Курс лекций по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:53, курс лекций

Описание работы

1. Экономическая сущность и значение налогов.
2. Основные элементы и методы налогообложения.
3. Корпоративный подоходный налог.
4. Индивидуальный подоходный налог.
5. Налог на добавленную стоимость.
6. Социальный налог.
7. Таможенные платежи.
8. Налоговые платежи и налоговое обязательство.
9. Налогообложение недропользователей.
10. Акцизы.
11. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса.
12.Специальный налоговый режим для сельхозпроизводителей и для лиц, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности.
13. Налог на имущество.
14. Налог на транспортные средства.
15. Земельный налог.
16. Гос.пошлина

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам.doc

— 529.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

 

  1. Экономическая сущность и значение налогов.
  2. Основные элементы и методы налогообложения.
  3. Корпоративный подоходный налог.
  4. Индивидуальный подоходный налог.
  5. Налог на добавленную стоимость.
  6. Социальный налог.
  7. Таможенные платежи.
  8. Налоговые платежи и налоговое обязательство.
  9. Налогообложение недропользователей.
  10. Акцизы.
  11. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса.

12.Специальный  налоговый режим для сельхозпроизводителей  и для лиц, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности.

  1. Налог на имущество.
  2. Налог на транспортные средства.
  3. Земельный налог.
  4. Гос.пошлина

 

 

 

 

1.Тема: "Экономическая сущность и значение налогов"

 

1.Возникновение  и развитие налогообложения.

2.Экономическая  сущность и понятие налога.

3.Классификация  налогов. 

4.Функции  налогообложения.

 

1.Возникновение  и развитие налогообложения.

Как известно из истории налоги существуют столько же лет, сколько существует государство. Для государства установление и сбор налогов - необходимость, т.к. оно не может существовать без денег, собираемых посредством налогов. При этом, налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С.Паркинсона: "Налогообложение старо, какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки и взимал плату за проход с купцов и путешественников."

Таким образом, проявление налогов  на заре человеческой цивилизации связано с самыми первыми общественными потребностями.

В   развитие форм и методов  взимания налогов можно выделить три крупных этапа:

1)первый этап - период развития налогообложения,  включающий  в себя хозяйственные  системы древнего мира и средних  веков, отличаются неразвитостью и случайным характером. Именно на этом начальном этапе в зачаточном состоянии появляются налоги и механизмы их взимания.

Возникновение налогов относят  к периоду становления первых государственных образований, когда  появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Необходимостью  содержания государства и его институтов и было обусловлено.

Первоначально налоги существовали в  виде бессистемных платежей, носящих  преимущественно натуральную форму. Поданные несли повинность личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снорижением для армии. В конечном виде налог превращался в поземельное, поимущественное или подушное обложение. Существовало огромное количество разнообразных налогов, перенятых от римлян. Например: сборы на содержание королевской свиты с жителей той провинции, где она в данный момент присутствовала. Налоги платились при рождении у короля ребенка, при возведении старшего сына короля - наследника престола в ранг рыцаря, при замужестве  королевских дочерей и т.д.

2)Второй этап (16 в.  начало 19 в.). В  стране возникает целая сеть  государственных учреждений в  т.ч. финансовых. Если прежде налоги  взимались в основном на содержании дворцов и армии, на возведение храмов и дорог, то со временем они  становятся основным источником доходов для развития, и укрепления государства. По мере развития, и укрепления товарно-денежных отношений налоги постоянно принимают  почти повсеместно исключительно денежную форму. Государство устанавливает  уже квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет это процесс более широкими рамками.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться  научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790 гг.). В своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определения налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Французский писатель Ф. Демэзон писал, что акциз "способен один принести столько же, и даже больше, чем все другие". Английский экономист Уильям Петти, известный как автор теории трудовой стоимости, обосновал в своей работе "Трактат о налогах и сборах: Министр финансов Франции в 1769 г. аббат Тэрри отдавал предпочтения косвенным налогам. Он исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов, продукты первой необходимости (зерно) должно быть от него освобождены, скот должен облагаться вино- немного больше, грубые ткани- очень мало, а предмет роскоши - очень высоко и т.д.

3)Третий период (своевременный этап) начавший свою историю в 19 в., отличается уменьшением числа налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Во второй половине 19 в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике. Здесь уже государство берет полностью в свои руки все функции установления и взимания налогов. Человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы и она будет всегда изменяться, т.к. постоянно меняется и развивается экономика страны.

 

2.Сущность и  понятие налогов.

Таким образом, из вышесказанного нам  известно, что возникновение налогообложения  было вызвано появлением государства  и государственного аппарата, создавших  и использовавших фискальные механизмы  для финансирования своих расходов. Однако налоги это в первую очередь важнейшая финансово-экономическая категория.

