Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
В России институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в середине 19 в. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую сферу.
В 1860 г. Александр II велел отменить с 1 января 1863 г. откупную систему, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.п. Вместо откупов была введена более цивилизованная акцизная система.
Таким образом, налог на недвижимость, рассчитанный исходя из рыночных цен, при очевидной справедливости и эффективности на практике имеет ряд недостатков в виде низких поступлений и значительных затрат на поддержание актуальности налоговой базы.
Кроме того существует
ряд препятствий для эффективно
- наличие в
ряде случаев в системе
- существующая
в России повышенная степень
риска сговора заказчика
- наличие сложности при взаимодействии налогоплательщика с территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), так как численности этих территориальных органов в рамках отдельно взятого населенного пункта совершенно недостаточно для беспрепятственного и своевременного обеспечения потребностей налогоплательщиков не только в регистрации вещных прав на объекты имущества, но и в последующем получении информации из Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, а так же сделок с ним;
- отсутствие
в действующем
- социально-политические
причины могут спровоцировать
власти переложить непропорцион
и других странах, проводящих масштабные преобразования, указанная проблема усугубляется недостаточным развитием рынков и соответственно институтов оценки такой недвижимости, как промышленные и подобные объекты;
- отсутствие
в настоящее время
движимость;
- спекулятивный,
искусственно вздутый рынок
- неоправданно высокие рыночные цены на объекты недвижимости в России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, не соотносимые с ценами на несравнимо более качественную зарубежную недвижимость;
- умышленное
занижение указываемых
- для современной России эффект от введения налога на недвижимость может проявиться в уменьшении ажиотажного спроса и снижении спекулятивных цен на жилье, покупка которого долгое время была выгоднейшим видом бизнеса.
В связи с этим при реформировании имущественного налогообложения необходима взвешенная и хорошо продуманная политика. Поэтому длительность введения местного налога на недвижимость в Российской Федерации легко объяснима: ключевые аспекты всех решений должны быть детально проработаны [7].
Плательщики транспортного налога зачастую попадают в спорную ситуацию из-за того, что выбирают неверную, с точки зрения налоговых органов, ставку налога. Происходит это, как правило, по той причине, что они иначе, чем налоговые органы, определяют вид транспортного средства. В результате налогоплательщики получают требование о доплате сумм налога.
При выборе ставки транспортного налога оказывается, что определить вид транспортного средства, а значит и объект налогообложения, не так-то просто.
Согласно ст. 358 НК РФ к объектам обложения транспортным налогом относятся, в частности, автомобили. Причем в Кодексе они разделены на легковые, грузовые, автобусы и т.д. Но расшифровки этих понятий в целях налогообложения в НК РФ нет. Вместе с тем и региональные власти не наделены полномочиями трактовать неопределенные в Кодексе термины. В результате между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают споры по поводу того, к какой конкретно категории и к какому виду относится тот или иной автомобиль [2].
Можно, конечно, ссылаться на ПТС (паспорт транспортного средства), где указана категория транспортного средства. Но дело в том, что этот документ содержит и другую информацию, которая как раз и порождает разногласия. Так, в графе "Наименование транспортного средства" ПТС на автомобиль УАЗ-39099, относящийся к категории "B", может быть указано "грузопассажирский". Довольно часто при проверке правильности расчета транспортного налога налоговые органы на этом основании настаивают на применении ставок, установленных для грузовых автомобилей. А расчет, который произвел налогоплательщик по ставке, установленной для легковых автомобилей, не принимают [9.1].
При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:
Поскольку Россия ратифицировала Конвенцию о дорожном движении, национальные правовые акты в этой сфере должны учитывать ее положения. Именно в Конвенции определен ряд критериев, которые позволяют отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории. Среди них разрешенный максимальный вес, предназначение (для перевозки грузов или перевозки пассажиров), количество сидячих мест (таблица 2).
Таблица 2. Виды транспортных средств.
Вид транспортного средства |
Категория |
Мотоциклы. |
A |
Автомобили, за исключением упомянутых в категории A, разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500кг (7700 фунтов) и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. |
B |
Автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг(7700 фунтов). |
C |
Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя. |
D |
Составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. |
E |
Общероссийский классификатор, в отличие от Конвенции, не содержит критериев, достаточных для того, чтобы перечисленные в нем транспортные средства можно было соотнести с теми, которые предусмотрены гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. Таким образом, для целей налогообложения он может применяться лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении. Надо заметить, что именно этот аргумент чаще всего используют суды, когда необходимо выбрать, к легковым или грузовым автомобилям относится конкретное транспортное средство.
