Конституционные налоговые споры по вопросам установления и введения в действие налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и подробное рассмотрение споров по вопросам установления и введения в действие налогов и сборов.
Объектом являются общественные отношения, связанные с установлением налогов и сборов на территории Российской Федерации, их введением на различных территориальных уровнях, с разграничением компетенции в данной области между законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Конституционные налоговые споры по вопросам установления и введения в действие налогов и сборов.docx

— 98.59 Кб (Скачать файл)

Исходя из объема таких поступлений некоммерческая организация планирует постатейно размеры расходов при составлении сметы (финансового плана). При этом в затраты закладываются суммы расходов на оплату труда и соответствующие им суммы страховых взносов, начисляемые на данные выплаты. То есть расходы на уплату взносов осуществляются за счет целевых поступлений и, следовательно, не должны учитываться при исчислении налога на прибыль.

Информация ФНС России «О получении с 1 января 2014 года имущественных налоговых вычетов у нескольких налоговых агентов»

С 1 января 2014 года налогоплательщики, имеющие нескольких работодателей, могут обратиться в налоговый орган для подтверждения права на получение имущественных налоговых вычетов у одного либо у нескольких работодателей по своему выбору

При этом данная возможность не зависит от момента приобретения объекта недвижимого имущества либо момента его оформления в собственность налогоплательщика.

Для получения имущественных налоговых вычетов у нескольких работодателей налогоплательщикам следует в их заявлении о подтверждении права на имущественные налоговые вычеты, представляемом в налоговый орган, указать конкретные суммы вычетов, которые они планируют получать у каждого из работодателей.

Соответствующее письмо Минфина России от 26.03.2014 N 03-04-07/13348 размещено на официальном сайте ФНС России в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами".

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость"

Пленум ВАС РФ разъяснил вопросы, возникающие у судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС

В Постановлении разъясняется, в частности, следующее:

государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица, могут являться плательщиками НДС, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов;

лицам, которые фактически использовали в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не может быть отказано в праве на такое освобождение лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов, указанных в пункте 3 статьи 145 НК РФ;

в целях применения статьи 145 НК РФ поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), не должны учитываться при определении выручки;

в статье 148 НК РФ понятие "услуги" шире, чем предусмотрено пунктом 5 статьи 38 НК РФ, и включает в себя аренду, передачу и предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав;

невыполнение налогоплательщиком при ведении хозяйственной деятельности тех или иных правовых предписаний (неполучение лицензии и др.) влечет для него неблагоприятные налоговые последствия (невозможность применять налоговые вычеты и др.) лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ;

передача контрагенту товаров (работ, услуг) в качестве сувениров, подарков и бонусов без взимания с него отдельной платы облагается НДС как передача товаров на безвозмездной основе, если налогоплательщик не докажет, что цена основного товара включает в себя стоимость сувениров, подарков и др. и исчисленный с основной операции налог охватывает и их передачу;

налогоплательщик не может быть лишен права на налоговый вычет в случаях, когда предварительная оплата товаров (работ, услуг), имущественных прав производится в натуральной форме;

если арендатор осуществляет капитальные вложения в арендованное имущество в качестве согласованной сторонами формы арендной платы, суммы налога, предъявленные ему по приобретенным в этой связи товарам, имущественным правам, принимаются арендатором к вычету в том же порядке, что и суммы налога, предъявляемые арендодателем в составе арендной платы.

Информация ФНС России «О разъяснении порядка досудебного урегулирования налоговых споров»

С 2014 года все налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе

В связи с этим, прежде чем обратиться в суд с заявлением об обжаловании акта налогового органа ненормативного характера или действий (бездействия) его должностного лица, налогоплательщику необходимо пройти процедуру досудебного обжалования.

При этом статьей 140 Налогового кодекса РФ вышестоящему налоговому органу предоставлено право при рассмотрении апелляционной жалобы, в случае установления существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющихся основанием для отмены решения, рассмотреть материалы проверки с соблюдением прав лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, устранить выявленные нарушении, отменить решение нижестоящего налогового органа и принять по делу новое решение.

Если, по мнению налогоплательщика, его права нарушены в связи с несоблюдением инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, то такие доводы необходимо указать в жалобе, направляемой в вышестоящий налоговый орган.

Письмо  ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263

Подготовлен обзор практики рассмотрения налоговых споров в судах высших инстанций за 2013 год

В обзоре представлена правовая позиция Президиума ВАС РФ, Верховного суда РФ по спорным вопросам, а также толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях Конституционного Суда РФ.

Так, в частности, в обзоре разъясняются вопросы:

формирования резерва по сомнительным долгам при наличии встречной кредиторской задолженности перед контрагентом, которая перекрывала или была равна соответствующим суммам сомнительного долга (в решении ВАС РФ указывается, в частности, что НК РФ рассматривает сомнительный долг как любую просроченную и необеспеченную дебиторскую задолженность и не устанавливает каких-либо ограничений по отнесению сомнительного долга в состав резерва в случае, когда у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность перед должником);

принятия к вычету НДС при переквалификации операций (разъяснено, что в случае переквалификации налоговым органом операций налогоплательщика из необлагаемых НДС в облагаемые налоговому органу следует при наличии у налогоплательщика счетов-фактур учесть при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, и вычеты по данному налогу);

отнесения торговых объектов к стационарной торговой сети в целях применения ЕНВД (в частности, ВАС РФ указал, что при осуществлении розничной торговли через объект, признаваемый торговым местом, физический показатель "площадь торгового места" включает в себя все площади, относящиеся к данному объекту торговли, в том числе и те, которые используются для приемки и хранения товара).

