Экономическая сущность и значения платежей за использование природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение такого вопроса как система платежей за природные ресурсы.
Отсюда вытекают основные задачи данной работы: исследовать экономическую природу и роль природоресурсных платежей, рассмотреть виды природоресурсных платежей, выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы, обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы, обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы.

Содержание работы

Введение 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 4
1.1 Экономическая сущность и значение платежей за природные ресурсы 4
1.2 Принципы и методы оценки платежей за природные ресурсы 9

2. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 14
2.1 Плата за пользование недрами 14
2.2 Плата за пользование объектами животного мира, морскими биологическими ресурсами 16
2.3 Платежи за землю 18
2.4 Плата за пользование водными ресурсами 23

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 26
3.1 Зарубежный опыт в области платежей за использование природных ресурсов 26
3.2 Направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы 28

Заключение 31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙЪ.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                   3

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   АСПЕКТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ                                                                                    4

1.1 Экономическая сущность и значение платежей за природные  ресурсы                                                                                                                     4

1.2 Принципы и методы  оценки платежей за природные  ресурсы                    9

 

2. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ              14

2.1 Плата за пользование недрами                                                                       14

2.2 Плата за пользование объектами животного мира, морскими биологическими ресурсами                                                                                  16

2.3 Платежи за землю                                                                                            18

2.4 Плата за пользование водными ресурсами                                                   23

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ                                                                                  26

3.1 Зарубежный опыт в  области платежей за использование природных ресурсов                                                                                                                  26

3.2 Направления совершенствования  механизма взимания и уплаты  платежей за природные ресурсы                                                                                           28

 

Заключение                                                                                                             31

Список использованной литературы                                                                   33

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная тема курсовой работа очень интересна и актуальна  в нынешних условиях развития экономики  России. Уникальный природно-ресурсный  потенциал России при его эффективном  использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящую, так и на длительную перспективу.

Платежи за пользование природными ресурсами являются важнейшим компонентом  экономического механизма природопользования. Введение платежей за использование природных ресурсов - прямое следствие преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов.

Но, к сожалению, в настоящее  время отмечается низкая эффективность  механизмов природопользования и охраны окружающей среды.

Очевидно, что доля доходов  от эксплуатации природо-эксплуатирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена.

Целью настоящей работы является рассмотрение такого вопроса как система платежей за природные ресурсы.

Отсюда вытекают основные задачи данной работы: исследовать  экономическую природу и роль природоресурсных платежей, рассмотреть виды природоресурсных платежей, выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы, обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы, обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   АСПЕКТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

 

 1.1 Экономическая сущность и значение платежей за природные ресурсы

 

Экономическая оценка природных  ресурсов является одной из центральных  проблем экономической науки. Ее исследованию посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых. Однако многие вопросы до сих пор не решены.

Оценка природных ресурсов имеет давнюю историю. Оценка земли  как направление государственной  социально-экономической политики начинает формироваться в России с конца XV века, когда появляется поместье как специфическая разновидность  частнофеодальной условной земельной собственности. В последующие годы шло совершенствование методов и принципов оценки земель.

В методике конца XIX - начала XX в. оценка земель производилась или по стоимости земель, или по их доходности. Характерной особенностью методик было то, что оценка земельных угодий являлась одновременно источником дохода и предметом купли-продажи.

После Великой Октябрьской революции, с конца 1920-х гг., в результате огосударствления земельной собственности оценка земли в сфере частной жизни практически исчезла.

Экономическая оценка природных  ресурсов в бывшем СССР отвергалась  на принципиальном, теоретическом уровне. Идеальной основой такого отрицания  была одна из главных догм марксистской политической науки - трудовая теория стоимости К. Маркса. Согласно этой теории, стоимости всегда создаются  трудом. Какой либо вклад природного ресурса в создании стоимостей отвергался. Эта теория нанесла огромный ущерб  экономике нашей страны и природным  ресурсам.

