Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:42, курсовая работа
Налоги можно вводить исключительно путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Только нормативные акты, принятые в соответствии с Налоговым кодексом, можно отнести к налоговому законодательству, другими словами, принятие того или иного нормативного акта по налогам должно основываться на соответствующих положениях Налогового кодекса. Ничто кроме Конституции Азербайджанской Республики и Налогового кодекса Азербайджанской Республики не может быть основанием для принятия того или иного нормативного акта, затрагивающего вопросы налогообложения.
Введение
Характерные черты современной налоговой системы Азербайджанской республики
Налоговая система Азербайджанской республики
Структура и иерархия налогового законодательства Азербайджанской республики
Участники отношений, регулируемых налоговым законодательством
Определение налога
Основные условия установления налога
Формы налогообложения, применяемые в Азербайджанской республике
Местные налоги и сборы, прочие платежи в государственный бюджет.
Обязательное государственное социальное страхование
Операционное налоговое планирование как инструмент оптимизации.
Заключение
Список используемой литературы
Обязательное государственное социальное страхование работников,
имеющих трудовые отношения с работодателем
В соответствии со статьей 2 Закона Азербайджанской Республики «О социальном страховании» №250 IQ от 18 февраля 1997 года обязательное государственное социальное страхование осуществляется работодателями в отношении всех работников, работающих по трудовым договорам (контрактам). При этом под трудовым договором (контрактом) понимается трудовой договор, заключенный в соответствии с Трудовым кодексом Азербайджанской Республики. В этом случае в целях социального страхования работодатель выступает в качестве страховщика, а работник – застрахованного.
В соответствии со статьей 14 Закона Азербайджанской Республики «О социальном страховании» социальном страховании страховой взнос устанавливается в процентном соотношении к плате за труд (доходу) и оплачивается за счет средств страхователя (застрахованного).
Для выборных органов и всех работодателей взнос обязательного государственного социального страхования выплачивается в размере 22 процентов начисленного фонда оплаты труда.
При этом под «работодателями» понимается как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве работодателей.
Кроме этого, с начисленной заработной платы данного работника работодатель обязан удерживать 3% на те же цели.
Таким образом, общая ставка обязательного государственного социального страхования составляет 25% заработной платы работника. При этом 22% из него уплачивается за счет средств работодателя, а 3% - за счет средств самого работника.
Виды доходов, с которых начисляются взносы обязательного государственного социального страхования
Обязательное государственное социальное страхование исчисляется со всех видов оплаты труда и доходов, за исключением перечисленных ниже видов доходов:
* надбавки, выдаваемые вместо ежедневных командировочных расходов работникам, работа которых связана с постоянным нахождением в пути, либо носит передвижной характер, работающим в полевых условиях;
* установленные
* суммы единовременных выплат, выдаваемые при прекращении трудового договора в связи с уменьшением числа работников, сокращением штатов или со смертью работника;
* стоимость лечебно-
* суммы стипендий студентам, аспирантам (магистрам), выдаваемых за счет предприятий и учреждений при обучении с отрывом от производства;
* суммы единовременной помощи, оказываемой по решениям соответствующих органов исполнительной власти, а также иностранных государств и иных организаций в связи со стихийными бедствиями и иными чрезвычайными обстоятельствами;
* платежи по алиментам,
плата донорам за сданную
* суммы выплат по социальному
страхованию за счет
* государственные стипендии
и государственные пособия,
* средства - страховые выплаты в денежной или натуральной форме, уплаченные застрахованному для компенсации ущерба, причиненному его имуществу или имущественным интересам при наступлении страхового случая, а также страховые взносы, уплачиваемые работодателем по всем видам обязательного и добровольного медицинского страхования, страховые взносы работодателя по накопительному страхованию жизни, уплачиваемые страховщикам Азербайджанской Республики по договорам, заключенным на срок не менее 5 лет, любые суммы, выплачиваемые застрахованному по истечении 5 лет с момента вступления в силу договора по накопительному страхованию жизни;
* доходы от деятельности,
не относящиеся к
* стоимость призов и денежных премий, полученных на соревнованиях и конкурсах;
* единовременная выплата государственным служащим, выплачиваемая при добровольном уходе с работы по достижении ими пенсионного возраста;
* пособие по временной нетрудоспособности, выдаваемое за счет работодателя;
* компенсация, выдаваемая работникам, направляемым государственными органами путем
перевода на работу в другую местность, для возмещения расходов по переводу и найму жилья;
* получаемая в зарубежной
стране заработная плата
ротации;
* фонд оплаты труда
международных, местных
* выплаты военнослужащим и лицам, имеющим специальные звания и не включаемые в расходы на довольствие (денежное довольствие), установленные Законом Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях»;
* заработная плата, премии и прочее материальное обеспечение всех видов, выплачиваемые лицам, сотрудничающим с субъектами оперативно-розыскной деятельности, помогающим субъектам разведки и контрразведки.
Отчисления в Фонд государственного социального страхования от сумм, уплаченных посторонним физическим лицам
По гражданско-правовым договорам для лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера отчисление в Государственный фонд социальной защиты производиться в размере 25 процентов доходов (суммы,
выплаченной по договору). Закон возлагает обязанность исчислять и перечислить в Государственный фонд социальной защиты суммы обязательного государственного страхового взноса на лица, выплачивающие
доход физическим лицам по гражданско-правовым договорам. Данное обязательство возлагается как на юридические лица, так на индивидуальные предприниматели, выплачивающие доход физическим лицам по гражданско-правовым договорам.