 Письмо> ФНС России от 23.12.2013 N СА-4-7/23196

В целях повышения эффективности проведения налоговых проверок ФНС России даны рекомендации, касающиеся документального подтверждения соблюдения налоговыми органами процедуры истребования документов у налогоплательщиков

Согласно сложившейся судебной практике представление налогоплательщиком в суд документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов, не является основанием для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.

ФНС России обращает внимание на тот факт, что суды, принимая решение в пользу налоговых органов, исходят из того, что при проведении налоговых проверок инспекциями в полной мере соблюдена процедура истребования документов у налогоплательщика, что подтверждается следующими фактами:

- требование о представлении  документов направлялось налогоплательщику  неоднократно по всем известным  адресам;

- предприняты все меры по  розыску документов, включая осмотр  помещений налогоплательщика;

- налогоплательщику (уполномоченному  представителю) направлялись уведомления  о вызове для дачи пояснений.

Налоговым инспекциям рекомендовано учитывать указанные обстоятельства при проведении налоговых проверок.

Информация ФНС России от 02.12.2013

На сайте ФНС России запущен новый интерактивный сервис "Решения по жалобам"

Сервис предоставляет налогоплательщикам возможность просмотра в свободном доступе решений, вынесенных вышестоящими налоговыми органами по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб).

Пользователям сервиса предоставляется возможность поиска решений по жалобам за определенный период времени по интересующим его реквизитам, в том числе таким, как: категория налогоплательщика, тема налогового спора, статья Налогового кодекса РФ.

Письмо ФНС России от 31.10.2013 N СА-4-9/19592 "О направлении обзора практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и налоговых споров судами по вопросам необоснованной налоговой выгоды"

На основании анализа результатов рассмотрения налоговых споров ФНС России выявлены "схемы", направленные на получение необоснованной налоговой выгоды

По результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков, а также судебных актов арбитражных судов за 9 месяцев 2013 года выявлены "схемы", используемые налогоплательщиками для минимизации налогового бремени, в том числе предусматривающие:

- увеличение стоимости товаров  для искусственного завышения  сумм налоговых вычетов по  НДС и увеличения расходов  по налогу на прибыль;

- заключение договоров с организациями, не осуществляющими реальной  финансово-хозяйственной деятельности;

- дробление бизнеса с целью  применения специального режима  налогообложения в виде ЕНВД;

- использование "подконтрольных" организаций в целях минимизации  ЕСН;

- совершение операций, не имеющих  разумной деловой цели.

В информации ФНС России с учетом результатов рассмотрения в судах конкретных налоговых споров приведен также перечень обстоятельств, совокупность которых позволяет доказать факт получения налогоплательщиком необоснованной выгоды (взаимозависимость организации-импортера с проверяемым налогоплательщиком, создание налогоплательщиком организаций-посредников, перечисление оплаты товаров на счета организаций, не осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность, заключение договоров на оказание услуг с контрагентами, не имеющими возможности исполнения соответствующих обязательств по причине отсутствия необходимых материальных и трудовых ресурсов и др.).

 Постановление Пленума ВАС  РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых  вопросах, возникающих при применении  арбитражными судами части первой  Налогового кодекса Российской  Федерации"

Пленумом ВАС РФ даны разъяснения по вопросам применения положений части первой Налогового кодекса РФ

В целях единообразного разрешения судебных споров, связанных с применением положений НК РФ, разъяснены, в частности, следующие вопросы:

определение ответственности участников правоотношений (налогового агента, представителя налогоплательщика);

определение суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет расчетным путем, порядок начисления пени на сумму авансовых платежей;

срок давности привлечения к ответственности, изменение налоговой санкции по результатам оценки смягчающих обстоятельств;

правила обязательного зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа в счет погашения недоимки и др.

 Письмо ФНС России от 02.10.2013 N СА-4-7/17648

ФНС России поручает налоговым органам учитывать в своей работе судебную практику заключения мировых соглашений с налогоплательщиками

ФНС России напоминает, что мировое соглашение может быть заключено сторонами по любому делу и на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

При этом обращено внимание на необходимость согласования проектов соглашений с Правовым управлением ФНС России.

Информация ФНС России от 29.12.2012

Для перехода на систему налогообложения в виде ЕНВД необходимо подать соответствующее заявление по форме ЕНВД-1 (ЕНВД-2)

ФНС России напоминает, что с 1 января 2013 года переход на уплату ЕНВД является добровольным. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание применять данную систему налогообложения, должны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД, для чего необходимо подать заявление по форме ЕНВД-1 (для организаций), ЕНВД-2 (для ИП), предусмотренные Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@. В настоящее время данный Приказ проходит регистрацию в Минюсте России.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 279-ФЗ"О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Доходы в виде сумм, уплаченных работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих бывших работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц

Предусмотрено также, что социальный налоговый вычет, предоставляемый в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту (работодателю).

Кроме того, налогоплательщикам предоставлено право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной в налоговом периоде за услуги по лечению в случае их оказания как медицинскими учреждениями РФ, так и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность на основании лицензии.

 

 

Заключение.

Порядок установления налогов и сборов Российской Федерации можно охарактеризовать как основанный на принципах, вытекающих из Конституции РФ, экономически обоснованный процесс закрепления в Налоговом кодексе перечня федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, а также указания в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, законодательстве субъектов Российской Федерации о налогах, нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления о налогах соответственно всех законодательно определенных элементов налогообложения, предусмотренных статьей 17 Налогового кодекса или отдельных из них, исходя из различной правовой природы названных обязательных платежей.

Информация о работе Конституционные налоговые споры по вопросам установления и введения в действие налогов и сборов