Экономическая сущность и значения платежей за использование природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение такого вопроса как система платежей за природные ресурсы.
Отсюда вытекают основные задачи данной работы: исследовать экономическую природу и роль природоресурсных платежей, рассмотреть виды природоресурсных платежей, выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы, обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы, обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы.

Содержание работы

Введение 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 4
1.1 Экономическая сущность и значение платежей за природные ресурсы 4
1.2 Принципы и методы оценки платежей за природные ресурсы 9

2. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 14
2.1 Плата за пользование недрами 14
2.2 Плата за пользование объектами животного мира, морскими биологическими ресурсами 16
2.3 Платежи за землю 18
2.4 Плата за пользование водными ресурсами 23

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 26
3.1 Зарубежный опыт в области платежей за использование природных ресурсов 26
3.2 Направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы 28

Заключение 31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙЪ.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

Объектами обложения выступают  объекты животного мира и водных ресурсов, содержащие в перечне ст. 333.3 НК РФ (дикие животные, птицы, рыбы, морские млекопитающие и другие морепродукты).

Длительно время плата  за пользование объектами животного  мира отсутствовала. Вопросы компенсации  затрат на осуществление работ по охране и воспроизводству объектов решались через оплату лицензий (разрешений), которые выдавались специально уполномоченными  органами.

За плату предоставляются  в пользование следующие объекты  животного мира, изъятие которых  из среды обитания производится по лицензии или разрешениям:

1. Отнесённые к объектам  охоты;

2. Отнесённые к объектам  рыболовства;

3. Принадлежащие к видам,  занесённым в Красную Книгу  РФ;

4. Не отнесённые к объектам  охоты и рыболовства и не  принадлежащие к видам, занесённым  в Красную Книгу РФ.

Плата за пользование указанными объектами животного мира, изъятие  которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, устанавливаются  органами исполнительной власти субъектов  РФ с учётом местных особенностей и видов пользования объектами  животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством РФ.

Ставки сбора за использование  объектов животного мира установлены  в рублях за одно животное и дифференцированы по видам животных. К примеру, максимальная ставка применяется при изъятии  овцебыка, гибрида зубра с бизоном  или домашним скотом в размере 15000 руб. и минимальная - 120 руб. за фазана или тетерева. При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких  копытных животных применяется ставка, пониженная на 50%. Ставки сбора за пользование  водными ресурсами установлены  в рублях за одну тонну объекта  водных биологических ресурсов и  за одно млекопитающее. Дифференциация ставок осуществлена по бассейнам морей, рек, озер, водохранилищ и видам биологических ресурсов. Например, ставка сбора за промысел в Дальневосточном бассейне установлена в размере 3000 руб. за одну тонну, а в Северном бассейне - 5 000 руб.

Сумма сбора за пользование  объектами животного мира и водных ресурсов определяется как произведение соответствующего количества объектов, ресурсов и установленной ставки сбора.

За пользование объектами  животного мира и водными объектами  сбор уплачивается в виде разовых  и регулярных взносов. Разовый сбор составляет 10% от исчисленной суммы  и вносится при получении лицензии, оставшаяся часть платится равными  долями в виде регулярных взносов  в течение срока действия лицензии ежемесячно не позднее 20-го числа.

 

2.3 Плата за землю

 

На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон  от 25.10.2001г. №136-ФЗ), использование земли  в РФ является платным. Плата за землю  взимается на всей территории РФ. Цель ее введения состоит в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических  условий хозяйствования на землях различного качества; обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы  являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Ежегодный земельный налог  платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений  при передаче земли в собственность, установление коллективно-долевой  собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нормативная цена земли.

Целью введения платы за землю определялось стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических  условий хозяйствования на землях разного  качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Земельная плата устанавливается  дифференцированно для земель сельскохозяйственного  и несельскохозяйственного использования. Ставки налога на землю сельскохозяйственного  назначения учитывают состав угодий, их качество, площадь и месторасположение.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются организации (предприятия, учреждения) независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности, включая международные  неправительственные организации (объединения), совместные предприятия с участием юридических лиц Российской Федерации  и иностранных юридических лиц  и граждан, иностранные юридические  лица, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства, которым земля  предоставлена в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.

