СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Социально – экономическая
сущность налогов……………………..………..5
- Происхождение и история развития
налогов……………………...…5
- Понятие налогов и их роль……………………………………………...9
- Сущность и принципы налогообложения…………………………....13
- Классификация налогов и их
функции…………………………………….19
- Классификация налогов по различным
признакам……………….…19
- Основные функции налогов в
современных условиях развития экономики………………………………………………………………25
- Элементы и структура налогов……………………………………..…30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...39
ВВЕДЕНИЕ
Появление налогов на заре человеческой
цивилизации связано с возникновением
самых первых общественных потребностей.
Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы.
В условиях рыночных отношений
и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования
экономики. От того, насколько правильно
построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного
хозяйства.
Именно налоговая система на
сегодняшний день оказалась одним из главных
предметов дискуссий о путях и методах
реформирования, равно как и острой критики.
Налоги – необходимое звено
экономических отношений в обществе. Они
являются основным источником доходной
части бюджетов всех уровней и эффективным
инструментом государственного регулирования
социально-экономических отношений.
В экономическом смысле налоги
представляют собой способ перераспределения
новой стоимости — национального дохода,
выступают частью единого процесса воспроизводства
и специфической формой производственных
отношений. При перераспределении национального
дохода налоги обеспечивают государственную
власть частью новой стоимости в денежной
форме. Часть национального дохода, перераспределенная
с помощью налогов, становится централизованным
фондом финансовых ресурсов государства.
Процесс принудительного отчуждения части
национального дохода имеет одностороннюю
направленность от налогоплательщика
к государству.
Налоги объективно необходимы как основной
источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства,
полученные от сбора налогов, участвуют
в финансировании государственных программ,
предусмотренных законами о бюджете на
соответствующий год.
Актуальность исследуемой темы, определяется
тем, что с помощью налогов осуществляются
распределение и перераспределение ВВП,
в том числе на социальную защиту и обеспечение
населения.
Цель курсовой работы – рассмотреть
налоги как экономическую категорию их
структуру и основные виды.
Для достижения цели поставлены
и решаются следующие задачи:
- изучить происхождение и историю
развития налогов;
- рассмотреть понятие
налогов и их роль в экономике;
- определить сущность
и принципы современного налогообложения;
- рассмотреть классификацию
налогов по различным признакам;
- рассмотреть элементы
и структуру налога.
Предмет исследования: определение
сущности налога, его структуры и основных
видов.
Объект исследования: налог,
как экономическая категория.
Исследованием вопросов налогов
и налогообложения в целом просвещенны
работы многих авторов, среди которых
можно отметить работы следующих авторов
ученых – экономистов И.М. Александров,
П.К. Бечко, М.Р. Бобоев, Л.А. Зазвонова, А.М.
Соколовская и другие.
Основу курсовой работы формируют
общенаучные приемы и методы исследования,
в частности: метод анализа, метод синтеза,
метод конкретизации, метод сравнения,
а также метод моделирования.
1 СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
- Происхождение и история развития
налогов
Решающими предпосылками возникновения
налогов, становления и развития налоговых
систем являются государство и товарное
производство с его рыночными отношениями.
В форме налогов государство получило
в свои руки мощный инструментарий не
только поддержания собственной дееспособности,
но и активного воздействия на экономическую
жизнь страны путем усиления накопления
капитала, протекционизма национальной
экономики, регулирования процесса общественного
воспроизводства, решения широкого круга
социальных проблем общества. Именно в
процессе возникновения и развития системы
денежных платежей, образования денежных
ресурсов, мобилизуемых государством
для выполнения своих всё расширяющихся
функций, и формировалась финансовая система
[3,c.45].
Налоговая система возникла
и развивалась вместе с государством.
На самых ранних стадиях государственной
организации формой налогообложения можно
считать жертвоприношение, которое далеко
не всегда было добровольным, а являлось
неким неписаным законом.
По мере развития государства
возникла «светская» десятина, которая
взималась в пользу влиятельных князей
наряду с церковной десятиной. Данная
практика существовала в течение многих
столетий: от Древнего Египта до средневековой
Европы.
Многие стороны современного
государства зародились в Древнем Риме.
Первоначально все государство состояло
из города Рима и прилегающей к нему местности.
В мирное время граждане не платили денежных
податей. Расходы по управлению городом
и государством были минимальны; избранные
магистраты исполняли свои обязанности
безвозмездно, порой вкладывая собственные
средства, т.к. это было почетно. Главную
статью расходов составляло строительство
общественных зданий, а эти расходы обычно
покрывались сдачей в аренду общественных
земель. Но в военное время граждане Рима
облагались налогами в соответствии со
своими доходами.
Сумма налогов определялась
каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами.
Граждане Рима делали цензорам заявление
о своем имущественном состоянии и семейном
положении. Таким образом, закладывались
основы декларации о доходах .
В IV-III вв. до н.э. Римское государство
разрасталось, основывались и завоевывались
все новые города-колонии. Происходили
изменения и в налоговом праве. В колониях
вводились коммунальные налоги и повинности.
Как и в Риме, их величина зависела от размеров
состояния граждан, и их определение происходило
каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие
за пределами Рима, платили как государственные,
так и местные налоги.
В случае победоносных войн
налоги уменьшались, а порой совсем отменялись.
Необходимые средства же обеспечивались
контрибуцией с завоеванных земель. Коммунальные
же налоги с тех, кто проживал вне Рима,
взимались постоянно [3,c.98].
Рим превращался в империю,
в состав которой входили провинции, жители
которых были подданными империи, но не
пользовались правами гражданства. Они
были обязаны платить налоги, что было
свидетельством их зависимого положения.
При этом единой налоговой системы не
существовало. Те города и земли, которые
оказывали наиболее упорное сопротивление
римским легионам, облагались более высокими
налогами. Кроме того, римская администрация
часто сохраняла местную систему налогов.
Изменялось лишь ее направление и использование.
Длительное время в Римских
провинциях не существовало государственных
финансовых органов, которые могли бы
профессионально устанавливать и взимать
налоги. Римская администрация прибегала
к помощи откупщиков, деятельность которых
она не могла должным образом контролировать.
Результатом была коррупция, злоупотребление
властью, а затем и экономический кризис,
разразившийся в I в. до н.э.
Необходимость реорганизации
финансового хозяйства Римского государства,
в том числе и налоговая реформа, были
одной из важнейших задач, которые решал
император Август Октавиан (63г. до н.э.
-14 г. н.э.). Была значительно сокращена
практика откупов, переоценена налоговая
база провинций, составлены кадастры,
проведена перепись, введены обязательные
декларации, налоговая служба стала преемственной.
Основным налогом в Древнем
Риме был поземельный и единая подушная
подать для жителей провинций. Существовали
и косвенные налоги (с оборота, налог на
наследство и т.д.) [3,c.100].
Уже в Древнем Риме налоги выполняли
не только фискальную, но и стимулирующую
функцию. Так как население вносило налоги
деньгами, оно вынуждено было развивать
рынок и товарно-денежные отношения, углублять
процесс разделения труда, урбанизации.
Многие хозяйственные традиции
Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую
эпоху до VII в. включительно существовал
21 вид прямых налогов. Широко практиковались
в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство
флота, содержание воинских контингентов
и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому
процветанию Византийской империи. Наоборот,
чрезмерное налоговое бремя имело своим
последствием сокращение налоговой базы,
а далее последовали финансовые кризисы,
ослаблявшие мощь государства.
Финансовая система Руси стала
складываться несколько позже. Объединение
Древнерусского государства началось
лишь с конца IX в. Основным источником
доходов княжеской казны была дань. Это
был по сути сначала нерегулярный, а затем
все более систематический прямой налог.
После татаро-монгольского
нашествия основным налогом стал «выход»,
взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными
хана, а затем самими русскими князьями.
«Выход» взимался с каждой мужской души
и со скота. Кроме «выхода» было еще несколько
ордынских тягот.
Уплата «выхода» была прекращена
Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь
началось создание финансовой системы
Руси. Финансовая система России в XV-XVII
вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
Несколько упорядочена она
была в царствование Алексея Михайловича
(1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ,
деятельность которого позволила довольно
точно определить государственный бюджет.
Эпоха Петра I (1672-1725) характеризуется
постоянной нехваткой финансовых ресурсов
из-за многочисленных войн, крупного строительства
и других расходов. Для пополнения казны
вводились все новые налоги (гербовый
сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.).
Но в то же время был принят ряд мер для
обеспечения справедливости налогообложения,
была введена подушная подать.
При Екатерине II (1762—1796) и Александре
I (1801— 1825) реформирование финансовой системы
было продолжено. В 1831 г. введены торговые
сборы (акцизный сбор). Позже был введен
налог на доходы с ценных бумаг. Затем
государственный квартирный налог. Существовали
также специальные государственные сборы
[3,c.102].
Вторая половина XIX века, связанная
с именами Александра II (1855—1881) и Александра
III (1881—1894) была временем коренных изменений
в российской финансовой системе. Подушный
налог стал постепенно заменяться другими
налогами. Затем подушная подать была
отменена в Европейской части России (1882—1887),
а затем и в Сибири (1887—1899). Поземельный
налог, заменивший подушное обложение,
был дифференцирован в зависимости от
размеров участков землепользователей
и землевладельцев и качества земли. Это
был первый в истории России налог, который
наряду с другими сословиями платило и
дворянство. Крестьяне продолжали нести
в пользу государства ряд средневековых
повинностей (дорожную, подводную и пр.).
Купечество платило гильдейскую подать
— процентный сбор с капитала (был введен
еще Екатериной II). Действовали пошлины
с имущества, переходящего по наследству,
и актам дарения. Ставки по ним дифференцировались
в зависимости от степени родства от 1
до 6% стоимости имущества. Существовали
паспортные сборы, в том числе за заграничные
паспорта. Облагались полисы по страхованию
от пожара, доходы с ценных бумаг. Взимался
государственный квартирный налог.