Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:40, курсовая работа
Начало XXI века ознаменовалось проведением в России масштаб¬ной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специаль¬ной части Налогового кодекса Российской Федерации, на¬правленной на снижение номинального налогового бремени, упроще¬ние и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля
Введение (стр. 3-4).
1. Теоретические основы контроля за налогообложением физических лиц (стр. 5).
1.1. Экономическая сущность налогового контроля (стр. 5-9).
1.2. Правовые основы организации контроля за налогообложением физических лиц (стр. 9-13).
1.3. Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях (стр. 13-15).
2. Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц (стр. 16).
2.1. Исследование организации налогового контроля в налоговой инспекции (стр. 16-20).
2.2. Оценка результатов проведения налоговых проверок как формы налогового контроля (стр. 20-24)
2.3. Анализ взысканных сумм, дополнительно начисленных в рамках налоговых проверок (стр. 24-31).
2.4. Пути повышения эффективности налогового контроля в налоговых инспекциях (стр. 32-35).
Заключение (стр. 35-38).
Список использованных источников (стр. 39).
2.2 Оценка результатов проведения налоговых проверок как формы налогового контроля
Количество камеральных проверок, проведенных сотрудниками Отдела камеральных проверок, выросло в 2012-2014 гг. на 9,5% и составило в 2014 г. 48585 ед. (Данные приведены в таблице 2.1).
Таблица 2.1.
Динамика камеральных налоговых проверок, проведенных в 2012-2014 гг.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Темп роста (изменение доли) 2014 г. к 2012 г., % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Проведено камеральных налоговых проверок, ед. |
44 396 |
48 931 |
48 595 |
109,5 | ||
В том числе проверено: |
||||||
Из них: с нарушениями, ед., % |
11 33 5,1 |
13 73 5,6 |
14 74 6,0 |
130,1 0,9 | ||
физических лиц, ед., % |
22 252 50,2 |
24 628 50,3 |
23 868 49,1 |
107,3 -1,1 | ||
Из них: С нарушениями, ед., % |
11 47 5,2 |
14 23 5,8 |
16 81 7,0 |
146,6 1,8 |
Снижение количества камеральных проверок в 2014 г. по сравнению с 2012 г. обусловлено уменьшением количества проверенных физических лиц (на 3,1%) вследствие увеличения количества налогоплательщиков – физических лиц, вовремя не подавших декларацию.
В 2012-2013 г. наибольшая доля проверок приходилась на физических лиц – 50,2% и 50,3% соответственно. В 2014 г. в структуре камеральных проверок преобладали проверки юридических лиц (50,9%).
В 2014 г. камеральными налоговыми проверками было выявлено 3155 (6,5% от общего количества проверок) нарушений налогового законодательства – ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах; несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налоговой инспекции, и полученным им в ходе налогового контроля.
За исследуемый период наблюдается рост количества выявленных нарушений на 38,4%, а также их доли в общей сумме камеральных проверок на 1,4%.
Наибольшая доля нарушений выявлена у физических лиц – 7,0% в 2014 г., причем имеет тенденция ее роста – на 1,8%.
Доля выявленных нарушений у юридических несколько ниже – 6,0% в 2014 г., однако также наблюдается тенденция ее роста – на 0,9%.
Рост доли выявленных нарушений в ходе камеральных проверок свидетельствует о повышении эффективности выбора объектов для проверки и качества проведения проверок.
В 2 раза увеличилось число камеральных проверок, проведенных сотрудниками Отдела камеральных проверок с истребованием документов, - до 4728 ед. (таблица 2.2).
При этом наблюдается количество проверенных физических лиц (на 90,2%).
Анализируя данные таблицы 2.2, мы видим, что снижается как объем выявленных нарушений (на 40,9%), так и их доля в структуре проверок (на 11,9%), что характерно для проверок физических лиц.
Наибольшая доля нарушений выявлена у физических лиц – 8,8% в 2014 г., однако наблюдается тенденция ее снижения на 27,0%.
Таблица 2.2.
