Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:08, курсовая работа
В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань - прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга (начало X века). При этом древнерусские летописи именуют "данью" военную контрибуцию.
Посредством фискальной (бюджетной)
функции происходит изъятие части
доходов граждан для содержания
государственного аппарата, обороны
страны и той части непроизводственной
сферы, которая не имеет собственных
источников доходов (многие учреждения
культуры - библиотеки, архивы и др.),
либо они недостаточны для обеспечения
должного уровня развития - фундаментальная
наука, театры, музеи и многие учебные
заведения и т. п. Именно эта функция
обеспечивает реальную возможность
перераспределения части
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцать первый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
Другая функция налога
с населения как экономической
категории состоит в том, что
появляется возможность количественного
отражения налоговых
Изначально распределительная
функция налогов носила чисто
фискальный характер: наполнить государственную
казну, чтобы содержать армию, управленческий
аппарат, социальную сферу. Но с тех
пор, как государство посчитало
необходимым активно
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.
Стимулирующая подфункция
налогов реализуется через
С точки зрения формирования
бюджетов (федерального, субъектов
Федерации и местных), налоги есть
необходимая экономическая
Роль налогов на имущество
физических лиц и их назначение можно
оценить, уяснив место этих налогов
в налоговой системе
Налоги на имущество
физических лиц, как экономическую
категорию следует
Налог на имущество является регулярным налогом и взыскивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Налог на имущество физических лиц охватывает значительную часть населения страны. Так, налоговыми органами в 2010 г. было учтено более 64 млн. граждан, собственников строений, помещений и сооружений, которые являются объектами налогообложения [ ].
Налоги на имущество (в
том числе на жилые помещения)
принадлежат к числу старых, традиционных
платежей, которые хорошо известны
большинству современных
В последнее десятилетие в результате проводимой приватизации жилья все больше граждан стало приобретать жилые помещения в частную собственность. Но, становясь собственниками жилья, граждане приобретают не только права, но и обязанности. Одной из главных в данном контексте является конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Комплекс нормативных актов, регулирующих процедуру налогообложения имущества, был введен в ходе налоговой реформы начала 90-х годов XX века. За время действия законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок и изменений, которые привели к расширению сферы действия имущественных налогов, налогооблагаемой базы и перечня подлежащих обложению видов имущества.
Налоги, взимаемые с жилых помещений, можно разделить на две основные группы:
1) регулярные (систематические,
текущие), взимаемые с определенной
периодичностью в течение
2) разовые, уплата которых
связывается с каким-либо
Можно вывести четыре основных принципа взимания налога на имущество физических лиц:
1. Принцип справедливости,
утверждающий всеобщность
2. Принцип определенности,
требующий, чтобы сумма,
3. Принцип удобности,
предполагающий, что налог должен
взиматься в такое время и
таким способом, которые представляют
наибольшие удобства для
4. Принцип экономии, заключающийся
в сокращении издержек
1.3 Характеристика действующего имущественного налогообложения
Современная налоговая система - сложный и многогранный механизм, решающий важнейшие общегосударственные задачи, регулирующий развитие экономики страны, деятельность отдельных субъектов хозяйствования и граждан. Формирование этой системы России, начавшееся в 1998 году, было предопределено всем ходом развития экономических отношений в стране, несовершенством прежней налоговой системы и политикой руководства страны, направленной на либерализацию экономики.
Помимо идеологических
условий на формирование налоговой
системы оказало влияние
Современная актуальность проблем развития налогообложения имущества обусловлена необходимостью рационализации и оптимизации пользования как землей так и созданной на ней инфраструктурой в форме тех или иных объектов имущества.
Налоги на имущество, обладая достоинствами прямых налогов, имеют большой регулирующий и фискальный потенциал, поступления от них могут стать основой формирования государственных и местных бюджетов. Преимуществом данного вида налога является высокая степень стабильности налоговой базы в течение налогового периода и независимость от результатов финансово-хозяйственной деятельности [ ].
Предметом как экономических, так и правовых, в том числе и налоговых, отношений является не вещь сама по себе, а взаимоотношения по поводу этой вещи. Прежде всего, отношения собственности, которые в свою очередь определяют отношения распределения обмена и потребления.
Экономическая теория объединяет эти отношения в комплекс прав по использованию имущества:
При этом право собственности понимается как санкционированные обществом (законом, традициями, обычаями, распоряжениями) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с осуществлением благ и касаются их использования.
Таким образом, имущество как вещь (ресурс) есть единство материального объекта и совокупности прав на него [ ].
Имущество является одним из наиболее стабильных объектов налогообложения по сравнению с другими объектами (доход, добавленная стоимость), обложение имущества стимулируют более эффективное его использование, его труднее скрыть от налогообложения.
Кроме того, налогообложение
имущества является естественным дополнением
подоходного налогообложения, включая
в объекты обложения
При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации преследовались следующие основополагающие цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия.
То есть, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов - фискальную функцию.
Действующий в настоящее
время в России порядок налогообложения
имущества организаций
Использование в качестве
налоговой базы по налогу на имущество
физических лиц инвентаризационной
стоимости, сложность и многообразие
системы льгот, несовершенство процедур
расчета и порядка уплаты по налогу,
приводят к снижению собираемости,
создают сложности при
В 2000-х годах Правительство
вернулось к системе
В этих целях периодически осуществляется анализ развития налоговой системы РФ. В частности считается что в ближайшие годы налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе [ ].
Информация о работе Экономическая сущность и значение имущественного налогообложения в России