Курс лекций по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:53, курс лекций

Описание работы

1. Экономическая сущность и значение налогов.
2. Основные элементы и методы налогообложения.
3. Корпоративный подоходный налог.
4. Индивидуальный подоходный налог.
5. Налог на добавленную стоимость.
6. Социальный налог.
7. Таможенные платежи.
8. Налоговые платежи и налоговое обязательство.
9. Налогообложение недропользователей.
10. Акцизы.
11. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса.
12.Специальный налоговый режим для сельхозпроизводителей и для лиц, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности.
13. Налог на имущество.
14. Налог на транспортные средства.
15. Земельный налог.
16. Гос.пошлина

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам.doc

— 529.00 Кб (Скачать файл)
  • подоходный налог с юридических и физических лиц;
  • НДС;
  • акцизы;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • специальные платежи и налоги недропльзователей;

К местным налогам  относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество юридических и физических лиц;
  • налог на транспортные средства.

В соответствии с Конституцией и налоговым законодательством  все налоги устанавливаются только центральными органами в ---- мин. парламента и в определенных случаях - Президента РК:

Прямые налоги принято  подразделять на реальные и личные.

Реальные налоги - это налоги на имущество (в том его понимании, о котором говорилось выше, т.е. вещные налоги). Отсюда и название налогов (от английского "real" - имущество), транспортный, земельный налог.

Личные налоги уплачиваются с полученного налогоплательщиком дохода или прибыли. Личные налоги в отличии от реальных позволяют учитывать фактическую платежеспособность налогоплательщика, так как источником уплаты налога выступают полученные им деньги (подоходный налог с юридических и физических лиц, налоги недрапользователей).

В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Бюджетное регулирование - это  процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечения равенства его  доходной и расходной статей.

Закрепленные налоги - это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

Регулирующие налоги- это, те которые в процессе ежегодно утверждения  бюджета передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящие в целях  сбалансирования последнего. Таким  образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего для местного.

 

4.Функции налогов является проявлением сущности налогов, способом выражения их

свойств.

Выделяют пять функций налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и поощрительную.

1.Фискальная функция налогообложения.

"Фиск" в переводе  с латинского означает корзина,  термином "фиск" обозначают государственную  казну. Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения государственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производимыми от фискальной.

2.Распределительная (социальная) функция налогов выражает их  сущность как особо централизованного  инструмента распределительных  отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Ярким примером реализации фискально-распределительной  функции является акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товары и в первую очередь на предметы роскоши.

3.Регулирующая  функция направлена в первую  очередь на достижение посредством  налоговых механизмов тех или  иных задач налоговой политики  государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дистимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на  поддержку развития тех или  иных экономических процессов. Она  реализуется через систему льгот и освобождений,. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым, предпринимателям и т.д.

Дестимулирующая продукция  каких-либо экономических процессов. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумулиции  средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют  отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду, за пользование  природными ресурсами.  

4.Контрольная  функция налогообложения означает, что государство посредством  налогов контролирует финансово-хозяйственную  деятельность юридических лиц  и граждан, а также ведет  контроль за их источником  доходов и направлениями расходования  средств. Благодаря этой функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

5.Поощрительная  функция налогообложения предусматривает  особый порядок обложения налогом  определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом ( участники воин, герои). Эта функция имеет социальную направленность.

Она отличается от рассматривающей  функции налогообложения, поскольку  трудно представить, что граждане участвуют  в боевых операциях, совершают героические поступки для того, чтобы впоследствии иметь налоговые льготы.

 

 

Тема. Основные элементы и методы налогообложения.

 

1.Правовая основа налога.

2.Субъект и объект налога.

3.Ставки налога, порядок  уплаты налога, льготы по налогу.

4.Методы налогообложения.

 

1.Налог существует только в правовой основе. В качестве юридической основы налога выступает тот правовой акт, которым данный налог установлен, т.е. определены в предусмотренном законом порядке все его элементы.

По своим  юридическим свойствам этот правовой акт относится к разряду нормативного акта. Издание нормативного акта порождает налоговое обязательство между конкретным  налогоплательщиком и государством в целом.

Налоговое обязательство - это обязательство,  в силу которого налогоплательщик обязан передать государству сумму денег, размер которой, а также порядок и сроки уплаты определяется правовым актом, установившим налог.

К нормативным  актам осуществляющим правовое регулирование  налоговых отношений, относятся  инструкции налогового комитета, изданные им по всем видам налогов.

Касаясь юридической  природы указанных инструкций, отметил, что они относятся к категории  ведомственных правовых нормативных  актов и в этом качестве входят в состав налогового законодательства РК, т.е. они  обязательны для исполнения всеми субъектами налоговой деятельности, их ненадлежащее исполнение влечет применение установленных мер принуждения и ответственности, включая меры наказания финансового, административного и уголовно правового характера.