Динамика камеральных налоговых проверок, проведенных с истребованием документов в 2012-2014 гг.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Темп роста (изменение доли) 2014 г. к 2012 г.,% |
Проведено проверок с истребованием документов, ед. |
23 60 |
35 58 |
47 28 |
200,3 |
Из них: С нарушениями, ед., % |
39 6 16,8 |
32 1 9,0 |
23 4 4,9 |
59,1 -11,9 |
В том числе проверено: |
||||
Из них: С нарушениями, ед., % |
31 4 16,3 |
20 1 6,7 |
16 2 4,1 |
51,6 -12,2 |
Физических лиц, ед., % |
43 0 18,2 |
56 1 15,8 |
81 8 17,3 |
190,2 -0,9 |
Из них: С нарушениями, ед., % |
15 4 35,8 |
12 0 21,4 |
72 8,8 |
-82 -27,0 |
Рост доли выявленных нарушений в ходе камеральных проверок свидетельствует о повышении эффективности выбора объектов для проверки и качества проведения проверок.
Рассчитаем интенсивность работы сотрудников Отдела камеральных проверок в 2012-2014 гг., учитывая, что в Отделе работает 28 человек.
2012 г.: 44396/28 = 1585,6 ед./чел.
2013 г.: 48931/28 = 1747,5 ед./чел.
2014 г.: 48595/28 = 1735,5 ед./чел.
В результате проведения контрольной работы за 2014 год было проведено 63 выездных проверки, из них проверено организаций – 47 или 74,6%, индивидуальных предпринимателей – 16 или 25,4%. (таблица 2.3).
Таблица 2.3.
Динамика выездных налоговых проверок, проведенных в 2012-2014 гг.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Абс. изм. 2014 г. к 2012 г. |
Количество проведенных выездных налоговых проверок, ед. |
66 |
66 |
63 |
-3 |
Количество проверок, в ходе которых были выявлены нарушения, ед., % |
61 92,4 |
59 89,4 |
56 88,9 |
-5 -3,5 |
Количество организаций, проверенных на выездных проверках, ед., % |
56 84,8 |
50 75,8 |
47 74,6 |
-9 -10,2 |
Количество организаций, у которых выявлены нарушения, ед., % |
51 91,1 |
43 86,0 |
40 85,1 |
-9 -6,0 |
Количество проверенных ИП, ед., % |
10 15,2 |
16 24,2 |
16 25,4 |
6 10,2 |
Количество ИП, у которых выявлены нарушения, ед., % |
10 10 0,0 |
16 10 0,0 |
16 10 0,0 |
6 |
Несмотря на увеличение количества организаций, состоящих на учете в Инспекции, проверенное их количество выездными проверками снизилось на 3 ед. Количество организаций, у которых были выявлены нарушения снизилось на 9 и составило в 2014 г. 40, при этом их доля в общем объеме проверенных организаций снизилась на 6,0% – до 85,1%.
Количество проверенных индивидуальных предпринимателей выросло на 6 и составило 16. У всех проверенных индивидуальных предпринимателей в ходе проверок были выявлены нарушения.
Наиболее значительные нарушения установлены при проверке налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в результате занижения налоговой базы.
Рассчитаем интенсивность работы сотрудников Отдела выездных проверок в 2007-2009 гг., учитывая, что в Отделе работает 19 человек.
2012 г.: 66/19 = 3,5 ед./чел.
2013 г.: 66/19 = 3,5 ед./чел.
2014 г.: 63/19 = 3,3 ед./чел.
.
2.3 Анализ взысканных
сумм дополнительно
Налоговый контроль сопровождается принятием мер по взысканию не перечисленных в бюджетную систему сумм налогов и сборов, в результате чего к уплате в бюджет начисляются дополнительные суммы.
Показатели по объему сумм, дополнительно начисленных Отделом камеральных проверок, представлены в таблице 2.4. В ходе осуществления камеральных проверок налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками, доначислено в 2014 г. в бюджеты всех уровней – 88173 тыс.р., что на 15,7% больше показателя 2012 г. Доначислено во все уровни бюджетов в расчете на одного работника, осуществляющего камеральные проверки, в 2014 г. – 3149 тыс.р., в 2013 г. − 3077 тыс.р., в 2012 г. – 2722 тыс. р., темп роста – 115,7 %. Данная тенденция является следствием увеличения нагрузки на налоговых инспекторов.
Таблица 2.4
Динамика показателей доначисленных сумм в ходе камеральных налоговых проверок в 2012-2014 гг.
