Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа
Тема данной работы является актуальной, и при работе над ней были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, понятие камеральных налоговых проверок;
2. Рассмотреть этапы и методы камеральных налоговых проверок;
Цель курсовой работы - проанализировать теоретические основы организации и проведения камеральной налоговой проверки юридических лиц.
Введение
3
Теоретические основы организации и проведения камеральных налоговых проверок
4
Понятие и сущность камеральных налоговых проверок
4
Этапы и методы проведения камеральных налоговых проверок
13
Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок
20
Заключение
29
Список использованной литературы
30
Данный метод
в настоящее время все шире
находит применение в практике налоговых
органов при камеральной
3. Логически-дедуктивный метод. Наиболее общий метод выявления нарушений в налоговой сфере, суть которого заключается в следующем. Если организации находятся в одинаковых экономических и информационных условиях, а бухгалтера применяют одни и те же методы и приемы начисления, то целесообразно сформировать модель налогоплательщика. Резкие отклонения параметров анализируемого предприятия от «усредненного варианта» (эталонной структуры и размеров налоговых платежей) могут и должны давать повод для проведения этих отклонений.
Данный метод
позволяет выявить
В свою очередь,
Романовский М.В. и Врублевская
О. В. к группе основных методов также
относят «финансово-
Сигналом для повышения внимания к конкретному хозяйственному субъекту может быть:
- значительные
отличия ожидаемых и
- тенденция в поведении показателей предприятия, указанных на определенные «махинации» при осуществлении хозяйственной деятельности;
- резкие изменения показателей,
приводящие к существенному
Формально логическо-дедуктивный и финансово-аналитический методы можно описать следующим образом:
-обнаружение аномального поведения с помощью аппарата математической статистики - типичные действия, описанные в шаблоне, отклонения от которого и признаются аномалией требующей вмешательства соответствующих органов (субъектов);
- обнаружение нарушения, основное на сигнатурах, последовательных действиях, характеризующих нарушения»15.
Подобные подходы широко
используются в сфере информационных
технологий при построении систем информационной
базы, что делает занимательным использование
достижений в этой области для
повышения эффективности
Несомненно, наибольшей эффект возможен при совместном использовании всех четырех групп методов, их последовательности и сочетания. Результаты могут предоставить дальнейшее действия по восстановлению нарушенных интересов государства и наказанию виновных лиц16.
Для достижения максимальной
эффективности и
Далее отдельно хотелось бы остановиться на следующем. При проведении камеральных налоговых проверок рекомендуется уделять повышенное внимание двум категориям хозяйствующих субъектов:
1. Крупнейшим налогоплательщикам,
которые обеспечивают основную
часть налоговых поступлений.
Их целесообразно проверять
2. Налогоплательщика, прошлые проверки, которых обеспечили наибольшие доначисления.
На взгляд автора
проверка вышеуказанных групп
Следует согласиться с мнением Куликина С. В.: «основным недостатком, затрудняющим эффективное использование и развитие существующей стратегии налоговых проверок, является, по-видимому, осуществление налогового контроля по материалам «белой» бухгалтерии, представляемой налогоплательщиком в виде отчетности в налоговые инспекции. Наличие большого количества методик анализа деклараций, не позволяет учесть специфические особенности российской действительности, не способствует результативности камеральных налоговых проверок и не облегчает работу инспектора при камеральной налоговой проверке, так как самый тщательный анализ «белой» бухгалтерии в большинстве случаев приводит к результату, не сопоставимой с величиной реального объекта налогообложения при всех возможных корректировках последнего»18.
2. Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Указанные документы представляются организациями - налогоплательщиками, налоговыми агентами в налоговые органы по месту учета и в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. При этом согласно ст.80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.19 Черник уточняет, что «налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. Налоговым кодексом установлена и ответственность налогоплательщика (налогового агента) за непредставление налоговой декларации. Так, согласно ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.
При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки»20.
