Экономическая сущность и значение имущественного налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань - прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга (начало X века). При этом древнерусские летописи именуют "данью" военную контрибуцию.

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 70.23 Кб (Скачать файл)

В рамках планирования дальнейшего  развития налоговой системы РФ в  ближайшие годы предусматривались  следующие основные направления:

  1. Совершенствование налога на прибыль организаций.
  2. Совершенствование налога на добавленную стоимость.
  3. Совершенствование акцизного налогообложения.
  4. Совершенствование налога на доходы физических лиц.
  5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц.
  6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых.
  7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
  8. Совершенствование налогового администрирования.
  9. Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей.
  10. Отмена единого социального налога.
  11. Совершенствование государственной пошлины.
  12. Совершенствование транспортного налога.
  13. Совершенствование налога на имущество организаций.

Для рассматриваемой темы  наиболее интересными будет знакомство с деятельностью по совершенствованию налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций и планов по введению единого налога на недвижимость. 

В отношении налога на доходы физических лиц в последнее время  были внесены следующие изменения.

Прежде всего было упрощено декларирование доходов физическими  лицами позволяющее не указывать  в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые  от налогообложения), а также доходы, при получении которых налог  полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению  налогоплательщиком налоговых вычетов.

Данные  изменения по сути означают изменение формы предоставления освобождения от налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Ранее, до внесения указанных  изменений, при продаже такого имущества  налогоплательщику предоставлялся имущественный налоговый вычет, для получения которого налогоплательщики были обязаны представить не только налоговую декларацию, но и заявление на предоставление имущественного налогового вычета.

Таким образом, внесенные  изменения позволили налогоплательщикам, получившим доход от реализации имущества, которое находилось в их собственности  более трех лет (например, автомобили, квартиры, иное имущество) не представлять налоговую декларацию.

В отношении налога на имущество  организаций вопрос о совершенствовании   пока что находится в стадии законопроекта о внесении изменений в статью 376 НК РФ, предусматривающего  временное (до 2025 года) уменьшение налоговой базы на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации за 2010 г. было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц [ ]. Учитывая сложность этой реформы, прошедший период был потрачен на подготовку введения единого налога на недвижимость. 

В частности были оптимизированы процедуры кадастрового учета  и оценочной деятельности. Был утвержден федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", которым введено понятие кадастровой стоимости объекта недвижимости, и  раскрывается цель оценки, предполагаемое использование результата оценки. 

Было реализовано и  продолжает осуществляться  информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных бюро технической инвентаризации. 

В целях формирования государственного кадастра недвижимости уже был принят федеральный закон, который регулирует отношения, возникающие в связи  с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества  и кадастровой деятельности.

Однако  законодательно так и остались не урегулированными вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Кроме того, требуется принятие уже внесенного проекта федерального закона, устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Согласно Основных направлений  налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям [ ].

  1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности.
  2. Налог на прибыль организаций.
  3. Налог на добавленную стоимость.
  4. Акцизное налогообложение.
  5. Введение налога на недвижимость.
  6. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков).
  7. Налог на добычу полезных ископаемых.
  8. Водный налог.
  9. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов.
  10. Налоговое администрирование.
  11. Создание налоговых условий для деятельности по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Некоторые из этих направлений  реформирования в той или иной степени затрагивают имущественное  налогообложение.  

В частности, налоговое  стимулирование инновационной деятельности предполагает освобождение от имущественных  налогов инновационных компаний или отдельных видов имущества, используемых для проведения НИОКР, а также  ускоренную амортизацию для отдельных видов оборудования, используемых в инновационной деятельности. 

Наиболее масштабным изменением в части имущественного налогообложения  предполагается введение налога на недвижимость.  Для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Частично эти действия уже осуществлены Правительством РФ. В пилотных регионах отработан порядок проведения массовой кадастровой оценки недвижимости. Помимо массовой кадастровой оценки введение налога на недвижимость  повлечет за собой определение объектов и субъектов налогообложения налогом на недвижимость, и определение порядка предоставления сведений о ценах сделок на недвижимое имущество для целей кадастровой (массовой) оценки из Единого государственного  реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также некоторые не столь  масштабные изменения могут затронуть  налогообложение земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного  назначения, в частности связанные  с распространенным  фактом их использования с нарушением требований в области охраны и использования земель. Это может послужить поводом для увеличения налоговой ставки. 

