Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:53, курсовая работа
Тема данной работы является актуальной, и при работе над ней были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, понятие камеральных налоговых проверок;
2. Рассмотреть этапы и методы камеральных налоговых проверок;
Цель курсовой работы - проанализировать теоретические основы организации и проведения камеральной налоговой проверки юридических лиц.
Введение
3
Теоретические основы организации и проведения камеральных налоговых проверок
4
Понятие и сущность камеральных налоговых проверок
4
Этапы и методы проведения камеральных налоговых проверок
13
Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок
20
Заключение
29
Список использованной литературы
30
В соответствии подпунктом «в» пункта 3.2 Регламента своевременность представления налоговой отчетности является вопросом камеральной налоговой проверки», отмечает Лыкова В. А. «Показательным является Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.08.01 № А55-2919/01-23. При разрешении дела о налоговом правонарушении, выразившемся в несвоевременном представлении налоговой отчетности (п. 1 ст. 126 НК РФ), суд указал, что «дата поступления документа в налоговый орган еще не означает, что эта дата является днем обнаружения правонарушения, поскольку принять документы могут технические работники, в чью компетенцию выявление налоговых правонарушений не входит».
Сравнительный анализ подпункта 2.4 Регламента, посвященного процедуре принятия отчетности и подпункта 3.2 Регламента, посвященного самой камеральной проверке, показывает, что некоторые вопросы включены как в первый подпункт, так и во второй. Это можно сказать, в частности, о вопросе проверки полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности. Если мы вспомним о полном запрете на отказ в принятии отчетности, то причина такого "несоответствия" окажется, что называется, на поверхности. Выполнение данного требования в процессе приемки отчетности в отличие от нее же при осуществлении непосредственно камеральной проверки несет совершенно другую функцию, решает совершенно другую задачу. В соответствии с Регламентом данный вопрос решается исключительно в информативных целях, то есть содержит задачу информирования налогоплательщика об имеющихся нарушениях, не более. Это же можно сказать и о других моментах, которые одновременно стоят в перечне вопросов, решаемых как при принятии отчетности, так и при проведении камеральной проверки»28.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы должны быть представлены в виде заверенных должным образом копий.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Если же налогоплательщик (налоговый агент) отказывается предоставить имеющиеся документы по запросу налогового органа, иначе уклоняется от предоставления таких документов либо предоставляет документы с заведомо недостоверными сведениями, штраф составит десяти тысяч рублей.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Таким образом, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
НК РФ (в редакции,
действующей до вступления в силу
Закона N 137-ФЗ) не обязывал составлять
акты камеральных налоговых
«Отказ налогоплательщика», уточняет Григорьев А. Г., «от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа, а также может повлечь за собой назначение в отношении данного лица выездной налоговой проверки»30.
В своей
статье Князева О. В.
В отличие от выездной налоговой проверки, где по ее результатам составляется акт в течение двух месяцев, составление акта при проведении камеральной налоговой проверки требуется только при обнаружении налогового правонарушения в течение десяти дней после ее окончания, которое предусмотрено статьей 100 НК РФ.
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если
лицо, в отношении которого проводилась
проверка, или его представитель уклоняют
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
- о проведении
дополнительных мероприятий
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение по результатам камеральной проверки принимается в течение трех месяцев после сдачи декларации.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
В дальнейшем налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогам и пени с указанием срока, в течение которого требование должно быть выполнено. Срок направления требования — десять дней со дня вынесения решения. При неисполнении такого требования в установленный срок в отношении налогоплательщика может быть принято решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Указанное решение налоговый орган обязан довести до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств32.
Камеральная налоговая проверка проходит проще и для налогоплательщика, и для налогового органа. Однако, стоит не забывать, что именно на основании поданных деклараций и документов налоговый орган составляет мнение о налогоплательщике и решает, приходить ли к нему в гости с выездной проверкой.
Заключение.
В ходе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В налоговом кодексе Российской Федерации официального понятия камеральных налоговых проверок не закреплено. Камеральная проверка имеет две основные цели: контроль за правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности. Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня представления налоговой декларации, камеральная налоговая проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
1 Налоговое право России: учебное пособие. Под ред. А.В. Демина, РУМЦ ЮО, 2006 г.
2 Б. Я. Тихомиров Совершенствования налогового контроля // Налоговед, № 4, 2007, с. 17.
3 Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации – М.: Финансы и статистика, 2006, с.198.
4 Горинова И.В. О проведении налоговых проверок // Налоговый вестник, 2008. № 8, с. 36.
5 Налоговый контроль: научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики, под ред. А.А. Ялбулганова, Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2007
6 Глухов В.В., Дольде И.В., Некрасова Т.П. Налоги. Теория и практика, - Спб, 2006, с. 178.
7 Горкунов И. В. Организация и проведение налоговых проверок// Налоговый вестник, 2007. №6, с. 16.
8 Косолапов А. И. Налоги налогообложение, -М, «Дашко и К», 2006, с. 294.
9 Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации, Финансы и статистика, 2007, с. 38.
10 Литвинова О. С. Налоговая проверка предприятия // Журнал “Российский налоговый курьер”, № 11, 2006, с. 92.
11 Калгин В. Камеральная проверка: предъявите документы // Практическая бухгалтерия. 2003. Октябрь. N 10.; Лермонтов Ю.М. Комментарий к изменениям, внесенным в часть первую НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ // СПС.; Мухин М.С., Назаров А.Р. Об истребовании у налогоплательщика документации // БУХ_1С. 2005. Апрель. N 4.; Сасов К.А. Истребование документов в рамках камеральной налоговой проверки: что говорит закон // Налоговед. 2005. Ноябрь. N 11.
12 О.А. Беркут Налоговые проверки как форма налогового контроля // Журнал «Российский налоговый курьер», № 7, 2006, с. 26.
13 И. С. Галин Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок// Налоговед, 2007. № 7, с. 25.
14 В. И. Карпов Формы и методы налогового контроля // Налоговед, № 7, 2006, с. 43.
15 Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. –Спб.: Питер, 2006, с. 312.
16 См.: Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право – М, Центр, Налоговое право и финансы, 2007, с. 149.
17 См.: Борисов Е. С. Налоговая проверка предприятия: методика проведения. – Ресурсы сети Интернет. // www. rambler. ru.
18Куликин С. В. Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок. – Ресурсы сети Интернет. // www. yandeks. ru.
19 Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. – Ресурсы сети Интернет. // www. rambler. ru.
20 И.Д. Черник Об изменениях налогового законодательства с 2007 года // Налоговый вестник, № 10,2006, с. 54.