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС РФ от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169, а Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи - Приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705@ (ред. 22.06.2011г.)21.
Как уже было сказано в предыдущем параграфе, камеральная проверка проводится на основе представленной налогоплательщиком отчетности и других документов, служащих основанием исчисления и уплаты налогов.
Налоговая проверка начинается в момент фактического получения представляемой налогоплательщиком отчетности представителем налоговой инспекции.
Таким образом, для назначения камеральной налоговой проверки не требуется никакого специального решения руководителя налогового органа, а начаться она может по инициативе рядового сотрудника налогового органа только после того, как налогоплательщиком будут представлены налоговые декларации (расчеты) и необходимые документы, что является обязательным условием ее проведения. Такой вывод подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.04.2006 N А19-22256/05-1122.
Дата, с которой идет отсчет времени, в течение которого налоговый инспектор может провести камеральную налоговую проверку, зависит от способа представления декларации. Так, если налогоплательщик представляет декларации непосредственно в инспекцию, то дата получения фиксируется штампом входящей документации инспекции. Если же декларации направляются по почте, то днем их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки (п. 4 ст. 80 НК РФ)23.
Буквальное
толкование положений Налогового кодекса
Российской Федерации не позволяют
нам сделать вывод, что камеральная
проверка осуществляется с момента
поступления налоговой отчетнос
Как показал анализ положений Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, (далее Регламент), посвященных процедуре проведения камеральных проверок. В соответствии с его подпунктом 2.7 «не позднее следующего рабочего дня с момента принятия налоговая отчетность подлежит регистрации лицами, осуществляющими ее принятие, и передается в отделы, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок».
В подпункте 2.1 Регламента, устанавливается ограничение, согласно которому «при наличии возможности функции проведения камеральных проверок налоговой отчетности возлагаются на лица, которые не осуществляли принятие налоговой отчетности в данном отчетном периоде». Анализ данных положений позволяет сделать вывод, что и в анализируемом документе налоговые органы связывают начало срока проведения камеральной налоговой проверки не с моментом принятия отчетности, а именно со следующим рабочим днем. Как мы уже отмечали, данное положение полностью согласуется с нормами законодательства о налогах и сборах и не может быть нами оспорено25.
В соответствии с подпунктом 2.4 Регламента «на стадии принятия налоговой отчетности все представленные в ее составе документы подвергаются визуальному контролю на предмет соответствия следующим требованиям:
- полнота представления налоговой отчетности: на данной стадии работник налогового органа устанавливает физическое наличие всех документов отчетности, установленных законодательными и иными правовыми нормативными актами для соответствующей категории налогоплательщиков;
- наличие полного наименования
(ФИО) налогоплательщика, идентификационного
номера налогоплательщика периода, за
который составлена отчетность, подписи
налогоплательщика (руководителя и главного
бухгалтера организации-налогоплательщика)
- четкое заполнение реквизитов форм отчетности: отсутствие символов, не поддающихся однозначному прочтению, не оговоренных в установленном порядке исправлений, записей карандашом и т. п.
В соответствии с 4 пунктом статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу запрещается отказывать в принятии налоговых деклараций26.
Итак, налоговая и бухгалтерская отчетность сдана налогоплательщиками и передана должностному лицу налогового органа, правомочному проводить камеральную налоговую проверку. Налоговый инспектор, занимающийся непосредственной камеральной проверкой, в процессе проверки должен выявить в первую очередь, своевременность представления отчетности. Интересным представляется то обстоятельство, что данный вопрос в соответствии с Регламентом проведения камеральных проверок не является предметом рассмотрения на стадии приемки документов. Как мы отмечали ранее, в подпункте 2.4 данного документа вопросы, которые проверяются на данной стадии, то о контроле своевременности сдачи отчетности в нем нет ни слова. Мы уже описывали момент начала проведения камеральной налоговой проверки и пришли к выводу, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах, последняя начинается на следующий день после представления отчетности налогоплательщиком27.