А вот при разрешении вопроса о том, может ли та или иная спецтехника (автокраны, вахтовые и бурильные установки, автоцистерны, подметально-уборочные машины, аварийные, передвижные автомастерские, вакуумные, грузовые спецлаборатории, контейнеровозы, топливозаправщики) рассматриваться как грузовые автомобили, суды ссылаются на Общероссийский классификатор, согласно которому перечисленные транспортные средства не входят в подкласс "грузовые автомобили".
Анализируя судебную практику, бросалось в глаза то, что количество споров, связанных с применением ставки транспортного налога, стало снижаться. Можно предположить, что причина тому - изменившаяся позиция финансового ведомства. Теперь Минфин России стал трактовать ситуацию в пользу налогоплательщика, о чем были поставлены в известность налоговые органы [9.3].
На повышение налоговой автономии органов власти субъектов Российской Федерации и создание возможностей для повышения доходов региональных бюджетов направлено совершенствование гл. 28 НК РФ. Для этого предполагается предоставить право органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога также в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса [1].
Средние ставки транспортного налога, указанные в ст. 361 НК РФ, планируется увеличить в 2 раза, сохранив при этом действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок и разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в 5, а в 10 раз. Предложенный порядок позволит региональным властям не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов в зависимости от политики региона в отношении транспортных средств [2].
Возможность дифференцировать ставки налога в зависимости от срока полезного использования транспортных средств заменена на дифференциацию в зависимости от количества лет, прошедших с года их выпуска. Практически это мало что изменило. Ведь если регионы применяли такую дифференциацию, то при определении срока полезного использования транспортного средства они и раньше фактически учитывали количество лет, прошедших с года его выпуска. Налоговые органы разъясняли, что различные ставки должны устанавливаться именно таким образом. Так что все просто встало на свои места.
Определение понятия "количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства" теперь дано в НК РФ - это количество календарных лет, следующих за годом выпуска транспортного средства по состоянию на 1 января текущего года. Например, если автомобиль выпущен в декабре 2007 г., то при исчислении налога за 2012 г. количество лет, прошедших с года его выпуска, составит 4 года: 2008, 2009, 2010 и 2011 гг. Если в результате такой дифференциации в 2012 г. ставка налога увеличится, то можно не применять эту поправку на тех же основаниях, которые были описаны выше [2].
Экологический
класс, это совершенно новая норма,
и ее принятие закономерно. Ведь чем
выше экологический класс
В ранее действовавшей редакции Кодекса (пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ) предусматривалось, что транспортным налогом не облагаются транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба [2].
С 1 января 2010 г. из указанного положения исключены слова "хозяйственного ведения". Следовательно, транспортные средства, принадлежащие данным органам государственной власти на праве хозяйственного ведения, облагаются транспортным налогом. Транспортные средства и имущество, принадлежащие этим органам на праве оперативного управления, как и раньше, налогом не облагаются.
Механизм принудительного взимания транспортного налога актуален и не предполагает возможности досудебного урегулирования.
Судебная практика принудительного взимания транспортного налога неэффективна по ряду причин. Одна из них несоразмерность затрат по судебному урегулированию задолженности физических лиц с суммами последней. Так, зачастую сумма взыскиваемого в судебном порядке налога в несколько раз меньше суммы, затраченной на ее взыскание, что в условиях экономического кризиса выглядит, по меньшей мере, неразумным. В то же время отказ налогового органа от судебного взыскания налога с физических лиц из "экономии" недопустим, так как является, прежде всего, неконституционным (в силу ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом) и подрывает моральные устои государства.
Рассылка налоговых
уведомлений и платежных
Если налогоплательщик в установленный срок не отреагировал на налоговое уведомление, налоговый орган обязан направить ему требование об уплате недоимки, причем в обязательном порядке заказным письмом с уведомлением о вручении (его стоимость составляет уже 37 руб.). При невыполнении данного порядка направления требования судебное разрешение вопроса об урегулировании задолженности становится невозможным.
Если в указанный
в требовании срок налог не уплачен,
налоговый орган направляет заявление
о взыскании транспортного