Камеральные налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии. Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе камеральной налоговой проверки. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.

Файлы: 1 файл

курсовая проверки.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)
  1. низок уровень подготовки специалистов налоговых органов (в том числе знание норм законодательства);
  2. имеются существенные ограничения по количеству используемых в проверке трудовых и иных ресурсов;
  3. у налоговых органов не имеется способов оперативно оценить достоверность предоставляемой налогоплательщиками информации, что вынуждает прибегать к встречным проверкам;
  4. у налоговых органов отсутствует единая информационная система о деятельности налогоплательщика;
  5. доказывание факта правонарушения лежит на налоговых органах, поэтому налоговые органы обязаны собрать и надлежащим образом оформить доказательства;
  6. следует также отметить многочисленные некачественные разъяснения Минфина и ФНС по вопросам применения законодательства, дезориентирующие налоговых инспекторов на местах, что повышает неэффективность проверок (вот именно здесь усматривается некая злонамеренность, однако данный вопрос следует обсуждать отдельно).

«Перегибы» налоговых  органов в определенной степени  обусловлены благими намерениями  повышения эффективности проверок доступными средствами, к которым в первую очередь относится сбор как можно большего объема информации о деятельности налогоплательщика и его контрагентов.

       Однако эффективность проверок оценивается налоговыми органами исключительно через показатели величины до начисленных налогов, штрафов, пени и количества найденных нарушений. Таким образом, налоговыми органами искажается установленное законодательством назначение налоговых проверок: контроль соблюдения налогового законодательства. Налоговые проверки рассматриваются как дополнительное средство пополнения бюджета. Эффективность приравнивается к результативности.

 Принцип профессионального скептицизма, применяемый в аудите, в налоговых проверках трансформируется в презумпцию недобросовестности налогоплательщиков, приобретает воистину маниакальный характер.

В данном месте целесообразно  провести параллель между налоговыми проверками и внешним аудитом.

Налоговые проверки имеют  множество общих моментов с аудиторскими проверками (в зарубежных публикациях налоговые проверки иногда называются аудиторскими проверками). Более того, до последнего времени основной функцией внешнего аудита являлась имитация налоговых проверок, т.е. проверка правильности применения законодательства о налогах и сборах и выявление нарушений законодательства о налогах и сборах.

Однако конечным результатом  аудита является подтверждение отчетности с определенной степенью существенности (материальности), и аудит планируется  изначально исходя из временных ограничений  и знаний о субъекте. Эффективность внешнего аудита оценивается путем сопоставления трудовых и иных затрат на проведение аудита и объема проведенных процедур. При этом качество аудита оценивается не по количеству найденных нарушений, а по качеству применяемых средств и методов проверки, качеству проводимых процедур.

Налоговые органы не применяют  осознанно и целенаправленно  критерии существенности (материальности), что приводит к утере приоритетов  проверки и ориентиров по срокам и  объемам проверки. Также налоговые органы не проявляют должной заботы о качестве проводимых процедур, о разработке методик.

Таким образом, сравнение аудита налоговых органов и внешнего аудита не в пользу первого. Проводимые налоговыми органами проверки, в отличие от внешнего аудита, не обеспечены развитой системой стандартов, требованиями к технологии процесса проверки, методическими материалами. Цели налоговых проверок извращены. Применяемые процедуры не направлены на подтверждение достоверности налоговой отчетности, а ориентированы на достаточно случайный поиск ошибок и нарушений. В итоге качество налоговых проверок несоизмеримо с качеством внешнего аудита.

На сегодняшний день камеральные проверки, как они  описаны в НК РФ, могут служить  лишь для проверки правильности арифметических операций и соответствия данных в разных формах налоговой отчетности. По существу налоговый орган законодательно лишен возможности провести содержательный анализ отдельных операций вне рамок выездной проверки, и в то же время в НК установлены жесткие ограничения на периодичность и предметы выездных проверок.

Очевидно, данная ситуация абсурдна. «Злоупотребления» налоговыми органами своими правами при проведении камеральных и выездных проверок есть действия, в значительной степени  обусловленные скудностью норм НК РФ в отношении средств и инструментов налогового контроля.

Представляется малоосмысленным  спорить по поводу толкования нормы  о сроках выездной проверки и «вопиющих» нарушений при проведении камеральных  проверок. Вместо этого следует обсуждать  концепцию налогового контроля в целом. Решение проблемы – не в предельном упрощении законодательства и установлении отдельной «правильной» нормы в интересах налогоплательщика, но, наоборот, в дифференциации форм и способов налогового контроля с целью обеспечения действенного и эффективного налогового контроля.

       Следует заключить, что на сегодняшний день НК РФ явно не справляется с функцией регламентации налогового контроля, и устранение отдельных недоработок НК РФ (даже в пользу налогоплательщика) не исправит ситуации.

Возвращаясь к теме развития камерального налогового контроля, имеет  смысл ставить вопрос о разумном расширении состава информации, предоставляемой  налогоплательщиками на регулярной основе. Содержащейся в налоговых  декларациях и бухгалтерской (финансовой) отчетности информации недостаточно для выявления возможных нарушений законодательства. Данное направление целесообразно разрабатывать в рамках отношений с крупными налогоплательщиками. В отношении малого бизнеса, где выездные проверки являются достаточно эффективным средством контроля, увеличение объемов информации нецелесообразно.

Для того чтобы разрешить проблемы злоупотреблений при проведении налоговых проверок, представляется необходимым:

  1. изменить отношение к проверкам, ориентировать налоговые органы в первую очередь на проверку достоверности налоговой отчетности с использованием методов и приемов аудита;
  2. уточнить и формализовать в НК РФ проводимые в рамках проверок процедуры;
  3. в отношении крупных налогоплательщиков наряду с выездными проверками разрабатывать и внедрять иные, более совершенные и эффективные формы налогового контроля (в частности, совершенствовать информационный обмен предприятий с налоговыми органами).

     Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды является приоритетной задачей налоговых органов. Контрольная работа занимает центральное место в деятельности налоговых инспекций, а специалисты контрольных отделов относятся к наиболее квалифицированным кадрам налоговиков.

     В целях обеспечения выполнения своей главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля.

    Осуществляемая сегодня модернизация налоговых органов по своей сути является модернизацией порядка осуществления именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде, о необходимости которой так много сегодня говорят и пишут работники налоговых органов, служит в основном выполнению двуединой задачи. Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные сети. Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде в едином формате позволит налоговым органам, создав соответствующие программные средства контроля, оперативно и, главное, практически безошибочно обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности.

      Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур камеральных проверок:

- системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок;

- форм, приемов и методов камеральных проверок;

- использование системы оценки работы налоговых инспекторов.

     Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.

      Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции.

    Совершенствование процедур камеральных проверок должно проходить с учетом мер по справедливому и объективному отношению к налогоплательщикам, т.к. имеются пробелы в законодательстве о налогах и сборах и внутренних документах регламента, что ущемляют права налогоплательщиков.

    Совершенствование камеральных налоговых проверок:

  1. задача автоматизации камеральных проверок понимается выявление отклонений множества контрольных соотношений, реализованных с помощью средств эксплуатируемого программного обеспечения и применяемых для контроля данных бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов налогоплательщиков;
  2. замены существующей технологии камеральных проверок принципиально новой компьютерной технологией, в основу которой составляет операция сравнения декларируемых показателей налоговых отчетов налогоплательщиков с соответствующими «эталонными» значениями.

      В заключении хотелось бы сказать, что никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Камеральная налоговая  проверка - проверка, проводимая по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и  документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая  проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Предметом камеральной  проверки является арифметический контроль предоставляемых налогоплательщиками  данных, проводимый в процессе текущей  деятельности налоговых органов  по мере поступления к ним документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (как правило, налоговых деклараций).

Правильность проведения и достоверность сведений при  проведении камеральной налоговой  проверки позволяет предупредить и  пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

Для совершенствования  камеральной налоговой проверки необходимо:

  1. повысить уровень подготовки специалистов налоговых органов (в том числе знание норм законодательства);
  2. увеличить  количество используемых в проверке трудовых и иных ресурсов;
  3. улучшить информационную систему о деятельности налогоплательщика;
  4. налоговые органы обязаны собрать и надлежащим образом оформить доказывание факта правонарушения.

      Кроме того для более эффективного проведения камеральной налоговой проверки необходимо: активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих более эффективно выполнять задачи новых технологий налоговых проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков, повышение объективности информации, содержащейся в информационных базах данных.

 

Список использованных источников

 

1. Гражданский кодекс Российской федерации: [принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по сост. на 15 ноября 2011г. ] – М.: Приор, 2011. – 542с.

2. Конституция Российской Федерации. – М.: Омега – Л, 2004. – 40 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации, части первая и вторая по состоянию на 25 сентября 2012 г. С учетом изменений. Внесенных Федеральными законами от 28 июля 2012 г. – Москва 2012. – 828 с.

4. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право/А.В. Брызгалин. – М.: Аналитика – пресс,2007.-465 с.

5. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение / Н.Г. Дмитриева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 480 с.

6. Миронова О.А. Налоговое администрирование/О.А. Миронова.-М.: Омега – Л, 2010. – 470 с.

7. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации / В.Г. Пансков. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 568 с.

8. Пепеляев С.Г. Налоги: реформы и практика / С.Г. Пепеляев. – М.: Статус, 2009. – 425 с.

Информация о работе Камеральные налоговые проверки