Инструктивные письма Налогового комитета, изданные по различным вопросам налогообложения можно отнести к правовой основе налога. Только в том случае, если они не противоречат инструкциям Министерства государственных доходов и Указу Президента РК "О налогах; в противном случае более высшей юридической  силой обладает конечно же Указ.

 

2.Субъект налога- это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить сумму налога в размере, порядке и в сроки предусмотренные его налоговым обязательством.

По принципу резиденства налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Резиденты - лица, имеющие постоянное или сравнительно длинное пребывание в стране налогообложения носит кратковременный характер, либо разовый, либо вообще не быть, но иметь на территории данной страны объект, подлежащий налогообложению.

Для резидентов характерно, "неограниченная налоговая  ответственность", т.е. они подлежат налогообложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим  доходам из любых источников, включая  и зарубежные. Для нерезидентов, напротив, сущность лишь "ограниченная налоговая ответственность" - они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источников в стране налогообложения.

В отношении  резидентов действует обычный режим  налогообложения, а в отношении  нерезидентов - особый.

         В связи с этим резидентом  признается физическое лицо, которое  находится в Казахстане в течении  183 дней и более  в --- последовательности 12 месячном периоде, начинающемся  или оканчивающимся в налоговом  году. Физическое лицо, которое находится на государственной службе РК за границей, при всех обстоятельствах будет резидентом, даже если оно проживает там постоянно.

       Среди субъектов налога традиционно  выделяется юридических и физических  лица (предприятия, организации,  государственные учреждения, коммерческие организации, товарищества с ограниченной ответственностью, фирмы, предприятия с иностранным участием, совместные предприятия, корпорации).

Теперь рассмотрим с налоговым законодательством  к физическим лицам - плательщикам налогов в Казахстане относятся граждане РК, граждане иностранных государств и лица без гражданства. 

Гражданство РК приобретается и прекращается в  соответствии с Законом, является единым и равным независимо от оснований  его приобретения.

Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то согласно Конституции они пользуются в РК правилами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан Республики, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. Таким образом, Конституция исходит из принципа равенства прав и обязанностей, граждан Республики и иностранцев, однако допускается, делая отсылку на законы и международные договоры, возможность различия в форме возложения на иностранцев дополнительных налоговых обязанностей либо установления в отношении их особого режима налогообложения. Такое положение имеет место, особенно в части тех иностранных граждан, которые рассматриваются в качестве нерезидентов.

Объект налога - это то, по поводу чего он взимается, это может быть имущество, доход и действия с наличием которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство. Т.е. объект - это то, за что субъект должен платить налог. С понятием объект налога тесно связано понятие предмет налога. 

Предмет налога является вещественным выражением объекта налога. Так, если объектом налога на транспортные средства выступает факт обладания субъектом транспортным средством, то предметом этого налога выступает само транспортные средства.

Поэтому объект налога зачастую отождествлен с его предметом. Иначе говоря объектом налога (в материальном смысле) выступает обладание вещью, а предметом само- вещь (налогом облагается владелец вещи, а не само вещь)

 

3.Норма налога - установленная законом величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа. Норма налога выражает правила исчисления размера налога. Норма налога устанавливается в отношений каждого вида налога и приобретает порой сложные формы.

В большинстве  случаев - это единица измерения  объекта налога, с помощью которой определяется налогооблагаемая база. (Например, в земельном налоге единицей налогообложения выступает 1 га. земельного участка, в налоге на транспорт масштабом налога  выступает мощность транспортного средства, единицей налогообложения будет 1 киловатт).

Ставка налогообложения - установленные налоговым законодательством  правила в соответствии с которыми должны осуществляется переход предмета налогового платежа от налогоплательщика  к государству.

Порядок уплаты налога включает три основных элемента: способы, сроки и формы перехода суммы налога от его субъекта к государству.

Существует 2 способа  уплаты налога:

1)путем самостоятельной  передачи предмета налогового  платежа его субъектом;

а)уплата налога по декларации;

б)уплата налога путем выкупа патента или внесения фиксированной суммы;

в)уплата налога путем внесения налогового платежа;

2)путем принудительного  взимания государством в лице  уполномоченного органа;

а)удержание  налога у источника выплаты дохода;

б)уплата налога на основе налогового извещения или налогового уведомления;

в)принудительное взимание налога с лиц, уклоняющихся от его уплаты.

При самостоятельной  уплате налога исчисляются его суммы  производятся самим налогоплательщиком, при принудительной уплате - налоговым  органом.

Сроки уплаты налога определяются законодательством и зависят от способа его уплаты и вида.

Сроки уплаты определяются календарной датой, периодом времени, исчисляемого годами, а также указанием  на событие или действие, которое  должно наступить или произойти. Срок истекает в конце последнего дня периода, установленного налоговым законом. Если последний день срока приходится на нерабочий день, срок истекает в конце следующего рабочего дня.

Налога уплачивается в наличной форме, или путем безналичных  перечислений. Налог  исчисляется и уплачивается в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством РК предусмотрена натуральная форма уплаты, а также когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте.

Информация о работе Курс лекций по "Налогам"