Камеральные налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии. Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе камеральной налоговой проверки. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.

Файлы: 1 файл

курсовая проверки.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2 — Задолженность налогоплательщиков по ИФНС России №2 по  г. Краснодару, тыс. руб.

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Отклонение  всего

(+,-)

2012г.к 2012г.

всего

недоимка

всего

недоимка

Всего

недоимка

всего

недоимка

Задолженность

всего:

-в тыс.руб.,

-в%

 

 

 

1358514

100

 

 

 

304846

100

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

887518

100

 

 

 

479479

100

 

 

 

-470996

 

 

 

-495141

 

Федеральные налоги,сборы,пени,штрафы:

-в тыс.руб.,

-в%

 

 

 

 

 

1277150

94,01

 

 

 

 

 

250704

82,24

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

803179

90,49

 

 

 

 

 

413174

86,17

 

 

 

 

 

-473971

 

 

 

 

 

 

162470

 

Региональные  налоги,сборы,пени,штрафы:

-в тыс.руб.,

-в%

 

 

 

 

 

45809

3,37

 

 

 

 

 

30650

10,05

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

48808

5,49

 

 

 

 

 

40182

8,38

 

 

 

 

 

2999

 

 

 

 

 

9532

местные налоги,сборы,пени,штрафы:

-в тыс.руб.,

-в%

 

 

 

 

10748

0,79

 

 

 

 

7081

2,32

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

 

7682

0,86

 

 

 

 

7361

1,54

 

 

 

 

-3066

 

 

 

 

280

специальные налоговые  режимы:

-в тыс.руб.,

-в%

 

 

 

24807

1,83

 

 

 

16411

5,39

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

27849

3,16

 

 

 

18762

3,91

 

 

 

3042

 

 

 

2351


 

       По данным таблицы 2 задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам в 2012 г. составила 887 518 тыс. руб. Сумма недоимки – 479 479 тыс. руб.  Учитывая суммы задолженности в 2010 г. (1 358 514 тыс. руб.), можно сказать, что происходят значительные погашения долга по уплате налогов и сборов перед бюджетом.  Значительная доля погашений происходит в составе федеральных налогов. Если в 2010 г. сумма задолженности составляла 1 277 150 тыс. руб., а сумма недоимки – 250 704 тыс. руб., то в 2012 г. суммы составили 803 179 тыс. руб. и 413 174 тыс. руб. соответственно. Увеличилась задолженность по региональным налогам – 48 808 тыс. руб., что составляет 5,49 % от общей суммы задолженности в 2012 г. Незначительные изменения произошли в составе долга перед местным бюджетом: покрытие долга на 3 066 тыс. руб.

Таблица 3 - Структура задолженности по отдельным видам налогов по ИФНС России №2 по  г. Краснодару, тыс. руб.

Показатель

2009г.

2011г.

2011г.в% к

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

2009г.

Задолженность всего

В т.ч.:

1358514

100

803179

100

59,12

-НПО

407196

29,97

283136

35,25

69,53

-НДС

847573

62,39

489326

60,92

57,73

-НДПИ

3

0,00

-

-

-

-Акцизы

390

0,02

390

0,04

100

-Прочие

62167

4,58

19592

2,46

31,52

Недоимка

всего

В т.ч.:

974620

100

413174

100

42,39

-НПО

250704

25,72

157091

38,02

62,66

-НДС

655066

67,21

233359

56,48

35,62

-НДПИ

3

0,00

-

-

-

-Акцизы

390

0,04

390

0,09

100

-ЕСН

19910

2,04

19245

4,65

96,66

-Прочие

68836

4,99

3089

0,76

4,49

Пени и штрафы

всего

В т.ч.:

608312

100

503687

100

82,80

-НПО

253430

41,66

159499

31,67

62,94

-НДС

276581

45,46

244553

48,55

88,42

-НДПИ

1

0,00

-

-

-

-Прочие

78252

12,88

99635

19,78

127,32


 

       По данным  таблицы 3 можно сделать следующие выводы: общая задолженность по налогам и сборам в 2012 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 1 278 195 тыс. руб., или на 40,88 %. Так задолженность по НПО в 2012 г. по сравнению с 2010 г. снизилась на 124 060 тыс. руб., или на 30,47%, а задолженность по  налогу на добавленную стоимость в 2012 г. составила 489 326 тыс. руб., что   на 358 247 тыс. руб. меньше, чем в 2010 г. Задолженность по акцизам осталась неизменной с 2010 г. по 2012 г. составляет 390 тыс. руб., что касается единого сельскохозяйственного налога, то мы видим, как в 2012 г. задолженность составила 10 735 тыс. руб., что, в свою очередь, гораздо меньше по отношению к 2010 г. на 30 450 тыс. руб. (73,93%). Так же, в таблице мы можем наблюдать уменьшение по всем недоимкам в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на  561 446 тыс. руб., или на 57,61 %, в том числе по налогу на прибыль организации недоимка в 2012 г. составляет  157 091 тыс. руб., что меньше, чем в 2010 г. на 93 613 тыс. руб. или на 37,34 %. Наблюдается резкое  уменьшение недоимки по налогу на добавленную стоимость в 2012 г. на 421 707 тыс. руб. по сравнению с 2010 г. или на 64,38  %, что касается акцизов, то здесь, как и по задолженности картина неизменна, недоимка составляет 390 тыс. руб. Незначительное уменьшение недоимки происходит по единому сельскохозяйственному налогу в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 665 тыс. руб. или на 3,34 %. Просматривается так же снижение штрафов и пеней в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 104 625 тыс. руб. или на 17,2 %.

Таблица 4- Результаты проверки налогоплательщиков по ИФНС России №2 по г. Краснодару.

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

2011г.в% к

2009г.

2010г.

Количество  организаций, состоящих на учете

10792

8728

8830

81.82

101.16


Количество  организаций, проверенных на  выездных проверках

177

174

108

61.01

62.06

Из них нарушивших законодательство о налогах и  сборах

176

173

108

61.36

62.42

% результативности

99.44

99.44

100

 

 

 

 

Всего проведено  проверок:

-камеральных,

   из них:

-результативных

- %результативности

 

- выездных,

     из  них:

- комплексные

- в % к выездным

-тематические   

 

 

114261

 

6013

5.26

 

181

 

131

72.37

50

 

 

69925

 

3839

5.49

 

178

 

129

72.47

49

 

 

57316

 

4345

7.58

 

134

 

109

81.34

25

 

 

50.16

 

72.26

 

 

74.03

 

83.21

 

50

 

 

81.96

 

113.18

 

 

75.28

 

84.49

 

51.02




 

Как мы уже говорили выше, количество организаций, состоящих  на учете в налоговой инспекции в 2012 г., сократилось по сравнению с 2010 г, но немного (на 1,16 %) увеличилось по сравнению с 2011 г. В среднем по исследуемому периоду на 38 % сократилось количество организаций, проверяемых налоговыми органом на выездных проверках. Плюс к этому само количество выездных проверок за последний год составило 134 , что на 24,72 % меньше, чем в 2011 г. Это говорит о доверии налоговой инспекции организациям и об отсутствии финансовых ресурсов для их проведения.

Похожая ситуация складывается в отношении камеральных  проверок. Их количество сократилось с 114 261 до 57 316 или 49,84 %.  Это связано с сокращением организаций, состоящих на учете. Однако результативность камеральных проверок возросла на 13,18 %.

Говоря об организациях, нарушивших законодательство о налогах  и сборах, нельзя не отметить положительный факт. Нарушения сократились на 38,64 % по сравнению с 2010 г.

В целом работа налоговой инспекции по проверки налогоплательщиков находится на достаточно хорошем уровне.

 

     

3 Правовые и организационные проблемы камеральных налоговых проверок  и пути их совершенствования

 

       Существующая налоговая система России имеет множество недоработок, которыми налогоплательщики пользуются, для минимизации платежей в бюджет, используя для этого как законные так и незаконные способы. Налоговые органы не в силах полностью проконтролировать каждого налогоплательщика. В этой связи проблема осуществления налогового контроля является наиболее актуальной на современном этапе развития нашего государства.  Оптимальным методом налогового контроля, обеспечивающим полную проверку налогоплательщика, является выездная налоговая проверка, однако, в силу ряда причин у налоговых органов нет возможности проводить выездные проверки в отношении всех налогоплательщиков, поэтому совершенствование методики проведения камеральных налоговых проверок, как одного из самых эффективных способов налогового контроля, и оформления ее результатов является одной из первоочередных задач, стоящих перед государством.

     В этой связи необходимо проводить анализ действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей камеральные проверки и пути совершенствования данного вида налогового контроля.

      Камеральная налоговая проверка, по ст. 87 Налогового кодекса РФ, – это одна из форм налогового контроля. Цель такой проверки заключается в том, чтобы определить, соблюдает ли налогоплательщик требования законодательства о налогах и сборах. Налоговые инспекторы несколько смещают акценты, подразумевая под целью камеральных проверок доказывание того, что представленная отчетность и документы не содержат признаков злоупотребления налоговой выгодой или иных нарушений налогового законодательства. Причем это доказывание они полностью возлагают на самих налогоплательщиков, сами же стремятся доказать прямо противоположное – что нарушения и злоупотребления есть.

        В отличие от выездной проверки, когда на место осуществления деятельности (т. е. в офис компании) выезжает один или целая бригада инспекторов, камеральная проверка проводится в самом налоговом органе и в самом упрощенном виде заключается в проверке налоговыми инспекторами каждой представленной налоговой декларации или каждого расчета налога.

       И кажется, что ничего особенного такая проверка в себе таить не может. Но это только на первый взгляд. Есть у камеральных проверок существенные отличия, которые могут повлечь за собой не менее неприятные последствия, чем выездные проверки. Дело в том, что при камеральных проверках не всегда ограничиваются лишь проверкой контрольных соотношений по данным полученных отчетов налогоплательщиков, а также по другим документам, имеющимся у налоговых органов.

       Наиболее типичны следующие формы злоупотребления правом (с позиции налогоплательщиков) со стороны налоговых органов:

  1. затягивание сроков проверок;
  2. истребование значительного количества документов;
  3. изъятие и удержание оригиналов документов длительное время (в отдельных случаях);
  4. проведение «выездных» проверок с «выездом» документов в налоговую инспекцию (проведение выездных проверок под видом камеральных проверок);
  5. проведение повторных проверок под видом проверок вышестоящими органами в рамках контроля нижестоящих налоговых органов,
  6. в отдельных случаях не предоставление на руки справок об окончании проверки (такая обязанность не предусмотрена НК РФ),
  7. установление нереальных сроков исполнения в требованиях об уплате недоимок и пени по результатам проверки,
  8. многократное выставление инкассовых поручений на разные счета организации.

       Вместе с тем неправомерно утверждать, что все без исключения указанные формы вызваны исключительно злонамеренностью представителей налоговых органов по отношению к налогоплательщикам, своеобразной классовой враждой.

«Перегибы», связанные  со сроками проверок и с объемом  истребуемой информации, имеют вполне объективные причины (рассматриваются ниже). Поэтому изменение законодательства, основанное на предположении злонамеренности представителей налоговых органов и направленное на ограничение прав налоговых органов, лишь усугубит проблемы.

К объективным причинам злоупотреблений следует отнести следующие:

Информация о работе Камеральные налоговые проверки