Лекции по "Налогам и налогообложению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:12, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПОНЯТИЯ НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
1. Понятие налога и сбора. Принципы налогообложения.
2. Функции налогов.
3. Элементы налога и их характеристика.
4 . Классификация налогов.
5. Понятие налоговой системы. Налоговая политика.

Файлы: 1 файл

Понятия налоги и налогообложение. Налоговая система понятие нало.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

Региональные  налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов  Российской Федерации в соответствии с НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

 К федеральным  налогам и сборам относятся:

1) налог на  добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на  доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог.

 

К местным налогам  относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц.

 

Положительным результатом реформирования в налоговой сфере также является введение специальных налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для определенных категорий налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования. Во вторую часть Кодекса введены следующие специальные налоговые режимы:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Кодекса);

- упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 Кодекса);

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 Кодекса).

По  объекту обложения или сфере изъятия налоги можно подразделить на налоги, изымаемые с имущества, земли, ренты, капитала, работ, услуг, товаров, средств потребления и т.д.

По  источнику уплаты налоги подразделяются на налоги, взимаемые с дохода (заработной платы, прибыли), выручки, себестоимости продукции и т.д. В основу классификации положен признак дохода субъекта налога, из которого вносится оклад налога в бюджет.

По  субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В основу классификации положен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица).

По  способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и скрытые (косвенные). В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продукты и т.д.).

Прямые налоги взимаются непосредственно  с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например, налог  на доходы с физических лиц, налог  на прибыль с организации, налог  на имущество и т.д.

Скрытые (косвенные) налоги взимаются в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), то есть взимаются в процессе потребления товаров (работ, услуг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

По  методу обложения (от ставки) налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные и твердые.

По  назначению налоги подразделяют на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, дорожный, медицинский, страховой и т.д.).

 

5. Понятие налоговой системы. Налоговая политика

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

Налоговую систему любого государства  можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков).

Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков, порядок их установления, взимания и отмены на территории РФ, полномочия и ответственность субъектов налоговых отношений.

Требования, предъявляемые к налоговой системе, являются признаками (критериями), характеризующими ее оптимальность и эффективность функционирования. К основным требованиям, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие:

- рациональность;

- оптимальность;

- минимизацию количества элементов, составляющих налоговую систему;

- справедливость, в том числе социальную справедливость  распределения налогового бремени;

- простоту исчисления  налогов;

- доступность  и понимаемость налогообложения  налогоплательщиками;

- экономичность;

- эффективность и др.

Налоговая система  должна носить справедливый распределительный характер налогового бремени по отношению ко всем субъектам налога. Требование означает, что все налогоплательщики должны иметь одинаковые права и нести одинаковые обязанности на всем экономическом пространстве государства. С этой точки зрения в налоговом законодательстве не должно быть льготных режимов для отдельных граждан, групп лиц или территорий. Требование означает, что в государстве не должно быть оффшорных, свободных и иных зон, обладающих льготным налогообложением.

Налоговая система  России является самой молодой в  мире, постоянно развивающейся системой. Надо сказать, что в мире вообще нет  совершенных налоговых систем, это  же можно сказать о ситуации в  нашей стране.

Функции налогов реализуются государством посредством налоговой политики. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики.

Выделяют следующие формы налоговой  политики: максимальные налоги, экономическое  развитие, разумные налоги.

1) политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.

Подобная налоговая  политика проводилась в России с  самого начала экономических реформ — с первого дня введения налоговой системы в 1992 г. Экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем:

- у налогоплательщиков  после уплаты налогов практически  не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное  воспроизводство;

- произошло  массовое укрывательство от налогообложения;

- массовый характер  приобрела так называемая теневая  экономика.

2) политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название «рейганомика», были использованы, в частности, в США в начале 80-х г. XX в.

Проведение  такой политики провозгласило российское правительство на рубеже XXI в. при подготовке второй части НК РФ и проекта федерального бюджета на 2002 г.

3) политика разумных налогов - представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное  собрание РФ, Правительство РФ и  органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией.

Налоговая политика должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить - конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

Одной из главных  целей налоговой политики является повышение эффективности налогообложения. Ознакомление с основными международными налоговыми нормами и стандартами также подтверждает приоритет указанной цели. Так, Комитет ОЭСР по вопросам налогообложения определил основной целью налогообложения мобилизацию средств, необходимых для функционирования государства, наиболее эффективным способом. При реализации этой цели должны быть обеспечены: минимизация помех и препятствий в частной деятельности; сокращение административных расходов и расходов на соблюдение налоговых законов; поддержка экономических и социальных целей правительства.

Основные задачи современной налоговой политики Российской Федерации состоят в следующем:

- дальнейшее  совершенствование отечественного  налогового законодательства в  целях оптимизации налоговой  базы и снижения уровня неплатежей;

- оптимизация  налоговых льгот;

- более жесткий  контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;

- рационализация  налогового администрирования;

- реструктуризация  в обоснованных случаях задолженности  по платежам в бюджет и государственные  внебюджетные фонды.

 

 

 

Тема 2.

Налог на прибыль

Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ ( часть вторая, гл. 25). Налогооблагаемая прибыль определяется по данным налогового учета.

Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Объектом налогообложения  по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в  целях налогообложения признается:

Информация о работе Лекции по "Налогам и налогообложению"