Сущность своих  материальных благ, созданных обществом  за определенный период (обычно за год) и предназначенных для удовлетворения совокупных общественных потребностей  в экономике, носит наименование валового (совокупного) общественного продукта (ВОП). В свою очередь, ВОП в стоимостной форме состоит из стоимости потребленных средств производства (с), выплаченной заработной платы (V) и прибыли (М). Вновь созданная стоимость (V+М) представляет собой валовый национальный доход (ВНД). В своем движении ВОП и ВНД проходят четыре стадии: производства, распределения, обмен и потребление.

Процесс первичного распределения ВОП осуществляется без участия государства. А с  возникновением государства начинается формирование системы перераспределительных отношений (т.е. распределении уже распределенного ВОП), которая с развитием товарно-денежных отношений выступила в денежной (финансовой форме). Основным методом перераспределения ВОП стало прямое изъятие государством определенной части ВОП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета); что и составляет финансово-экономическую сущность налогообложения. Это перераспределение осуществляется непосредственно из ВНД, которой выступает единственным источником налоговых платежей независимо от их объекта.

 

 

БЮДЖЕТ    (1)

 

 

 

ВОП=С +V +M  (2)

 

  1. государственный бюджет;
  2. первичное

а, б, в - перераспределительные  отношения.

Для понимания  сущности налогов с гражданами большое  значение имеют труды Адама Смита. Он  выделял следующие принципы налогообложения, которые до сих пор входят в основу налоговых систем почти всех современных государств.

1.Принцип справедливости (равномерности), утверждающий всеобщность  налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами. Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства.

2.Принцип определенности, согласно которому сумма, способ  и время платежа должны быть  совершенно точно и заранее  известны налогоплательщику.

3.Принцип удобности  предполагает, что (сумма) налог  должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков.

4.Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек  взимания налога в рационализации  системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом превышать на его сбор и обслуживания.

Таким образом, экономическую сущность налогов  составляет изъятие государством в  пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Несмотря на многовековую историю взимания налогов, многочисленные научные разработки по вопросам как их экономического, так и правового порядка, вопросам как о понятии "налог" продолжает оставаться спорным.

Налог это обязательный, безвозмедный платеж (взнос), установленный  законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере  и в определенный срок.

Более полное и  исчерпывающее определение.

Налог- это установленный  государством в лице уполномоченного органа в одностороннем порядке и в надлежаще правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход в определенный срок и в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивается мерами государственного  принуждения.

Налоги, сборы  и другие платежи- между ними нет  четких грании, поскольку всем им присуще  черты обязательности и безэквивалентности, это позволяет законодательно все  перечисленные платежи трактовать как налоги..

Признаки налога:

К экономическим  характеристикам налога относятся:

  1. характеристика налога в качестве платежа, осуществляемого обычно в виде денег;
  2. безвозвратность;
  3. безэквивалентность (безвозмездность), т.е. односторонее движение денег;
  4. наличие объекта налога;
  5. определение субъекта налога;
  6. определенность размера налога;
  7. фиксированность сроков уплаты (четко определенные сроки уплаты);
  8. стабильный характер налоговых отношений (каждый месяц);
  9. налога является доходом государства.

 

К юридическим признакам налога относятся:

  1. установление налога государством;
  2. существование налога только в правовой форме;
  3. принудительный характер налога;
  4. правомерность изъятия денег;
  5. наличие государственного контроля за уплатой налога;
  6. налог - обязательный платеж;
  7. налог является продуктом одностороннего волеизъявления государства.

 

 

3.Виды налогов и их функции.

 

Налоги классифицируются по различным основаниям:

В зависимости  от носителя налогового бремени налога могут быть прямые и косвенные.

Прямой налог - это налог, где субъект налогообложения одновременно является его фактическим плательщикам (носителем налога), т.е. бремя налога несет сам субъект налога, выступающий и юридическим и фактическим его плательщиком, и где уплата налогового платежа приводит к реальному уменьшению имущества ( в виде денежных средств) налогоплательщика.

Косвенный налог- это налог, где субъект налогообложения  перекладывает бремя налога на другое лицо, выступающее фактическим его  плательщиком (носителем налога).

Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. Хотя юридическим плательщиком НДС и акцизов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку сумма данных налогов включается в его цену.

Поэтому эти налоги иногда называют налогами на потребление, в  то время как прямые налоги налогами на потребление.

Критерием деления  налогов на прямые и косвенные - пишет  Кочетков- является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенный собственности или получатель обложенного дохода, от такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель товара, на которого  перекладывается через надбавку.

По субъектам  можно выделить налоги с юридических  лиц и налоги с физических лиц.

В зависимости  от территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные.

Деление налогов  на общегосударственные и местные  обычно определяются двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником какого бюджета он является (центрального или местного). В соответствии с Указом №2235 от 24.04. 1995 г. "О налогах" к общегосударственным относятся:

Информация о работе Курс лекций по "Налогам"