Эволюция налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть современную налоговую систему России, проанализировать ее состояние, выявить недостатки, а также найти пути их решения.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
Изучение сущности и структуры современной налоговой системы.
Изучение принципов современной налоговой системы.
Изучение этапов эволюции налоговой системы России.
Рассмотрение основных проблем современной налоговой системы Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЕЁ СТРУКТУРА…………………………………………………………..
5
1.1. Сущность и структура налоговой системы России……………………………………………………………………….
5
1.2. Принципы налоговой системы России……………………………...
12
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ ………..…….
14
2.1. Особенности налоговой системы Древней и Средневековой Руси………………………………………………………………………….
14
2.2. Налоговая реформа Петра I …………………………………….………………………………………..
17
2.3. Налоговая система дореволюционной России ……………………………………………………………………………...
21
2.4. Налоговая система СССР……………………….………………………………………...……
26
2.5. Налоговая система современной России…………………………………………..…………………………..
35
ГЛАВА 3. Перспективы современной налоговой системы России ………………………………………………….…
40
3.1. Недостатки налоговой системы России………………………………………….………...………………….
40
3.2. Реформирование налоговой системы России……………………………………………………….....………….
43
ЗАЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
48

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Налоговым кодексом также  устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

А) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

Б) упрощенная система налогообложения;

В) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

Г) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8 НК РФ).

К категории «сборы» можно отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13-15) государственную пошлину, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы [3, С. 27].

Пошлина – денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная  и таможенная.

Регистрационные пошлины взимаются  при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и другое. Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций. 

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина – это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

- нотариальных действий;

- действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

- действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

- действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

- действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;

- государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и прочее. 

В отличие от налогов, при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

К понятию «другие  платежи» относят обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные фонды. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер [15, С. 76].

 

1.2. Принципы налоговой системы РФ

 

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в  соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

  1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.
  2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с  учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
  3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из  социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не  допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и  сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В  соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и  организаций.
  6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не  может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не  предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
  7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он  должен платить.
  8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и  неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о  налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

 

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РОССИИ

 

2.1. Особенности налоговой  системы Древней и Средневековой  Руси

 

История развития налогов в Русском государстве начинается с конца IX века, то есть в эпоху объединения древнерусского государства как одного из условий возникновения налогов. Первоначальным источником казны была дань – это прямой налог (подать), собираемый с населения, который изначально ассоциировался с военной контрибуцией. По мере роста и усиления Киевского государства, дань превращалась в подать, уплачиваемую населением государству. Единицей обложения государства являлся «дым» (определенное количество печей и труб) или плуг (известное количество пашни).         Господствовало натуральное хозяйство, влияние которого отражалось на форме дани, взимаемой двумя способами: «повозом» (система привоза дани князю) и «полюдьем» (система сбора дани через экспедицию, в которую входила дружина князя). Особое место в Древней и Средневековой Руси занимает церковная десятина, под которой понималось отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Косвенные налоги взимались в виде судебных и торговых пошлин [11, С. 59].

Особое распространение получил  так называемый мыт (пошлина, взимавшаяся при провозе товаров через заставы городов и крупных селений). В период феодальной раздробленности большое значение приобрели пошлины за провоз товаров по территории владельцев земли.

На первых стадиях  образования Киевской Руси функции  государства были ограничены обороной границ и их расширением, но позднее  возникает необходимость в общественных постройках, поддержании внутреннего порядка, содержании аппарата управления. Это требует увеличения налогов, собираемых в различных формах: дань, оброк, подать, урок, поборы. Подать включала дань, оброк и урок. Дань устанавливалась произвольно, оброк (один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам) взимался с определенного предмета, а урок (любые обязательные повинности, которые необходимо было исполнить к определенному сроку) определялся по размеру и времени поступления.

Налоги в Киевской Руси выполняли только одну функцию – фискальную.      Субъектом налогообложения являлся свободный общинник — смерд. Объектами обложения были средства производства, произведенный продукт, жилище. Источником уплаты налогов являлся прибавочный продукт и часть необходимого продукта крестьянского хозяйства и ремесленного производства. Преобладали прямые реальные и личные налоги, косвенные налоги в виде фискальной монополии на соль и таможенных пошлин зарождались [24, С. 4].

