Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть современную налоговую систему России, проанализировать ее состояние, выявить недостатки, а также найти пути их решения.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
Изучение сущности и структуры современной налоговой системы.
Изучение принципов современной налоговой системы.
Изучение этапов эволюции налоговой системы России.
Рассмотрение основных проблем современной налоговой системы Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЕЁ СТРУКТУРА…………………………………………………………..
5
1.1. Сущность и структура налоговой системы России……………………………………………………………………….
5
1.2. Принципы налоговой системы России……………………………...
12
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ ………..…….
14
2.1. Особенности налоговой системы Древней и Средневековой Руси………………………………………………………………………….
14
2.2. Налоговая реформа Петра I …………………………………….………………………………………..
17
2.3. Налоговая система дореволюционной России ……………………………………………………………………………...
21
2.4. Налоговая система СССР……………………….………………………………………...……
26
2.5. Налоговая система современной России…………………………………………..…………………………..
35
ГЛАВА 3. Перспективы современной налоговой системы России ………………………………………………….…
40
3.1. Недостатки налоговой системы России………………………………………….………...………………….
40
3.2. Реформирование налоговой системы России……………………………………………………….....………….
43
ЗАЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
48
К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).
К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):
А) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
Б) упрощенная система налогообложения;
В) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
Г) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8 НК РФ).
К категории «сборы» можно отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13-15) государственную пошлину, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы [3, С. 27].
Пошлина – денежный сбор, взимаемый уполномоченными
официальными органами при выполнении
ими определённых функций, в размерах,
предусмотренных законодательст
В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная.
Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и другое. Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина – это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:
- нотариальных действий;
- действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
- действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
- действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных
машин, базы данных и топологии интегрально
- действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;
- государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и прочее.
В отличие от налогов, при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.
К понятию «другие платежи» относят обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные фонды. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер [15, С. 76].
1.2. Принципы налоговой системы РФ
Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1. Особенности налоговой
системы Древней и
История развития налогов в Русском государстве начинается с конца IX века, то есть в эпоху объединения древнерусского государства как одного из условий возникновения налогов. Первоначальным источником казны была дань – это прямой налог (подать), собираемый с населения, который изначально ассоциировался с военной контрибуцией. По мере роста и усиления Киевского государства, дань превращалась в подать, уплачиваемую населением государству. Единицей обложения государства являлся «дым» (определенное количество печей и труб) или плуг (известное количество пашни). Господствовало натуральное хозяйство, влияние которого отражалось на форме дани, взимаемой двумя способами: «повозом» (система привоза дани князю) и «полюдьем» (система сбора дани через экспедицию, в которую входила дружина князя). Особое место в Древней и Средневековой Руси занимает церковная десятина, под которой понималось отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Косвенные налоги взимались в виде судебных и торговых пошлин [11, С. 59].
Особое распространение
На первых стадиях образования Киевской Руси функции государства были ограничены обороной границ и их расширением, но позднее возникает необходимость в общественных постройках, поддержании внутреннего порядка, содержании аппарата управления. Это требует увеличения налогов, собираемых в различных формах: дань, оброк, подать, урок, поборы. Подать включала дань, оброк и урок. Дань устанавливалась произвольно, оброк (один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам) взимался с определенного предмета, а урок (любые обязательные повинности, которые необходимо было исполнить к определенному сроку) определялся по размеру и времени поступления.
Налоги в Киевской Руси выполняли только одну функцию – фискальную. Субъектом налогообложения являлся свободный общинник — смерд. Объектами обложения были средства производства, произведенный продукт, жилище. Источником уплаты налогов являлся прибавочный продукт и часть необходимого продукта крестьянского хозяйства и ремесленного производства. Преобладали прямые реальные и личные налоги, косвенные налоги в виде фискальной монополии на соль и таможенных пошлин зарождались [24, С. 4].
К моменту распада
Древнерусского государства на отдельные
княжества объектом обложения становится
земля. В большинстве княжеств в
качестве основы обложения выступала
соха. Особенностью этой специфически
русской окладной единицы являлся
уравнительный принцип. Внутри сохи действовал
раскладочный принцип. Хозяйство, включенное
в соху, несло коллективную ответственность
за полноту и своевременную уплату подати.
Однако в этот период отсутствовало единообразие
в податной системе, в пределах каждого княжества существовали
свои виды податей.
Следующий
этап изменения податной системы связан с Татаро-монгольским игом на
Руси. Дань под названием «выход ордынский»
в пользу ханов Золотой Орды платили русские
князья в течение 200 лет. При этом ордынское налоговое бремя постоянно возрастало. Единицей
обложения в городах был двор, в сельской
местности – хозяйство.
Переход
от раздробленности Руси сопровождался
централизацией финансовой и налоговой систем. Большое значение имели реформы, проведенные
Иваном III и Иваном IV. Освобождение от Татаро-монгольского
«выхода» означало, что доходы казны стало
возможно формировать не только за счет
косвенных налогов, но и прямых. Однако в целом финансовая система XVI века еще не выработала единого подхода
для создания унифицированного податного
права налогоплательщиков, но в то же время
способствовала укреплению централизованного
феодального государства.
В XVII веке
для выяснения налоговых способност
Подворная система расширила количество плательщиков,
включив в их число население, не обладающее
ни землей, ни лавками, ни мастерскими.
Результатом введения подворного обложения
стало массовое объединение крестьянских
семей в один двор, с одними воротами с
целью уменьшения размера налога. В этот
период наряду с натуральными платежами
большинство государственных налогов стало взиматься в денежной форме, так
как существовало огромное количество
внутренних торговых пошлин, затрудняющих
товарный обмен. В связи со слабостью отечественного
купечества продолжает действовать система протекцион
2.2. Налоговая реформа Петра I
Крупномасштабные
Петр I начал учреждать казенные фабрики и
заводы. Но при этом предусматривал передачу
их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям
производства давались значительные денежные
ссуды, льготы, к промышленным предприятиям
приписывались населенные пункты, что
позволило решить проблему рабочих рук.
Именно в этот период в России возникли
металлургия, горнозаводская промышленность,
судостроение, суконное дело, парусное
дело. Активно перенимая зарубежный опыт,
Россия проводила протекционистскую политику,
в том числе через таможенные пошлины.
Занятие владельцев заводов и фабрик ставилось
наравне с государственной службой. Промышленное
развитие требовало улучшения торговли,
которую затрудняло состояние путей сообщения.
Петр I задумал соединить Балтийское и
Каспийское моря посредством системы
каналов. При нем был прорыт канал, соединивший
реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению
Ладожского канала.
Российским
купцам Петр настойчиво предлагал образовывать
торговые компании, объединять капиталы.
Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем,
расширяя налоговую базу, порой требовали
немедленных расходов.
Кроме того, Россия в ту
эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация
армии, строительство флота требовали
все новых и новых