Следует отметить, что указанный выше порядок не применяется в случаях, когда физическое лицо, получающее доход по гражданско-правовому договору, состоит на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае предприятие (индивидуальный предприниматель) не обязан произвести отчисления в Государственный фонд социальной защиты за доход, выплаченный физическому лицу по гражданско-правовому договору. Дело в том, что указанное физическое лицо сам лично состоит на учете в органах Государственного фонда социальной защиты и самостоятельно производит отчисления в Государственный фонд социальной защиты по ставкам, дифференцированным по виду и региону деятельности (об этом смотрите ниже).
По своей юридической сути любая сделка (за исключением оказание услуг работодателю в качестве наемного работника), заключенная между предприятием (индивидуальным предпринимателем) и физическим лицом является гражданско-правовым договором. Продажа физическим лицом предприятию (индивидуальному предпринимателю) товаров в розницу или оптом, оказание каких-либо услуг, передача имущество в аренду, - все это являются гражданско-правовыми договорами.
Таким образом, главным критерием, обусловливающим возникновение обязанности у предприятия (индивидуального предпринимателя) произвести отчисление в Государственный фонд социальной защиты от дохода, выплаченного физическому лицу, является отсутствие у данного физического лица регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Если физическое лицо, которому выплачивается доход, состоит на налоговом учете (имеет ИНН) в качестве предпринимателя, то предприятие (индивидуальный предприниматель), выплачивающее данному физическому лицу доход, не обязано произвести отчисление в Государственный фонд социальной защиты за доход, выплаченный этому физическому лицу. А если
физическое лицо, которому выплачивается доход, не состоит на налоговом учете (не имеет ИНН) в качестве предпринимателя, то предприятие (индивидуальный предприниматель), выплачивающее данному физическому лицу доход, обязано удержать у источника и уплатить в Государственный фонд социальной защиты взнос государственного обязательного социального страхования.
Если физическое лицо представляет ИНН, то предприятие не производит удержания в Государственный фонд социальной защиты, а также не удерживает подоходный налог.
Обязательное государственное социальное страхование индивидуальных предпринимателей
Если предприятие (индивидуальный предприниматель) выплачивает доход физическому лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то в этом случае предприятие (индивидуальный предприниматель) не обязано произвести отчисления в Государственный фонд социальной защиты за доход, выплаченный физическому лицу. Индивидуальные предприниматели должны сами стать на учет в органах Государственного фонда социальной защиты и самостоятельно производит отчисление в Государственный фонд социальной защиты по ставкам, дифференцированным по виду и региону деятельности.
При этом базой для исчисления суммы взноса обязательного государственного социального страхования индивидуальных предпринимателей является установленная законодательством минимальная заработная плата.
В настоящее время (исходя из действующей суммы минимальной месячной заработной платы в размере 60 манатов, установленной распоряжением Президента Азербайджанской Республики.
IV. Операционное налоговое планирование как инструмент для оптимизации налогов
Концепция налогового планирования
Налоговое планирование - это набор мер и выбор способа бухгалтерского учета, направленного на законное снижение налогового бремени предприятия.
Налоговое планирование включает: мониторинг законодательства, создание новых организационно- правовых структур, переоценку основных средств и т.п.
Налоговое планирование подразумевает оптимизицию налогообложения в целом, разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей, организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений.
Существует два пути снижения налогов: незаконный и законный. К сожалению, многие организации предпочитают уклоняться от уплаты налогов, что в большинстве случаев влечет ответственность, вплоть до уголовного. Избежать этой ситуации и минимизировать отчисления в пользу
государства поможет налоговое планирование.
Одним из основных принципов налогового планирования является легальность всех схем снижения налоговых обязательств, эффект же достигается за счет полного использования законодательно предоставленных возможностей. Для осуществления налогового планирования недостаточно просто изучить действующее налоговое законодательство, нужно четко представлять готовящиеся налоговые реформы, знать общую налоговую политику государства – только это позволит работать на перспективу.
Наиболее эффективно оптимизировать налоговое планирование на этапе организации бизнеса – изначально профессиональный подход даст возможность выбрать оптимальное место регистрации, организационно-правовую форму, разработать стратегию развития предприятия. На этапе
функционирования бизнеса налоговое планирование тоже дает значительное сокращение налоговых платежей, однако, задачи здесь несколько иные: выбор учетной политики, анализ контрактных схем, применение налоговых льгот.
Существует ряд стандартных схем, применимых при тех или иных обстоятельствах. Однако следует помнить, что каждый конкретный случай индивидуален.
Получение желаемого результата по снижению налогового бремени напрямую зависит от профессиональной подготовки специалиста и его способности системно представить многообразие возникающих нюансов и последствий осуществления того или иного действия. Один неверный шаг- и
грань между законными и незаконными действиями оказывается преодолен, что может пагубно отразиться на экономических результатах деятельности предприятия.
Формы и методы налогового планирования
Классификация
Налоговое планирование в нашей стране как отрасль знания до сих пор не имело своей классификации. А ведь даже самые общие повседневные разговоры о налогах и налоговом планировании предлагают нам вполне логичный подход. О чем прежде всего говорят люди, упоминая налоги и налоговое планирование? Платить налогов поменьше и, по возможности, без проблем с законом. Исходя из этого, можно предложить достаточно простую и удобную классификацию видов или направлений налогового планирования.
Используем два следующих критерия разграничения видов налогового планирования:
1) законность действий налогоплательщика, то есть насколько действия налогоплательщика соответствуют закону. Для простоты примем две жесткие альтернативы: налогоплательщик либо не нарушает закон, либо нарушает;
Информация о работе Государственные и местные налоги в Азербайджане