Экономическая сущность и значение имущественного налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань - прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга (начало X века). При этом древнерусские летописи именуют "данью" военную контрибуцию.

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 70.23 Кб (Скачать файл)

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части  доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны  страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных  источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения  должного уровня развития - фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные  заведения и т. п. Именно эта функция  обеспечивает реальную возможность  перераспределения части стоимости  национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции  с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцать первый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением  его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

Другая функция налога с населения как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность каждого  налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику [ ]. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Изначально распределительная  функция налогов носила чисто  фискальный характер: наполнить государственную  казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех  пор, как государство посчитало  необходимым активно участвовать  в организации хозяйственной  жизни в стране у него появились  регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом  регулировании доходов населения  появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция  означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему  льгот, исключений, преференций, увязываемых  с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов  Федерации и местных), налоги есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:

  • удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т. д.;
  • регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;
  • решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
  • обеспечение международных договорных обязательств и т. д.

Роль налогов на имущество  физических лиц и их назначение можно  оценить, уяснив место этих налогов  в налоговой системе государства  и самой налоговой системы  в экономической жизни органов  местного самоуправления.

Налоги на имущество  физических лиц, как экономическую  категорию следует рассматривать  с точки зрения их места в экономической  системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения  структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков). Теоретически экономическая природа  налога заключается в определении  источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог  оказывает на гражданина в целом  и на народное хозяйство как единое целое. Она раскрывается в том, что  налоги на имущество физических лиц  выступают косвенным регулятором  развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования  дефицита бюджета, распределения и  перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов [  ].

Налог на имущество является регулярным налогом и взыскивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется  это имущество или нет. Налог  на имущество физических лиц охватывает значительную часть населения страны. Так, налоговыми органами в 2010 г. было учтено более 64 млн. граждан, собственников  строений, помещений и сооружений, которые являются объектами налогообложения [ ].

Налоги на имущество (в  том числе на жилые помещения) принадлежат к числу старых, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В советское время большая  часть жилых помещений находилась в государственной собственности, что исключало обложение их налогом. Лишь с начала 90-х годов после  демонополизации роли государства  в жилищной сфере вопрос налогообложения  жилья стал актуален.

В последнее десятилетие  в результате проводимой приватизации жилья все больше граждан стало  приобретать жилые помещения  в частную собственность. Но, становясь  собственниками жилья, граждане приобретают  не только права, но и обязанности. Одной  из главных в данном контексте  является конституционная обязанность  платить законно установленные  налоги и сборы.

Комплекс нормативных  актов, регулирующих процедуру налогообложения  имущества, был введен в ходе налоговой  реформы начала 90-х годов XX века. За время действия законодательства, регулирующего налогообложение  имущества, в него было внесено множество  поправок и изменений, которые привели  к расширению сферы действия имущественных  налогов, налогооблагаемой базы и перечня  подлежащих обложению видов имущества.

Налоги, взимаемые с жилых  помещений, можно разделить на две  основные группы:

1) регулярные (систематические,  текущие), взимаемые с определенной  периодичностью в течение всего  времени владения имуществом (налог  на имущество физических лиц);

2) разовые, уплата которых  связывается с каким-либо событием (переход имущества в порядке  наследования и дарения, сделка  купли-продажи и другие операции  с имуществом).

Можно вывести четыре основных принципа взимания налога на имущество  физических лиц:

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения  и равномерность распределения  налога между гражданами соразмерно  их доходам;

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ  и время платежа были совершенно  точно заранее известны плательщику;

3. Принцип удобности,  предполагающий, что налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, которые представляют  наибольшие удобства для плательщика;

4. Принцип экономии, заключающийся  в сокращении издержек взимания  налога, в рационализации системы  налогообложения.

