Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Начало XXI века ознаменовалось проведением в России масштаб¬ной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специаль¬ной части Налогового кодекса Российской Федерации, на¬правленной на снижение номинального налогового бремени, упроще¬ние и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля

Содержание работы

Введение (стр. 3-4).
1. Теоретические основы контроля за налогообложением физических лиц (стр. 5).
1.1. Экономическая сущность налогового контроля (стр. 5-9).
1.2. Правовые основы организации контроля за налогообложением физических лиц (стр. 9-13).
1.3. Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях (стр. 13-15).
2. Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц (стр. 16).
2.1. Исследование организации налогового контроля в налоговой инспекции (стр. 16-20).
2.2. Оценка результатов проведения налоговых проверок как формы налогового контроля (стр. 20-24)
2.3. Анализ взысканных сумм, дополнительно начисленных в рамках налоговых проверок (стр. 24-31).
2.4. Пути повышения эффективности налогового контроля в налоговых инспекциях (стр. 32-35).
Заключение (стр. 35-38).
Список использованных источников (стр. 39).

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ итоговая.docx

— 100.26 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение (стр. 3-4).

  1. Теоретические основы контроля за налогообложением физических лиц (стр. 5).
    1. Экономическая сущность налогового контроля (стр. 5-9).
    2. Правовые основы организации контроля за налогообложением физических лиц (стр. 9-13).
    3. Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях (стр. 13-15).
  2. Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц (стр. 16).
    1. Исследование организации налогового контроля в налоговой инспекции (стр. 16-20).
    2. Оценка результатов проведения налоговых проверок как формы налогового контроля (стр. 20-24)
    3. Анализ взысканных сумм, дополнительно начисленных в рамках налоговых проверок (стр. 24-31).
    4. Пути повышения эффективности налогового контроля в налоговых инспекциях (стр. 32-35).

Заключение (стр. 35-38).

Список использованных источников (стр. 39).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начало XXI века ознаменовалось проведением в России масштабной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специальной части Налогового кодекса Российской Федерации, направленной на снижение номинального налогового бремени, упрощение и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля. Реализация задачи снижения налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков позволила предпринимательскому сообществу решить ряд насущных практических вопросов, таких как ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса, снижение издержек, связанных с исполнением налогового законодательства. Была достигнута определенная прозрачность операций налогоплательщиков, сужены возможности для легального и нелегального снижения налоговых платежей. В ходе проведения реформы была поставлена и в значительной степени решена задача повышения правовой защищенности налогоплательщиков; важным успехом стало и повышение уровня собираемости налогов.

Вместе с тем проведение налоговой реформы со всей очевидностью показало значимость и актуальность проблемы дальнейшего развития института налогового контроля. Снижение налогового бремени должно сопровождаться повышением общего уровня налогового контроля за налогообложением физических лиц. Однако сегодня он не устраивает в полной мере ни государство, ни налогоплательщиков.

В связи с этим вопросы качественной организации контроля за налогообложением юридических и физических лиц остаются в центре внимания налоговой политики государства, ориентированной на среднесрочную перспективу.

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты организации налогового контроля за налогообложением физических лиц в России и дать рекомендации по его совершенствованию.

В соответствии с целью работы мной были поставлены следующие задачи:

- раскрыть экономическую  сущность и формы налогового  контроля;

- рассмотреть правовые  основы организации контроля за налогообложение физических лиц

- выявить актуальные проблемы  налогового контроля в современных  условиях;

- провести анализ взысканных  сумм, дополнительно начисленных  в рамках налоговых проверок;

- обозначить направления  развития нормативно-правового регулирования  налогового контроля;

- изучить зарубежный опыт  организации налогового контроля  и показать возможности его  использования в отечественной  практике.

Объектом исследования выступает Межрайонная ИФНС России №1.

Предмет исследования – организация контроля за налогообложением физических лиц в Межрайонной ИФНС России №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы контроля за налогообложением

физических лиц

 

    1. Экономическая сущность налогового контроля

 

Не секрет, что одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями (налогового администрирования) является налоговый контроль. От организации и эффективности работы данного механизма во многом зависит эффективность всей налоговой системы в целом. Конечно же, налоговый контроль не может являться панацеей от неадекватной системы налогообложения, но, тем не менее, любой даже самый выверенный механизм налогообложения без надлежащего налогового контроля оказывается нежизнеспособен.

Официальное определение налогового контроля приведено в ст. 82 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2007 г.: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом». Такое определение ближе всего к определениям налогового контроля, дававшимся сторонниками первой из указанных точек зрения.

По моему мнению, налоговый контроль может существовать только как система взаимосвязанных между собой элементов, с использованием которых и должно формироваться определение понятия налогового контроля. Составляющие этой системы: форма государственного управления; налогово-правовая норма; принципы налогового контроля; налоговые контрольные отношения; формы и методы налогового контроля; уполномоченные государственные органы, деятельность которых направлена на предупреждение и выявление нарушений налогового законодательства и привлечение к ответственности; форма обратной связи, посредством которой налоговый орган получает необходимую информацию о деятельности налогоплательщика.