К моменту распада  Древнерусского государства на отдельные  княжества объектом обложения становится земля. В большинстве княжеств в  качестве основы обложения выступала  соха. Особенностью этой специфически русской окладной единицы являлся  уравнительный принцип. Внутри сохи действовал раскладочный принцип. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременную уплату подати. Однако в этот период отсутствовало единообразие в податной системе, в пределах каждого княжества существовали свои виды податей. 
          Следующий этап изменения податной системы связан с Татаро-монгольским игом на Руси. Дань под названием «выход ордынский» в пользу ханов Золотой Орды платили русские князья в течение 200 лет. При этом ордынское налоговое бремя постоянно возрастало. Единицей обложения в городах был двор, в сельской местности – хозяйство. 
          Переход от раздробленности Руси сопровождался централизацией финансовой и налоговой систем. Большое значение имели реформы, проведенные Иваном III и Иваном IV. Освобождение от Татаро-монгольского «выхода» означало, что доходы казны стало возможно формировать не только за счет косвенных налогов, но и прямых. Однако в целом финансовая система XVI века еще не выработала единого подхода для создания унифицированного податного права налогоплательщиков, но в то же время способствовала укреплению централизованного феодального государства. 
          В XVII веке для выяснения налоговых способностей населения государство неоднократно проводило переписи, так как обложение перестало удовлетворять потребности государства и населения. Соха не давала возможность правительству облагать налогами отдельные группы населения, не определяла число работников. В связи с недостатками поземельного обложения принимается решение о переходе всех прямых налогов с сохи на тяглый двор [18, С. 98].

          Подворная система расширила количество плательщиков, включив в их число население, не обладающее ни землей, ни лавками, ни мастерскими. Результатом введения подворного обложения стало массовое объединение крестьянских семей в один двор, с одними воротами с целью уменьшения размера налога. В этот период наряду с натуральными платежами большинство государственных налогов стало взиматься в денежной форме, так как существовало огромное количество внутренних торговых пошлин, затрудняющих товарный обмен. В связи со слабостью отечественного купечества продолжает действовать система протекционизма. Косвенные налоги, особенно после введения кабацких и питейных, взимавшиеся путем надбавки к цене в XVII веке, давали более половины доходов казны. За период с середины XVI века до середины XVII века размеры налогов увеличились вдвое. Но при этом кроме чисто фискальной функции налоги впервые стали выполнять воспроизводственную функцию – способствовать развитию отечественного производства и торговли, защищать от конкуренции иностранного капитала. Основными субъектами налогообложения продолжали оставаться крестьяне и посадские люди, но появляется новая группа налогоплательщиков – купцы. Изменяется единица налогообложения и соотношение между прямыми и косвенными налогами в пользу последних –  акцизы, монополии и таможенные пошлины стали играть все большую роль в качестве источников государственных доходов.

 

2.2. Налоговая реформа  Петра I

 

Крупномасштабные государственные  преобразования в России, коснувшиеся  всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра I. В предшествующее ему время финансовая система  Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и  возрастания потребностей казны не учитывая реального экономического положения страны. Петр I предпринял усилия для подъема производственных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще нетронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые предметы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались такие сферы как горное дело, обрабатывающая промышленность, появлялись заводы и мануфактуры [17, С. 19].

Петр I начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело. Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие владельцев заводов и фабрик ставилось наравне с государственной службой. Промышленное развитие требовало улучшения торговли, которую затрудняло состояние путей сообщения. Петр I задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала.  
          Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов.

Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация  армии, строительство флота требовали  все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр I  учредил особую должность – прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», то есть изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков – десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, предложившего применить гербовую (орленую) бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 года была наложена пошлина на усы и бороды: «кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 рублей, а с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и всяких чинов московских жителей по 30 рублей ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены. 

Информация о работе Эволюция налоговой системы в России