Информация о работе Государственные и местные налоги в Азербайджане