Экономическая сущность и значение имущественного налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань - прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга (начало X века). При этом древнерусские летописи именуют "данью" военную контрибуцию.

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 70.23 Кб (Скачать файл)

Переход к нэпу обусловил  возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую  систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд "классовых налогов": индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

Следующим этапом стала  налоговая реформа 1930-1932 гг.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформыбыла полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.

Значительные изменения произошли в налоговом законодательстве СССР в 1941—1965 гг.

Во время войны действовала  система обязательных платежей из прибыли  государственных предприятий, установленная  в предвоенный период. Но в связи  с дополнительными потребностями  бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы  с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Самый экзотический из применявшихся  в СССР налогов - на холостяков, одиноких и малосемейных граждан - был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены  существенные изменения в части  подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

Кстати, налогообложение  киноиндустрии впервые было введено  еще в царской России. Таков  был результат бурного успеха первого российского полнометражного  фильма "Осада Севастополя". Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить "синематограф" налогом [ ].

В послевоенный период происходило  постепенное замещение налогообложения  неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение  основной части доходов государственных  предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. В литературе это объяснялось различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы организаций и предприятий были всенародной собственностью, а колхозов - групповой, колхозно-кооперативной.

В 1960-е годы существенный поворот "вокруг собственной оси" произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с "неминуемым построением коммунизма". В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт - Закон СССР от 7 мая 1960 г. "Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих" [ ].

Далее пришло время реформ налоговой системы в СССР в 1985-1991 гг. В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987г. "О государственном предприятии (объединении)" устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия  индивидуальной трудовой деятельностью  обязаны были получить регистрационное  удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному  месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы  за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся  в зависимости от их суммы и  с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного  налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Кроме того, с принятием  Закона СССР от 30 июня 1987 г. "О государственном предприятии (объединении)" началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. "О кооперации в СССР";

б) постановления Совета Министров СССР:

  • "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ" от 13 января 1987 г.;
  • "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран";

в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. "О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий";

г) постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан  целый ряд законодательных актов  по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые  впоследствии были систематизированы  в Законе СССР от 14 июня 1990 г. "О налогах с предприятий, объединений и организаций". Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

Были внесены изменения  в законодательство, устанавливающее  порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с  Законом СССР от 23 апреля 1990 г. "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства" установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. налогообложение  и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в  политических целях, которые принимали  собственные налоги. Например, на территории России был введен особый "суверенный" режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон "О порядке применения Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по "переподчинению" предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет" [ ].

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная  государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. - Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

Основы налоговой системы  и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре - декабре 1991 г.

Законами Российской Федерации  от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены  земельный налог и налоги, зачисляемые  в дорожные фонды. 6-7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

Кроме того, в 1992 г. было создано  Главное управление налоговых расследований  при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в самостоятельный  правоохранительный орган в сфере  налогообложения - Федеральную службу налоговой полиции России.

В 1998 г. принята первая часть  Налогового кодекса РФ, в 2000 г. - отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.

В июне 2003 г. Федеральная  служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции  переданы созданному в структуре  Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию  экономических и налоговых преступлений.

В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры  федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам. Функции по общей выработке  стратегии развития государственной  политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

 

 

1.2 Понятие и сущность имущественного налогообложения в    Российской Федерации  

 

Государственная власть любого государства, в том числе России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается и будет нуждаться в средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из таких средств являются налоги.

Налоги - это обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических  лиц, установленные органами законодательной  власти с определением размеров и  сроков их уплаты, предназначенные  для финансового обеспечения  деятельности государства и органов  местного самоуправления [ ].

 Налоги  выражают  денежные отношения, складывающиеся  у государства с юридическими  и физическими лицами в связи  с перераспределением национального  дохода и мобилизацией финансовых  ресурсов в бюджетные и внебюджетные  фонды государства. 

За счет налоговых взносов  формируются финансовые ресурсы  государства, аккумулируемые в его  бюджете и внебюджетных фондах. Таким  образом, экономическая сущность налогов  сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью  формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных  услуг.

Налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие  свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций  проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого  процесса воспроизводства, инструмента  распределения и перераспределения  доходов [ ].

 Выделяют следующие  функции налогов: 

  • распределительную;
  • фискальную;
  • контрольную.

Причем распределительную  функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Наиболее последовательно  реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная  изначально для всех государств. С  ее помощью образуются государственные  денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Информация о работе Экономическая сущность и значение имущественного налогообложения в России