Исходя из анализа тенденций  развития системы имущественного налогообложения   в РФ можно предположить две основных тенденции развития. 

С одной стороны окончание  процесса массовой кадастровой оценки и доработки процедуры кадастрового учета объектов недвижимости позволит ввести единый имущественный налог  как на землю, так и на иное недвижимое имущество. 

С другой стороны ведение  льготных режимов в части имущественного налогообложения станет серьезным  рычагом влияния на инновационную  деятельность в пределах РФ, как  в результате оптимизации механизмов расчета амортизации, так и путем  прямого сокращения налоговых ставок.  

 

 

1.4 Мировой опыт налогообложения имущества физических лиц

 

В силу того, что на данный момент за рубежом накоплен достаточно богатый  опыт налогообложения имущества физических лиц, можно выделить основные принципы, характеризующие иностранные системы налогообложения, которые также в той или иной степени отражены в законодательстве зарубежных государств.

К этим принципам можно отнести  следующие:

1) объектом налогообложения как  правило выступают именно земля, здания и сооружения, поскольку их в отличие от движимого имущества относительно легко выявить и идентифицировать. В большинстве случаев налог уплачивается владельцами недвижимости, также налогоплательщиком может являться арендатор или оба вышеупомянутых лица;

2) при определении налогооблагаемой  базы обычно используется рыночная  стоимость облагаемых объектов, что стимулирует наиболее экономически  рациональное их использование.  В одних странах в качестве  основы берется арендная стоимость,  в других странах - капитальная, то есть аккумулированная стоимость объекта на указанную базовую дату. Сама методика определения оценочной стоимости базируется либо на сравнении продаж, то есть изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости, либо капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества, либо затратном методе, то есть расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости, либо на сочетании всех трех перечисленных методов. Сам налог может служить основой для разнообразных вычетов;

3) при определении стоимости  недвижимого имущества обычно  используется не индивидуальная  оценка каждого отдельного объекта,  а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценить большое число объектов при относительно небольших затратах. Во многих странах имеются те или иные системы кадастров, предназначенные для учета информации о собственности. Принципы построения и реализации таких систем могут быть разными и варьироваться от ведения нескольких реестров, которое зачастую осуществляется на различных уровнях государственной власти, до ведения единого реестра в государственном масштабе. В большинстве стран для хранения и обработки информации используются компьютерные технологии;

4) льготы предоставляются либо  по категориям налогоплательщиков (социально незащищенным налогоплательщикам, как правило, пенсионерам и  инвалидам, кроме того, в некоторых  странах при предоставлении льготы  учитывается семейное положение  налогоплательщика, уровень его  доходов), либо с учетом характера собственности (по недвижимости, обеспечивающей осуществление общественно-полезных видов деятельности, либо по объектам, находящимся в государственной (муниципальной) собственности, чтобы избежать "перекладывания денег из одного кармана в другой"). Также, к видам недвижимости, полностью или частично освобождаемым от уплаты налога, в большинстве стран относятся объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд, государственного управления, для религиозных целей. Освобождение от уплаты налогов может даваться и на некоторой фиксированный срок с целью стимулирования определенных видов деятельности. Преимущество обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимости), а не налогоплательщиков, в соответствии с принципом: налогом непосредственно облагается сама недвижимость, а не ее владелец. В некоторых странах имеет место сочетание того и другого, но в основном все равно льготы обычно распространяются на объекты;

5) налог на недвижимое имущество  является, по преимуществу, местным  налогом, поступает в местные  бюджеты. Он может также являться  федеральным налогом, но распределяться  между бюджетами всех уровней [   ].

Что же касается ставок налога, то здесь  все зависит от конкретной законодательной  и экономической практики в той  или другой стране. В зависимости  от установленного государством способа  определения ставки налога различают  фиксированные и переменные ставки. Фиксированные ставки устанавливаются  центральными органами власти той или  иной страны и представляют собой  некоторый исходно заданный процент  от налогооблагаемой стоимости. При  этом размер налоговых поступлений  не определим заранее, поскольку  величина налогооблагаемой базы - переменная величина. В других странах местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной. При этом в одних случаях местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок, в большинстве же других случаев действуют общегосударственные и региональные нормативные акты, ограничивающие минимальную или максимальную величину ставки, или и то и другое вместе. Конкретный же размер ставки может варьировать по странам от долей процента до 7 - 10 % при различных коэффициентах налогообложения.

Информация о работе Экономическая сущность и значение имущественного налогообложения в России