Классификация налогов и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:22, реферат

Описание работы

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Социально – экономическая сущность налогов……………………..………..5
Происхождение и история развития налогов……………………...…5
Понятие налогов и их роль……………………………………………...9
Сущность и принципы налогообложения…………………………....13
Классификация налогов и их функции…………………………………….19
Классификация налогов по различным признакам……………….…19
Основные функции налогов в современных условиях развития экономики………………………………………………………………25
Элементы и структура налогов……………………………………..…30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Налоги. Сущность, структура и основные виды.docx

— 275.79 Кб (Скачать файл)

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение, какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;

  • сокращение окладной суммы;

  • возврат ранее уплаченного налога или его части;

  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

  • зачет ранее уплаченного налога;

  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением [10,c.28].

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;

  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога [10,c.33].

 

    1. Элементы и структура налогов

 

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и элементы налога.

Признаками налога, как такового являются:

- легитимность налога, которая подразумевает изъятие налога (сбора) только с законных операций;

- безвозмездность налога - означает, что субъект налога  передает часть своего дохода  государству и не получает  взамен никаких льгот;

- принудительность изъятия  налога (сбора) из части дохода  субъекта налога в соответствии  с законом о налогообложении;

- императивность налога - означает, что субъект налога  не вправе отказываться от  выполнения возложенных на него  обязанностей по внесению налогового  оклада (части своего дохода) в  соответствующий бюджет;

- смена формы собственности  налога - означает, что собственность (часть дохода) субъекта налога  передается в собственность государства  и др [16,c.65].

В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основными элементами налога являются:

- объект (предмет) налогообложения;

- налоговая база;

- источник налога;

- налоговая ставка;

- единица обложения (налога);

- налоговый оклад;

- сумма налога;

- налоговая льгота;

- порядок исчисления налога;

- налоговый период;

- порядок и сроки уплаты  налога и др [9,c.68].

Объект (предмет) налогообложения - это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.

Источник налога - доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).

Налоговая ставка - размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый оклад - сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет.

Единица (масштаб) налога - единица измерения объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения.

Сумма налога - сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.

Налоговая льгота - снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.

Налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

Элементы налога составляют структуру налога, каждая характеризуется:

- зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные  виды доходов;

- влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;

- зависимостью колебания  цен на товары (продукты) от налогов (сборов);

- зависимостью колебания  самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов  налога и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоги можно классифицировать по различным признакам. Издавна по методу установления налогов их начали подразделять на прямые и косвенные. Критерием такого деления стала теоретическая возможность переложения налогов на потребителя товаров. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов - потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, а косвенные включаются в цену товаров (работ, услуг). Косвенные налоги называют налогами на потребление.

Классификация налогов осуществляется и по другим признакам. Так, по степени учета финансового положения налогоплательщика прямые налоги подразделяют на личные и реальные.

 Механизм исчисления и уплаты  личных налогов учитывает платежеспособность  и семейное положение физического  лица, так как они уплачиваются  в зависимости от величины  дохода (прибыли), полученного плательщиком.

Реальными налогами (на дома, торгово-промышленные здания, землю и пр.) облагается имущество как физических, так и юридических лиц независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика.

В зависимости от способов установления налоговых ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и равные.

По субъектам налогообложения различают налоги:

- с юридических лиц;

- с физических лиц;

- смешанные (и с юридических, и с физических лиц).

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов:

  • фискальную;

  • регулирующую;

  • социальную:

  • контрольную.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и элементы налога.

В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основными элементами налога являются:

- объект (предмет) налогообложения;

- налоговая база;

- источник налога;

- налоговая ставка;

- единица обложения (налога);

- налоговый оклад;

- сумма налога;

- налоговая льгота;

- порядок исчисления налога;

- налоговый период;

- порядок и сроки уплаты  налога и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Решающими предпосылками возникновения налогов, становления и развития налоговых систем являются государство и товарное производство с его рыночными отношениями. В форме налогов государство получило в свои руки мощный инструментарий не только поддержания собственной дееспособности, но и активного воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством.

Информация о работе Классификация налогов и их функции