 

 

1.3 Характеристика действующего имущественного      налогообложения

 

Современная налоговая  система - сложный и многогранный механизм, решающий важнейшие общегосударственные задачи, регулирующий развитие экономики страны, деятельность отдельных субъектов хозяйствования и граждан. Формирование этой системы России, начавшееся в 1998 году, было предопределено всем ходом развития экономических отношений в стране, несовершенством прежней налоговой системы и политикой руководства страны, направленной на либерализацию экономики. 

Помимо идеологических условий на формирование налоговой  системы оказало влияние специфическое  федеративное устройство российского  государства, которое  подразумевает хозяйственную самостоятельность и относительную экономическую независимость региональных и местных органов власти, требующее формирования собственных источников дохода. В связи с этим одним из основных  методов формирования  источников доходов оказались  региональные и местные налоги. 

Современная актуальность проблем развития  налогообложения имущества обусловлена необходимостью рационализации и оптимизации пользования как землей так и созданной на ней инфраструктурой в форме тех или иных объектов имущества. 

Налоги на имущество, обладая  достоинствами прямых налогов, имеют  большой регулирующий и фискальный потенциал, поступления от них могут  стать основой формирования  государственных и местных бюджетов. Преимуществом данного вида налога является высокая степень стабильности налоговой базы в течение налогового периода и независимость от результатов финансово-хозяйственной деятельности [ ].

Предметом как экономических, так и правовых, в том числе  и налоговых, отношений является не вещь сама по себе, а взаимоотношения  по поводу этой вещи. Прежде всего, отношения  собственности, которые в свою очередь  определяют отношения распределения  обмена и потребления. 

Экономическая теория объединяет эти отношения в комплекс  прав  по использованию имущества: 

  • право владения, т.е. право исключительного физического контроля над имуществом; 
  • право пользования, т.е. право применения полезных свойств имущества для себя; 
  • право управления - право решать кто и как будет обеспечивать использование имущества; 
  • право на доход - право обладать результатами от использования имущества; 
  • право суверена - т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение имущества; 
  • право на безопасность; 
  • право на передачу  в наследство; 
  • право на бессрочность обладания; 
  • запрет на пользование способом, наносящим вред внешней среде; 
  • право на ответственность в виде взыскания блага в уплату долга; 
  • право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий. 

При этом право собственности  понимается как санкционированные  обществом (законом, традициями, обычаями, распоряжениями) поведенческие отношения  между людьми, которые возникают  в связи с осуществлением благ и касаются их использования. 

Таким образом, имущество  как вещь (ресурс) есть единство материального  объекта и совокупности прав на него [ ]. 

Имущество является одним  из наиболее стабильных объектов налогообложения  по сравнению с другими объектами (доход, добавленная стоимость), обложение  имущества стимулируют более эффективное его использование, его труднее скрыть от налогообложения. 

Кроме того, налогообложение  имущества является естественным дополнением  подоходного налогообложения, включая  в объекты обложения капитализированный доход, созданный в прошлые периоды  времени.  Имущественные налоги являются составной частью налоговой системы большинства стран мира, занимая достаточно весомое место в общегосударственных доходах. 

При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации  преследовались следующие основополагающие цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. 

То есть, для финансов этот налог выполняет стимулирующую  и контрольную функцию, а при  пополнении бюджетов федерации и  местных бюджетов - фискальную функцию.

Действующий в настоящее  время в России порядок налогообложения  имущества организаций подвергается серьезной критике. 

Использование в качестве налоговой базы по налогу на имущество  физических лиц инвентаризационной стоимости, сложность и многообразие системы льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу, приводят к снижению собираемости, создают сложности при взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых  органов. 

В 2000-х годах Правительство  вернулось к системе экономического  среднесрочного планирования. В связи с этим возникла необходимость систематизировать и  дальнейшее развитие налоговой системы.  

В этих целях периодически осуществляется анализ развития налоговой  системы РФ. В частности считается  что в ближайшие годы налоговая  политика, с одной стороны, будет  направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а  с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе [ ].

Информация о работе Экономическая сущность и значение имущественного налогообложения в России