Государство в лице его  полномочных органов заинтересовано в том, чтобы природные ресурсы  использовались не хищнически, а более  или менее равномерно и планомерно. Для этого служат платежи за природные  ресурсы, цель которых уравнять экономические  условия добычи и управлять этими  условиями. В настоящее время  это правило составляет основу хозяйствования Российской Федерации.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом  природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного  права каждого на благоприятную  окружающую среду, является для его  субъектов безвозмездным. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной  среды и за другие виды воздействия  на природу. Важным является то, что  законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Введение платежей за использование  природных ресурсов - прямое следствие  преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи.

1. Повышение заинтересованности  производителя в эффективном  использовании природных ресурсов  и земель.

2. Повышение заинтересованности  в сохранении и воспроизводстве  материальных ресурсов.

3. Получение дополнительных  средств на восстановление и  воспроизводство природных ресурсов.

Экономическая оценка природных  ресурсов - это денежное выражение  их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных  ресурсов стало одной из причин экстенсивного  характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности  производства, так и на состоянии  природных богатств. Устранение бесплатного  использования природных ресурсов позволит в полной мере и правильно  оценить с экономической точки  зрения деятельность предприятий.

Итак, платежи за пользование  природными ресурсами - являются важнейшим  компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.

Прежде чем оценивать  роль природоресурсных платежей в доходах бюджета, определим: что такое природные ресурсы.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. При этом под использованием природных ресурсов, понимается - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

Общая оценка влияния природно-ресурсного потенциала страны на формирование доходной части федерального бюджета такова: Россия обладает значительным природно-ресурсным  потенциалом. В то же время доходы государства от использования данной части национального богатства  явно недостаточны.

В современной России отношения  в области установления и взимания природоресурсных платежей регулируются огромным комплексом нормативных актов: Конституцией РФ (статьи 57, 75, 104), рядом федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, инструкциями Государственной налоговой службы и др. Это десятки законодательных актов, сотни подзаконных и ведомственных нормативных актов.

Сейчас информация о природных  ресурсах сосредоточена в ведомственных  кадастрах.

Государственный земельный  кадастр представляет собой свод документальных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении  земель Российской Федерации и сведения о территориальных зонах на земельных  участках и прочно связанных с  ними объектов.

Государственный водный кадастр  содержит свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании  водных объектов, о водопользователях.

В рамках водного кадастра производится паспортизация рек  и озер, имеющих экологическое, экономическое  и рекреационное значение.

Все перечисленные кадастры имеют существенные недостатки:

· они охватывают не все  природные ресурсы и объекты;

· информация о природных  ресурсах носит в основном ведомственный  характер;

· при оценке природных  ресурсов недостаточно учитывается  экологический фактор и др.

Плата за пользование конкретным природным ресурсом установлена  соответствующими законами и нормативными актами.

Для установления размера  платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы  с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред.

Экономическая оценка природных  ресурсов представляет собой денежное выражение экономического результата (эффекта) от их использования в фиксированных  социально-экономических условиях производства при заданных режимах  природопользования и экологических  ограничениях на хозяйственную и  иную деятельность.

Показатель экономической  оценки является непостоянной величиной, при изменении указанных выше условий он подлежит корректировке.

Экономическая оценка природных  ресурсов применяется для решения  всего комплекса вопросов, связанных  с рациональным их использованием и  вовлечением в сферу социально-экономических  отношений в обществе.

Такая оценка необходима для  следующих целей:

- обоснования стратегии,  долгосрочных и среднесрочных  планов социально-экономического  развития Российской Федерации и ее субъектов;

- учета стоимости природных  ресурсов в составе экономических  активов страны, а также при  вовлечении их в хозяйственный  оборот на законодательной основе  государственных концессий и  залогового права;

- предъявление миру официальной  статистики реальной стоимости  природных ресурсов, как элемента  национального богатства;

- решения вопросов налогообложения;

- решения других вопросов природопользования.

Экономическая оценка природных  ресурсов как национального богатства  может выступать в качестве цены за право пользования этими ресурсами. При покупках указанных прав природная  рента в процессе эксплуатации ресурсов не должна взиматься.

Информация о работе Экономическая сущность и значения платежей за использование природных ресурсов