Содержание показателей |
2012 г. |
2013г. |
2014 г. |
Темп роста (изменение доли) 2014 г. к 2012 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доначислено всего, тыс.руб. |
76 220 |
86 146 |
88 173 |
115,7 |
Доначислено в расчете на одного инспектора, тыс.руб. |
27 22 |
30 77 |
31 49 |
115,7 |
Доначислено в расчете на одну камеральную проверку, тыс.руб. |
1,7 2 |
1,7 6 |
1,8 1 |
105,2 |
Дочислено в расчете на одну результативную камеральную проверку, тыс.руб. |
33,43 |
30,81 |
27,95 |
83,6 |
Доначислено в расчете на одну камеральную проверку, тыс.руб. |
3,4 2 |
3,4 4 |
3,4 4 |
100,6 |
Доначислено в расчете на одну результативную камеральную проверку, тыс.руб. |
66,68 |
60,84 |
57,67 |
86,5 |
Физических лиц, тыс.руб., % |
67 2 0,9 |
26 18 3,0 |
31 62 3,6 |
470,5 2,7 |
Доначислено в расчете на одну камеральную проверку, тыс.руб. |
0,0 3 |
0,1 1 |
0,1 3 |
433,3 |
Доначислено в расчете на одну результативную камеральную проверку, тыс.руб. |
0,5 9 |
1,8 4 |
11,88 |
2013,6 |
Сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку в 2014 г. составила 1,81 тыс.р., что на 5,2% больше, чем в 2012 г.; в расчете на одну результативную проверку – 27,95 тыс.р., что составляет 83,6% от суммы 2012 г.
Сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку физического лица достигла в 2014 г. 0,13 тыс.р. – в 4,3 раза больше показателя 2012 г., в расчете на одну результативную камеральную проверку физического лица – 11,88 тыс.р., что в 20,1 раз больше, чем в 2012г.
Удельный вес налогов в общем объеме доначисленных сумм составил на протяжении всего исследуемого периода 99,8%, при этом рост доначисленных сумм в разрезе налогов составил 15,7% – до 88016 тыс.р., что обусловлено увеличением доначислений НДФЛ (в 9,1 раз).
Наибольшие суммы доначислений пришлись на ЕСН (от 19,7% до 68,9%).
В 2012-2013 г. в результате камеральных проверок были выявлены нарушения по отчислениям на обязательное пенсионное страхование.
В ходе проверок выявлены были также нарушения ст. 126. НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» и ст. 129 «Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода», в результате чего были начислены к уплате в бюджет дополнительные суммы.
Основная сумма доначислений складывается по результатам проверок с истребованием дополнительных документов. В 2014 г. по ним доначислено – 86746 т.р. (93,4% от общей суммы доначислений), что на 22,0% больше, чем в 2012 г.
Рост доначислений по данным проверкам связан с увеличением доначисленных сумм по проверкам физических лиц в 10 раз.
Рост доначислений в 2012-2014 гг. произошел вследствие увеличения дополнительных платежей по НДФЛ на 82,6%. По остальным налогам наблюдается либо равномерное снижение доначисленных сумм, либо рост в 2008 г. сменяется падением в 2014 г.
На протяжении всего исследуемого периода наибольшую долю в структуре доначислений занимали налоги, причем их доля выросла с 61,8% до 80,1% – на 18,1% (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Структура дополнительно начисленных сумм по результатам выездных проверок по видам платежей в 2012-2014 гг., %
Рост произошел за счет роста суммы доначислений по налогу на прибыль в 2,2 раз, НДФЛ в 2,8 раз.
Таким образом, контрольная работа инспекторов Отдела выездных проверок проводится с большей эффективностью, чем инспекторов Отдела камеральных проверок. Наибольшую долю в структуре доначислений по результатам выездных проверок занимали налоги, на втором месте – пени, на третьем – штрафы. Сумма доначислений по итогам всех проверок выросла на 2,1%, составив в 2014 г. 204725 тыс.руб., что свидетельствует о повышении эффективности налогового администрирования. При этом наибольшие суммы доначислений произведены в ходе выездных проверок.
Информация о работе Исследование механизма контроля за налогообложением физических лиц