Объектами обложения земельным  налогом и взимания арендной платы  являются земельные участки, части  земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности  на земельный участок), предоставленные  юридическим лицам и гражданам  в собственность, владение или пользование (аренду). К ним, в частности, относятся:

1. Земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в т.ч. колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;

2. Земельные участки, предоставленные  гражданам для ведения личного  подсобного хозяйства, индивидуального  жилищного строительства, индивидуального  садоводства, огородничества и  животноводства;

3. Земельные участки, предоставленные  кооперативам граждан для садоводства,  огородничества и животноводства;

4. Земельные наделы, предоставленные  отдельным категориям работников  предприятий, учреждений и организаций  транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего  хозяйств;

5. Земельные участки для  жилищного, дачного, гаражного  строительства и иных целей;

6. Земли промышленности, транспорта для жилищного, дачного,  гаражного строительства и иных  целей;

7. Земли промышленности, транспорта, связей, радиовещания, телевидения,  информатики и космического обеспечения,  энергетики;

8. Земли лесного фонда,  на которых производится заготовка  древесины, а также сельскохозяйственные  угодья в составе лесного фонда;

9. Земли водного фонда,  предоставленные для хозяйственной  деятельности;

10. Земли лесного и водного  фондов, предоставленные в рекреационных  целях.

Земельный налог взимается  в расчёте на год с облагаемой налогом земельной площади. В  облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые  для содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены  в пользование другим юридическим  лицам и гражданам.

 Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренда) земельным участком.

Земельный налог юридическим  лицам и гражданам исчисляется, исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утверждённых ставок земельного налога.

Земельные участки могут  передаваться в пользование на условиях аренды. В связи с этим арендодатели государственных и муниципальных  земель в лице администраций районов  и городов могут устанавливать  любые размеры ставок арендной платы, в том числе и нулевые. При  этом предоставление льгот в централизованном порядке относится только к земельному налогу, а не к арендной плате  за землю.

Арендная плата за землю  может взиматься отдельно или  в составе общей арендной платы  за всё арендуемое имущество, когда  кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением органов местного самоуправления.

За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых  и нежилых строений, предоставленных  в пользование юридическим лицам  или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с  арендодателя. При аренде земель и  имущества, находящихся в государственной  и муниципальной собственности, арендная плата взимается с арендатора.

По земельному налогу установлено  большое количество льгот. В частности, от уплаты земельного налога полностью  освобождаются:

  • заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
  • предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами в местах их традиционного бытования;
  • научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства сельско- и лесохозяйственного профиля;
  • учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств бюджетов различного уровня либо за счет профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры и т.д.
  • земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы РФ;
  • земли общего пользования населенных пунктов;
  • учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источников финансирования;
  • высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации академической науки;
  • санитарно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также в профсоюзной собственности;
  • участники Великой Отечественной войны и граждане, на которых распространены льготы участников Великой Отечественной войны;
  • инвалиды I и II групп и т.д.

Юридические лица - плательщики  земельного налога - исчисляют его  самостоятельно и ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые  инспекции по месту нахождения облагаемых объектов налоговую декларацию. Исчисление земельного налога гражданам производится налоговыми инспекциями, которые не позднее 1 августа вручают им налоговое  уведомление об уплате налога. Все  плательщики уплачивают земельный  налог равными долями в два  срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором, в котором определяется и ее форма.

 

2.4 Плата за пользование водными ресурсами

 

Понятие «водный объект»  определено Водным кодексом РФ - это  сосредоточение вод на поверхности  суши в формах ее рельефа либо в  недрах, имеющее границы, объем и  черты водного режима. Водный режим - это изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.

Система платежей, связанных  с пользование водными объектами  определена ст.123 ВК РФ. Она включает:

· плату за пользование  водными объектами (водный налог);

· плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов;

· ст. 126 ВК РФ устанавливает  также сбор за выдачу лицензий на водопользование;

Плательщиком за пользование  водными объектами являются юридические  лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами  с применением сооружений, технических  средств и устройств, подлежащих лицензированию. Плата взимается:

· при заборе воды из поверхностных  водных стоков, территориального моря и внутренних морских вод для  ее использования в производственном, технологическом процессах, для  собственных, хозяйственных и бытовых  нужд;

· при сборе сточных  вод, попавших в водные объекты, от результатов  производственной и иной деятельности;

· при пользовании водными  объектами без изъятия воды сброса сточных вод - для удовлетворения гидроэнергетики в воде;

· при использовании акватории  водных объектов для лесосплава и  др.

От уплаты освобождено  использование водных объектов в  следующих целях:

· забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий  аварий;

· забора воды для рыболовства  и воспроизводства водных биологических  ресурсов;

· проведения государственного мониторинга водных объектов;

· осуществления рекреации  лечебными и оздоровительными учреждениями, а также учреждениями для обслуживания инвалидов, ветеранов, детей.

Информация о работе Экономическая сущность и значения платежей за использование природных ресурсов