Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение такого вопроса как система платежей за природные ресурсы.
Отсюда вытекают основные задачи данной работы: исследовать экономическую природу и роль природоресурсных платежей, рассмотреть виды природоресурсных платежей, выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы, обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы, обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы.
Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 4
1.1 Экономическая сущность и значение платежей за природные ресурсы 4
1.2 Принципы и методы оценки платежей за природные ресурсы 9
2. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 14
2.1 Плата за пользование недрами 14
2.2 Плата за пользование объектами животного мира, морскими биологическими ресурсами 16
2.3 Платежи за землю 18
2.4 Плата за пользование водными ресурсами 23
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 26
3.1 Зарубежный опыт в области платежей за использование природных ресурсов 26
3.2 Направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы 28
Заключение 31
Список использованной литературы
1.2 Принципы и методы оценки платежей за природные ресурсы
Экономическая оценка природных ресурсов базируется на следующих основных принципах.
1. Принцип комплексности
предусматривает учет всех
2. Принцип охраны условий
жизнедеятельности человека и
природы предполагает
3. Принцип императива
воспроизводства природных
4. Принцип оптимизации
экономической оценки
5. Принцип учета фактора
времени предусматривает
6. Принцип вклада природных
ресурсов в национальное
Если методы экономической
оценки природных ресурсов позволяют
оценить частичное
Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ, существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы.
Существуют следующие методы оценки природных ресурсов:
· метод сравнительного анализа продаж - основывается на информации о ценах продажи (прав на использование) путем проведения публичных торгов аналогичных природных ресурсов (объектов);
· метод восстановительной стоимости - используется для оценки возобновимых природных ресурсов на основе затрат, которые пришлось бы израсходовать обществу, чтобы полностью возместить исчезновение данного вида ресурса из использования в хозяйственном обороте;
· метод остаточного дохода - применятся при несовершенстве цен на первичное природное сырье, когда значительный экономический эффект от его использования остается в перерабатывающих отраслях;
· воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;
· результативный метод позволяет
вести экономическую оценку только
природных ресурсов, приносящих доход,
через разницу доходов и
· рентный и монопольно-
Система платежей за природные ресурсы включает:
1) плату за право пользования природными ресурсами;
2) плату за частичное их восстановление;
3) штрафные платежи за
превышение минимального
Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:
К местным налогам относится земельный налог.
При исчислении платы за
использование природных
Первый - это "затратный
принцип", когда величина оценки
природных ресурсов связывается
с общественно необходимыми затратами
на их выявление, освоение и воспроизводство.
Наиболее последовательно затратная
концепция была сформирована академиком
С.Г.Струмилиным, по выражению которого
освоенные блага природы
Эта концепция основывается на том очевидном факте, что в настоящее время практически нет природных ресурсов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот без предшествующих этому затрат. Однако она обладает рядом недостатков, делающих ее неприменимой для определения цены природных ресурсов. Во-первых, получаемая величина выражает их стоимость уже после приложения к ним определенных трудозатрат, без учета стоимости природных ресурсов, пребывающих в естественном состоянии. Во-вторых, затраты на освоение и охрану экономически менее эффективного природного ресурса (низкокачественного, труднодоступного), как правило, больше, чем на более эффективные. Таким образом, получается, что объект, обладающий большей потребительной стоимостью, имеет меньшую цену. А ведь это явное противоречие. И в-третьих, управляющая роль цены заключается в том, чтобы оценить величину общественно оправданных затрат на вовлечение природного ресурса в хозяйственный оборот или расширение его эксплуатации. Согласно же "затратному" принципу цена будет определяться по затратам и тем самым оправдываются любые, даже самые неэффективные вложения в его освоение и охрану.
Альтернативой затратной концепции является "результативный принцип" определения цены природных ресурсов, которая определяется экономическим эффектом от их использования, безотносительно к прошлым затратам на освоение этих ресурсов, что в конечном итоге, является признанием дифференциальной ренты как основы экономических оценок.
При определении экономической оценки и платы за природные ресурсы необходимо учитывать, что любой единичный природный ресурс в процессе эксплуатации функционирует с другими средствами производства, причем его продуктивность (и следовательно, цена) зависит от выбранного способа эксплуатации. В то же время выбор способа эксплуатации природного ресурса зависит не только от характеристик его естественной продуктивности, но и от ряда социально-экономических условий: расположения ресурсов относительно пунктов потребления, допустимости его для техники, социальных требований, предъявляемых к режиму использования занимаемой им территории. Именно поэтому одинаковые по естественной продуктивности единичные природные ресурсы могут иметь различную цену, находясь в различных социально-экономических условиях эксплуатации.
2. ПЛАТЕЖИ ЗА
ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ
2.1 Плата за пользование недрами
Закон Российской Федерации «О недрах», принятый в 1992г., содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр. На его основе отношения природопользования регулируются государством. Один из методов этого регулирования - введение платежей в бюджет за пользование недрами, иными словами, пользование недрами в Российской Федерации становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лицами граждане других государств.
В соответствии с ФЗ РФ от 03.03.1995г. №27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон «О недрах», с пользователей недр взимались платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в целя, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Система платежей включала в себя: сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий; плату за пользование недрами; отчисления за воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на отдельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могли взиматься: плата за землю или акваторию и участок территориального моря; плата за геологическую информацию о недрах; другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
С 01 января 2002 года вступила в силу глава 26 Налогового кодекса РФ. Она ввела новый налог - на добычу полезных ископаемых. Этот налог пришел на смену отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежам за добычу полезных ископаемых.
Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр.
Налогом облагаются полезные ископаемые, которые организация добыла на участке, предоставленном ей в пользование.
Распределение налогов и средств от использования производится следующим образом:
В пункте 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу:
Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этого он должен учитывать:
· цены реализации полезного
ископаемого без учета
· расчетную стоимость этого ископаемого (например, если организация не получила выручки).
Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно определить исходя из цен реализации, то берется их расчетная стоимость, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется порядок признания доходов и расходов, установленный для определения налоговой базы по налогу на прибыль.
Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых, самая низкая ставка для калийных солей - 3.8%, а самая высокая для нефти и газового конденсата - 16.5%. При добыче некоторых полезных ископаемых применяется налоговая ставка 0%.
2.2 Плата за пользование объектами животного мира
С 01.01.2004г. действует новая глава НК РФ (гл. 25.1), которая установила сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в случае их изъятия из среды обитания. Такой вид деятельности осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование данными объектами, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ.
Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели - пользователи объектами животного мира и водных ресурсов. При этом платными объектами пользования являются водные биологические ресурсы во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Информация о работе Экономическая сущность и значения платежей за использование природных ресурсов