Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 22:03, курсовая работа
Цель данной работы - изучение региональных особенностей транспортного налога. И было бы очень любопытно, по моему мнению, рассмотреть данный вопрос на примере городов федерального значения: Москва, Санкт Петербург, и Республики Татарстан (г. Казань). Исследовать и сравнить транспортный налог в указанных регионах Российской Федерации. Второй задачей станет изучение проблем и перспектив данного налога.
Введение
1.Основные характеристики транспортного налога ……………………………...5
2.Использование субъектами Российской Федерации полномочий в области регулирования транспортного налога
3.Проблемы транспортного налога в современных условиях. Перспективы развития транспортного налога в Республике Татарстан ………………………….21
Заключение
Список использованной литературы……………………………………………..26
Приложения
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Основные характеристики
транспортного налога ……………………………...5
2.Использование субъектами
Российской Федерации
3.Проблемы транспортного
налога в современных условиях.
Перспективы развития
Заключение ………………………………………………………………………...
Список использованной
литературы……………………………………………..
Приложения……………………………………………………
Введение
Необходимость налогов
всегда обусловлена потребностями общественного
развития.
В связи с принятием Федерального
закона от 24.07.02 г. № 110-ФЗ Налоговый кодекс
Российской Федерации был дополнен главой
28 «Транспортный налог», нормы которой
вступили в силу с 1 января 2003 г.
Согласно ст. 9 указанного Федерального закона транспортный налог заменил такие источники формирования дорожных фондов как «налог на пользователей автомобильных дорог» и «налог с владельцев транспортных средств», действие которых было предусмотрено Законом РФ от 18.10.91 г. № 759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации»; кроме того, с 1 января 2003 г. отменен налог на водно-воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом Российской Федерации от 09.12.91 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
На сегодняшний день транспортный налог относится к группе региональных налогов и сборов, в связи с чем, он вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации.
Отсюда следует цель данной работы - изучение региональных особенностей транспортного налога. И было бы очень любопытно, по моему мнению, рассмотреть данный вопрос на примере городов федерального значения: Москва, Санкт Петербург, и Республики Татарстан (г. Казань). Исследовать и сравнить транспортный налог в указанных регионах Российской Федерации. Второй задачей станет изучение проблем и перспектив данного налога.
Необходимо выделить,
что перечисленные выше территории
выбраны не случайно. Санкт-Петербург
- это второй по своей величине город в
России после Москвы. В свою очередь Казань
сегодня именуют «Третьей столицей России».
«Город зарегистрировал в Роспатенте
товарные знаки "Третья столица",
"Третья столица России", "Третий
город", "Третий город России",
а также Russia`s third capital.» (http://lenta.ru/news/2009/04/
По состоянию на 1 декабря 2002 г. на территории всех этих субъектов были приняты и опубликованы соответствующие региональные законы и, соответственно, с 1 января 2003 г. на их территории действует новый транспортный налог.
Прежде чем описать региональные особенности транспортного налога на выбранных территориях, остановимся на основных положениях главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ, установившей рамки для регионального законотворчества.
1.Основные характеристики транспортного налога
Налогоплательщики
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются физические лица, на которые зарегистрированы транспортные средства. Транспортные средства – это обобщенное наименование объекта налогообложения. Следует отметить, что в соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.
Объект налогообложения
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены Приказом Минтранса России от 26.09.01 г. № 144, а Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах – Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.01 г. № 30. Приказом Минтранса России от 29.11.00 г. № 145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от 21.02.02 г.) МВД России Приказом от 26.11.96 г. № 624 (в ред. от 15.03.99 г.) утвержден действующий в настоящее время Порядок регистрации транспортных средств.
Транспортные средства,
не признаваемые объектом
В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Основные критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:
– назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами);
– принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки);
– принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).
Кроме этого объектами налогообложения не являются: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов; морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Налоговая база и налоговый период
В связи с разнородностью объектов налогообложения налоговое законодательство предусматривает различный порядок определения налоговой базы в зависимости от вида объектов налогообложения.
Так, согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется:
– в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
– в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
– в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше, – как единица транспортного средства.
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год – период с 1 января по 31 декабря. Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного деленному на 12 числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками.
Таким образом, если в течение налогового периода сменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство) , то согласно ст. 78 НК РФ у лица, заплатившего налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 362 НК РФ, месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц.
Налоговые ставки и исчисление налога
Статьей 361 НК РФ по сравнению с ранее принятыми законодательными актами в этой сфере в большей степени учтены характеристики транспортных средств. В рамках одного объекта налогообложения (автомобили и т.п.) налоговые ставки варьируют в зависимости от мощности транспортного средства. Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ законом субъекта Российской Федерации закрепленные размеры ставок могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз.
Наряду с повышением (понижением) ставок в ст. 361 НК РФ допускается возможность установления различных налоговых ставок в отношении отдельных категорий транспортных средств, например автомобилей. Таким образом, в отношении каждой категории транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения, ставки могут различаться в разы.
Следует отметить, что размеры налоговых ставок по транспортному налогу существенно выше ставок налога с владельцев транспортных средств (утратил силу).
В общем случае согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сравним на примере легковых автомобилей налоговые ставки и сумму налога с владельцев транспортных средств с налоговыми ставками и суммой транспортного налога, которую должны платить владельцы указанных автомобилей после 1 января 2003 г. при условии сохранения субъектом размера ставки, предусмотренного главой 28 Налогового кодекса РФ (таблица 1.1).
Дифференциация ставок
налогов с владельцев легковых автомобилей
Наименование объекта налогообложения |
Налог с владельцев транспортных средств |
Транспортный налог | ||
Налоговая ставка, |
Сумма налога, руб. |
Налоговая ставка, |
Сумма налога, руб. | |
До 100 л.с. |
0,5 |
– |
2,5 |
– |
ВАЗ-2108 – 64 л.с. |
– |
32 |
– |
160 |
ВАЗ-21099 – 72 л.с. |
– |
36 |
– |
180 |
Daewoo Nexia – 75 л.с. |
– |
37,5 |
– |
187,5 |
Свыше 100 до 150 л.с. |
1,3 |
– |
3,5 |
– |
Волга 3110 – 103 л.с. |
– |
133,9 |
– |
360,5 |
Toyota Avensis – 110 л.с. |
– |
143 |
– |
385 |
Volkswagen Passat – 150 л.с. |
– |
195 |
– |
525 |
Свыше 150 до 200 л.с. |
1,3 |
– |
5 |
– |
Fiat Marea SX – 154 л.с. |
– |
200,2 |
– |
770 |
Honda Accord – 166 л.с. |
– |
215,8 |
– |
830 |
Свыше 200 до 250 л.с. |
1,3 |
– |
7,5 |
– |
Subaru Legacy – 209 л.с. |
– |
271,7 |
– |
1567,5 |
Honda Pilot – 240 л.с. |
– |
312 |
– |
1800 |
Свыше 250 л.с. |
1,3 |
– |
15 |
– |
Audi A8 – 335 л.с. |
– |
435,5 |
– |
5025 |
Mercedes-Benz CL 600 – 360 л.с. |
– |
468 |
– |
5400 |
Информация о работе Изучение региональных особенностей транспортного налога