Взаимосвязанные части этой системы дают возможность рассматривать налоговый контроль как организационно-правовой механизм, используя который государство осуществляет правовое регулирование в сфере контрольных налоговых отношений с помощью налогово-правовых норм, создает систему уполномоченных органов которые осуществляют от имени государства деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с использованием специальных форм и методов, создает условия для эффективного взаимодействия уполномоченных органов как между собой, так и с обязанными лицами.

Наиболее полное определение налогового контроля должно содержать указание на субъекты и объекты контроля, правовую основу контроля и цели контроля.

Субъектами налогового контроля выступают налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы, ФСЭНП. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Минфин России.

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.

Сущность налогового контроля раскрывается в его функциях:

− обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей;

− воспрепятствование посредством проверки исполнения налогового законодательства уходу от налогов со стороны налогоплательщиков;

− соблюдение налогоплательщиками налоговой дисциплины и налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей;

− выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговый контроль осуществляется путем реализации государственными органами специальных мероприятий, именуемых формами налогового контроля. Набор мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен.

Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками. Источниками данных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.

Периодический контроль – это проверка за определенный отчетный период планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записей в учетных регистрах, отчетности и других источников.

Задача такой проверки – установить, соблюдаются ли требования налогового законодательства, уплачиваются ли своевременно и в полной мере налоги, а также вскрыть нарушения и принять меры к их устранению.

Документальный контроль – это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).

Фактический контроль – это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливаются на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, контрольной закупки, контрольной поставки и т. п.

В соответствии с действующей редакцией НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ. В ст. ст. 83-98 гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ описан порядок проведения налоговых проверок (ст.87-89) и осмотра (ст.92). Порядок же осуществления таких форм налогового контроля, как получение объяснений при проверке данных учета и отчетности, НК РФ не регламентирован.

В указанной  гл. 14 НК РФ, наряду с упомянутыми, перечислены и следующие контрольные мероприятия: учет организаций и физических лиц (ст.83-86);  участие свидетеля (ст. 90); доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91); истребование документов при проведении налоговой проверки (ст. 93); выемка документов и предметов (ст. 94); экспертиза (ст. 95); привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст. 96); участие переводчика (ст. 97); участие понятых (ст. 98). В рассматриваемой связи интересно отметить, что описание процедур проведения указанных мероприятий дано "вперемешку" с описанием процедур осуществления "форм налогового контроля".

Действительно, если налоговая проверка является самостоятельным направлением налоговой работы, позволяющим выявлять и пресекать нарушения законодательства, допускаемые плательщиками, то осмотр, опрос свидетелей и некоторые другие "формы" являются лишь инструментами контроля, способами сбора доказательств о совершенных налоговых правонарушениях.

С учетом сказанного налоговый контроль – это деятельность уполномоченных государственных органов, формы и методы которой регламентированы законодательством РФ, с целью обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них налоговым законодательством РФ в связи с их деятельностью или имущественным положением. Формы налогового контроля подразделяются в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников получения информации (документальный и фактический). Основными формами налогового контроля являются: учет налогоплательщиков; налоговые проверки (камеральные и выездные); контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов.

 

 

1.2 Правовые основы  организации контроля за налогообложением  физических лиц.

 

Правовым обеспечением налогового контроля выступает совокупность правовых норм, которая в науке финансового права определяется как налоговое право. Формы выражения норм налогового права или источники налогового права, составляющие систему правового обеспечения налогового контроля, следующие: Конституция Российской Федерации (Конституция РФ); постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ); постановления и определения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации; решения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ); решения ВС РФ; решения ВАС РФ; законодательство о налогах и сборах.

Согласно ст. 1 НК РФ, в систему законодательства о налогах и сборах входят: Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации; нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного управления.

Решение задач налогового контроля обусловливает повышенный интерес представителей правовой науки к изучению противоречий, присущих процессам становления и функционирования правовой системы Российской Федерации. Налоговое законодательство – это значительная часть российской правовой системы, и от его качества напрямую зависит соблюдение основополагающих принципов налогового права, таких как установление налогов только законом; однократность обложения; определение всех элементов налога и др. Новое российское налоговое право создавалось в совершенно новых условиях хозяйствования, без какой-либо законодательной и практической базы.

Налоговая отрасль права стала одной из самых коллизионных в современной России. Динамика налоговых конфликтов с каждым годом возрастает. Это говорит, в частности, о неравнозначном толковании норм налогового права, что ведет к спорной правоприменительной налоговой практике. Немало положений актов законодательства (включая Налоговый кодекс) по-прежнему содержат нечеткие формулировки, отсюда неопределенность в их восприятии, толковании и применении. Кроме того, некоторые положения Налогового кодекса РФ уже сейчас нуждаются в законодательном корректировании.

Следует констатировать, что действующая редакция Налогового кодекса далека от идеала. Главным недостатком окончательной редакции Налогового кодекса является отсутствие разумного баланса прав налоговых органов и налогоплательщиков, что угрожает эффективности фискальной системы. Вместо взвешенных решений по каждой конкретной проблеме налогового администрирования, в Налоговом кодексе допущены явные перекосы в пользу налогоплательщиков в одних вопросах, которые компенсируются такими же перекосами в пользу налоговой администрации в других. То и другое одинаково опасно.

Информация о работе Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц