Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:30, курсовая работа
В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии. Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе камеральной налоговой проверки. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.
Таблица 2 — Задолженность налогоплательщиков по ИФНС России №2 по г. Краснодару, тыс. руб.
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Отклонение всего (+,-) 2012г.к 2012г. | ||||
всего |
недоимка |
всего |
недоимка |
Всего |
недоимка |
всего |
недоимка | |
Задолженность всего: -в тыс.руб., -в% |
1358514 100 |
304846 100 |
- |
- |
887518 100 |
479479 100 |
-470996 |
-495141
|
Федеральные налоги,сборы,пени,штрафы: -в тыс.руб., -в% |
1277150 94,01 |
250704 82,24 |
- |
- |
803179 90,49 |
413174 86,17 |
-473971
|
162470
|
Региональные налоги,сборы,пени,штрафы: -в тыс.руб., -в% |
45809 3,37 |
30650 10,05 |
- |
- |
48808 5,49 |
40182 8,38 |
2999 |
9532 |
местные налоги,сборы,пени,штрафы: -в тыс.руб., -в% |
10748 0,79 |
7081 2,32 |
- |
- |
7682 0,86 |
7361 1,54 |
-3066 |
280 |
специальные налоговые режимы: -в тыс.руб., -в% |
24807 1,83 |
16411 5,39 |
- |
- |
27849 3,16 |
18762 3,91 |
3042 |
2351 |
По данным таблицы 2 задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам в 2012 г. составила 887 518 тыс. руб. Сумма недоимки – 479 479 тыс. руб. Учитывая суммы задолженности в 2010 г. (1 358 514 тыс. руб.), можно сказать, что происходят значительные погашения долга по уплате налогов и сборов перед бюджетом. Значительная доля погашений происходит в составе федеральных налогов. Если в 2010 г. сумма задолженности составляла 1 277 150 тыс. руб., а сумма недоимки – 250 704 тыс. руб., то в 2012 г. суммы составили 803 179 тыс. руб. и 413 174 тыс. руб. соответственно. Увеличилась задолженность по региональным налогам – 48 808 тыс. руб., что составляет 5,49 % от общей суммы задолженности в 2012 г. Незначительные изменения произошли в составе долга перед местным бюджетом: покрытие долга на 3 066 тыс. руб.
Таблица 3 - Структура задолженности по отдельным видам налогов по ИФНС России №2 по г. Краснодару, тыс. руб.
Показатель |
2009г. |
2011г. |
2011г.в% к | |||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
2009г. | ||
Задолженность всего В т.ч.: |
1358514 |
100 |
803179 |
100 |
59,12 | |
-НПО |
407196 |
29,97 |
283136 |
35,25 |
69,53 | |
-НДС |
847573 |
62,39 |
489326 |
60,92 |
57,73 | |
-НДПИ |
3 |
0,00 |
- |
- |
- | |
-Акцизы |
390 |
0,02 |
390 |
0,04 |
100 | |
-Прочие |
62167 |
4,58 |
19592 |
2,46 |
31,52 | |
Недоимка всего В т.ч.: |
974620 |
100 |
413174 |
100 |
42,39 | |
-НПО |
250704 |
25,72 |
157091 |
38,02 |
62,66 | |
-НДС |
655066 |
67,21 |
233359 |
56,48 |
35,62 | |
-НДПИ |
3 |
0,00 |
- |
- |
- | |
-Акцизы |
390 |
0,04 |
390 |
0,09 |
100 | |
-ЕСН |
19910 |
2,04 |
19245 |
4,65 |
96,66 | |
-Прочие |
68836 |
4,99 |
3089 |
0,76 |
4,49 | |
Пени и штрафы всего В т.ч.: |
608312 |
100 |
503687 |
100 |
82,80 | |
-НПО |
253430 |
41,66 |
159499 |
31,67 |
62,94 | |
-НДС |
276581 |
45,46 |
244553 |
48,55 |
88,42 | |
-НДПИ |
1 |
0,00 |
- |
- |
- | |
-Прочие |
78252 |
12,88 |
99635 |
19,78 |
127,32 |
По данным таблицы 3 можно сделать следующие выводы: общая задолженность по налогам и сборам в 2012 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 1 278 195 тыс. руб., или на 40,88 %. Так задолженность по НПО в 2012 г. по сравнению с 2010 г. снизилась на 124 060 тыс. руб., или на 30,47%, а задолженность по налогу на добавленную стоимость в 2012 г. составила 489 326 тыс. руб., что на 358 247 тыс. руб. меньше, чем в 2010 г. Задолженность по акцизам осталась неизменной с 2010 г. по 2012 г. составляет 390 тыс. руб., что касается единого сельскохозяйственного налога, то мы видим, как в 2012 г. задолженность составила 10 735 тыс. руб., что, в свою очередь, гораздо меньше по отношению к 2010 г. на 30 450 тыс. руб. (73,93%). Так же, в таблице мы можем наблюдать уменьшение по всем недоимкам в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 561 446 тыс. руб., или на 57,61 %, в том числе по налогу на прибыль организации недоимка в 2012 г. составляет 157 091 тыс. руб., что меньше, чем в 2010 г. на 93 613 тыс. руб. или на 37,34 %. Наблюдается резкое уменьшение недоимки по налогу на добавленную стоимость в 2012 г. на 421 707 тыс. руб. по сравнению с 2010 г. или на 64,38 %, что касается акцизов, то здесь, как и по задолженности картина неизменна, недоимка составляет 390 тыс. руб. Незначительное уменьшение недоимки происходит по единому сельскохозяйственному налогу в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 665 тыс. руб. или на 3,34 %. Просматривается так же снижение штрафов и пеней в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 104 625 тыс. руб. или на 17,2 %.
Таблица 4- Результаты проверки налогоплательщиков по ИФНС России №2 по г. Краснодару.
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2011г.в% к | |
2009г. |
2010г. | ||||
Количество организаций, состоящих на учете |
10792 |
8728 |
8830 |
81.82 |
101.16 |
Количество организаций, проверенных на выездных проверках |
177 |
174 |
108 |
61.01 |
62.06 |
Из них нарушивших законодательство о налогах и сборах |
176 |
173 |
108 |
61.36 |
62.42 |
% результативности |
99.44 |
99.44 |
100 |
|
|
Всего проведено проверок: -камеральных, из них: -результативных - %результативности
- выездных, из них: - комплексные - в % к выездным -тематические |
114261
6013 5.26
181
131 72.37 50 |
69925
3839 5.49
178
129 72.47 49 |
57316
4345 7.58
134
109 81.34 25 |
50.16
72.26
74.03
83.21
50 |
81.96
113.18
75.28
84.49
51.02 |
Как мы уже говорили выше, количество организаций, состоящих на учете в налоговой инспекции в 2012 г., сократилось по сравнению с 2010 г, но немного (на 1,16 %) увеличилось по сравнению с 2011 г. В среднем по исследуемому периоду на 38 % сократилось количество организаций, проверяемых налоговыми органом на выездных проверках. Плюс к этому само количество выездных проверок за последний год составило 134 , что на 24,72 % меньше, чем в 2011 г. Это говорит о доверии налоговой инспекции организациям и об отсутствии финансовых ресурсов для их проведения.
Похожая ситуация складывается в отношении камеральных проверок. Их количество сократилось с 114 261 до 57 316 или 49,84 %. Это связано с сокращением организаций, состоящих на учете. Однако результативность камеральных проверок возросла на 13,18 %.
Говоря об организациях, нарушивших законодательство о налогах и сборах, нельзя не отметить положительный факт. Нарушения сократились на 38,64 % по сравнению с 2010 г.
В целом работа налоговой инспекции по проверки налогоплательщиков находится на достаточно хорошем уровне.
3 Правовые и организационные проблемы камеральных налоговых проверок и пути их совершенствования
Существующая налоговая система России имеет множество недоработок, которыми налогоплательщики пользуются, для минимизации платежей в бюджет, используя для этого как законные так и незаконные способы. Налоговые органы не в силах полностью проконтролировать каждого налогоплательщика. В этой связи проблема осуществления налогового контроля является наиболее актуальной на современном этапе развития нашего государства. Оптимальным методом налогового контроля, обеспечивающим полную проверку налогоплательщика, является выездная налоговая проверка, однако, в силу ряда причин у налоговых органов нет возможности проводить выездные проверки в отношении всех налогоплательщиков, поэтому совершенствование методики проведения камеральных налоговых проверок, как одного из самых эффективных способов налогового контроля, и оформления ее результатов является одной из первоочередных задач, стоящих перед государством.
В этой связи необходимо проводить анализ действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей камеральные проверки и пути совершенствования данного вида налогового контроля.
Камеральная налоговая проверка, по ст. 87 Налогового кодекса РФ, – это одна из форм налогового контроля. Цель такой проверки заключается в том, чтобы определить, соблюдает ли налогоплательщик требования законодательства о налогах и сборах. Налоговые инспекторы несколько смещают акценты, подразумевая под целью камеральных проверок доказывание того, что представленная отчетность и документы не содержат признаков злоупотребления налоговой выгодой или иных нарушений налогового законодательства. Причем это доказывание они полностью возлагают на самих налогоплательщиков, сами же стремятся доказать прямо противоположное – что нарушения и злоупотребления есть.
В отличие от выездной проверки, когда на место осуществления деятельности (т. е. в офис компании) выезжает один или целая бригада инспекторов, камеральная проверка проводится в самом налоговом органе и в самом упрощенном виде заключается в проверке налоговыми инспекторами каждой представленной налоговой декларации или каждого расчета налога.
И кажется, что ничего особенного такая проверка в себе таить не может. Но это только на первый взгляд. Есть у камеральных проверок существенные отличия, которые могут повлечь за собой не менее неприятные последствия, чем выездные проверки. Дело в том, что при камеральных проверках не всегда ограничиваются лишь проверкой контрольных соотношений по данным полученных отчетов налогоплательщиков, а также по другим документам, имеющимся у налоговых органов.
Наиболее типичны следующие формы злоупотребления правом (с позиции налогоплательщиков) со стороны налоговых органов:
Вместе с тем неправомерно утверждать, что все без исключения указанные формы вызваны исключительно злонамеренностью представителей налоговых органов по отношению к налогоплательщикам, своеобразной классовой враждой.
«Перегибы», связанные со сроками проверок и с объемом истребуемой информации, имеют вполне объективные причины (рассматриваются ниже). Поэтому изменение законодательства, основанное на предположении злонамеренности представителей налоговых органов и направленное на ограничение прав налоговых органов, лишь усугубит проблемы.
К объективным причинам злоупотреблений следует отнести следующие: