Классификация налогов и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:22, реферат

Описание работы

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Социально – экономическая сущность налогов……………………..………..5
Происхождение и история развития налогов……………………...…5
Понятие налогов и их роль……………………………………………...9
Сущность и принципы налогообложения…………………………....13
Классификация налогов и их функции…………………………………….19
Классификация налогов по различным признакам……………….…19
Основные функции налогов в современных условиях развития экономики………………………………………………………………25
Элементы и структура налогов……………………………………..…30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Налоги. Сущность, структура и основные виды.docx

— 275.79 Кб (Скачать файл)

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения [13,c.119].    

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.    Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что решающими предпосылками возникновения налогов, становления и развития налоговых систем являются государство и товарное производство с его рыночными отношениями. В форме налогов государство получило в свои руки мощный инструментарий не только поддержания собственной дееспособности, но и активного воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

Современное понимание природы налогов позволяет выделить ряд характерных черт, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.    

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние  экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И ИХ ФУНКЦИИ
    1. Классификация налогов по различным признакам

 

Налоги можно классифицировать по различным признакам (схема 1.1). Издавна по методу установления налогов их начали подразделять на прямые и косвенные. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов - потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, а косвенные включаются в цену товаров (работ, услуг). Косвенные налоги называют налогами на потребление [2,c.430].

 

Критерий переложения налога на потребителя для признания его прямым или косвенным впоследствии был признан неточным, поскольку при определенных условиях прямые налоги также могут быть переложены на потребителей продукции или услуг через механизм роста цен, а бремя косвенных налогов, напротив, не всегда полностью перекладывается на потребителя, если спрос на реализуемые товары оказывается достаточно эластичным и объем реализации уменьшается при повышении цены. Поэтому для разделения налогов на прямые и косвенные перестали использовать критерий переложения.

В настоящее время все подоходные и имущественные налоги (в том числе на дарение, наследство, куплю-продажу ценных бумаг и т. п.) относятся к прямым, а все налоги на потребление - к косвенным.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно для плательщиков; их размер зависит от масштабов объекта налогообложения. Прямые налоги способствуют такому распределению налогового бремени, при котором больше платят те члены общества, которые имеют более высокие доходы. Такой принцип налогообложения большинство экономистов считают справедливым. Но форма прямого налогообложения требует сложного механизма взимания налогов; возникают проблемы учета объектов налогообложения и уклонения от уплаты. Поэтому, невзирая на справедливость прямых налогов, налоговая система не может ограничиться только ими.

Поскольку косвенные налоги включаются в цены товаров и услуг, их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов. Их основной недостаток, за который они постоянно подвергаются критике, - регрессивный характер, или обратно пропорциональная зависимость от платежеспособности потребителей. Вследствие этого свойства косвенное налогообложение товаров массового потребления тяжелым бременем ложится на население с низкими доходами, поскольку большая часть его доходов расходуется на приобретение продуктов питания и других товаров первой необходимости.

В связи с тем, что структура потребления у различных слоев населения разная, принцип справедливого налогообложения может быть реализован через дифференцированный подход к установлению косвенных налогов на отдельные товары, работы или услуги. Но такой подход не лишен недостатков, поскольку установление более высоких налогов только на товары не первой необходимости и роскоши сужает сферу косвенного налогообложения и сокращает поступления доходов в бюджет, в то время как даже невысокий уровень косвенного налогообложения товаров повседневного пользования обеспечивает государству стабильные и значительные доходы.

Несмотря на критику со стороны многих экономистов, косвенные налоги довольно широко используются во всем мире, так как при относительно простом механизме взимания (от них трудно уклониться) они обеспечивают устойчивые поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов. Кроме того, психологически они воспринимаются легче, чем прямые, потому что платятся незаметно для  потребителей, нет непосредственной связи между уплатой налога и осознанием этого (табл. 1.1) [2,c.436].

 

 

Использование прямых и косвенных налогов - характерная черта налоговых систем современных государств. Их оптимальная структура может в значительной степени способствовать разрешению глубоких противоречий, присущих целевым установкам налоговой системы. Отличие заключается в их соотношении.

Согласно исследованиям специалистов в последние два десятилетия общая картина прямого и косвенного налогообложения в развитых странах имела такой вид:

- прямые налоги преобладают в Голландии, Дании, Люксембурге, Канаде, Новой Зеландии, Швейцарии, Австрии, США, Японии; повысилась их роль в Великобритании, Германии, Финляндии, Канаде;

- косвенные налоги преобладают во Франции, Австралии, Ирландии, Греции, Испании; их роль возросла в Швеции;

- относительно уравновешенной структурой прямых и косвенных налогов характеризуются Норвегия, Италия, Финляндия и Швеция [19,c.45].

Классификация налогов осуществляется и по другим признакам. Так, по степени учета финансового положения налогоплательщика прямые налоги подразделяют на личные и реальные.

 Механизм исчисления и уплаты  личных налогов учитывает платежеспособность  и семейное положение физического  лица, так как они уплачиваются  в зависимости от величины  дохода (прибыли), полученного плательщиком. Примером личного налога является  подоходный налог с граждан.

 Реальными налогами (на дома, торгово-промышленные здания, землю  и пр.) облагается имущество как  физических, так и юридических  лиц независимо от индивидуальных  финансовых обстоятельств налогоплательщика. Например, налог на недвижимое  имущество граждан может составлять  некоторую сумму, определяемую его  стоимостью, независимо от того, какие доходы получает его  владелец.

В зависимости от способов установления налоговых ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и равные. К пропорциональным относят налоги, предполагающие уплату одинаковой суммы с каждой единицы обложения.

Ставки прогрессивных налогов возрастают с увеличением единицы обложения. Равный налог берется в одинаковой сумме со всех плательщиков. Единственное его преимущество - простота взимания. В настоящее время применяются в основном пропорциональные и прогрессивные формы налогообложения; равные налоги широко применялись в средние века, сейчас считаются устаревшей формой.

В зависимости от того, какому уровню государственной власти предоставлено право установления, взимания и распределения налогов, они делятся на общегосударственные (в федеративном государстве - федеральные), региональные и местные.

В зависимости от установленного порядка использования налоги подразделяются также на общие и специальные.

Общие налоги не имеют особого предназначения и могут быть использованы для покрытия любых видов расходов государственного и местного бюджетов. Специальные налоги взимают для целевого финансирования некоторых заранее определенных затрат.

По экономическому содержанию объекта налогообложения выделяют пять групп налогов: на имущество; на использование различных ресурсов (земли, воды, полезных ископаемых и др.); на доход или прибыль; на различные действия - юридические и хозяйственные акты, финансовые операции, реализацию продукции и т. д.; прочие (например, на потребление: НДС, акцизный сбор, таможенные пошлины; местные: на рекламу, гостиничный, курортный сборы и пр.).

По субъектам налогообложения различают налоги:

- с юридических лиц;

- с физических лиц;

- смешанные (и с юридических, и с физических лиц).

 

 

 

 

 

 

    1. Основные функции налогов в современных условиях развития экономики

 

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 2.2) [10,c.21]:

  • фискальную;

  • регулирующую;

  • социальную:

  • контрольную.

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

 

Рисунок 2.2 - Функции налогов.

 

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых [10,c.23].

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Информация о работе Классификация налогов и их функции