Математические модели и методы для анализа параметров налоговых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц.
В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные положения и история развития системы налогоообложения доходов физических лиц 5
1.1. Подходы к налогообложению доходов физических лиц 5
1.2. Развитие системы налогообложения доходов физических лиц 8
2. Математическое моделирование определения налогов в системе налогообложения доходов физических лиц 12
2.1. Математическая модель определения НДФЛ при плоской системе налогообложения для физических лиц 12
2.2. Математическая модель определения НДФЛ при прогрессивной системе налогообложения 17
3. Сравнение эффективности систем налогообложения доходов физических лиц 26
3.1 Расчет НДФЛ при плоской системе 26
3.2 Расчет НФЛ при прогрессивной системе 28
3.3 Сравнение плоской и прогрессивных шкал.…… 29
Заключение 32
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Математическое моделирование собираемости налогов в системе налогообложения доходов физических лиц

2.1. Математическая модель определения НДФЛ при плоской системе налогообложения

  Вторая часть Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 года установила единую ставку налога на доходы физических лиц – 13%, самую низкую в мировой практике. Введение плоской шкалы налогообложения обосновывалось необходимостью повышения уровня собираемости налогов, искоренения схем сокрытия реальных зарплат, снижения количества лиц, уклоняющихся от налогов.

Сторонники плоской  шкалы в качестве основного аргумента  достигнутого эффекта приводят цифры  существенного прироста поступления  по данному налогу в 2001-2002 годах.

В последующие годы, в  связи с прекращением действия указанных  факторов, прирост поступлений по подоходному налогу с физических лиц стал сопоставим с темпами  общего прироста налоговых доходов  в бюджетную системы страны. Установление плоской шкалы НДФЛ не смогло разрушить систему «конвертной» зарплаты - получение части заработной платы, минуя расчетные ведомости, носит массовый характер и имеет тенденцию к росту.

Еще одним мотивом  перехода к плоской шкале являлась необходимость ликвидации укрывательства денежных доходов наиболее состоятельной части общества. Действительно, система подоходного налогообложения граждан построена таким образом, что у наемного работника нет возможности избежать уплаты налога - налог удерживается налоговым агентом еще до фактического получения заработка. Между тем, к моменту принятия 23-й главы НК РФ, объем налоговых поступлений в бюджет примерно на 95% состоял из удержанного работодателем налога и только 5% поступало по итоговым годовым декларациям. Но и в этом направлении добиться результатов не удалось.

Таким образом, утверждение, что введение единой ставки налога на доходы физических лиц способствовало выводу из тени заработной платы и  явилось причиной соответствующего роста поступлений данного налога, не соответствует действительности.

Игнорирование принципа справедливости и равенства налогообложения, в числе прочих факторов, привело  страну к угрожающему расслоению общества.

Плоская шкала увеличивает  тяжесть налогового бремени на неимущие слои населения и поощряет роскошь и показное расточительство лиц со «сверхдоходами», которые используются на потребление (включая накопление непроизводственной собственности) или вывозятся за рубеж.

Но в той же статье НК указано, что при установлении налогов должна учитывается «фактическая способность налогоплательщика к уплате налога», а сами налоги и сборы «должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

Насколько выполняются  положения НК об экономической обоснованности и учете способности налогоплательщика  к уплате налога при действующей системе налогообложения доходов физических лиц?

Предположим, что доход  среднего российского налогоплательщика, имеющего право на стандартные налоговые  вычеты лишь по подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 218 НК, составляет X рублей в месяц [8]. Тогда при плоской шкале налогообложения при ставке в процентах  (13 процентов) он будет ежемесячно перечислять в бюджет в виде налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) сумму, равную:

(1)


где:

 

стандартные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами  3 и 4 пункта 1 статьи 218 НК на налогоплательщика (работника) и ребенка соответственно;

количество детей, находящихся  на иждивении налогоплательщика;

 

сумма НДФЛ, перечисляемая  в бюджет по единой ставке налога.


При этом в распоряжении налогоплательщика после уплаты НДФЛ будет оставаться сумма ( ), равная:

(2)


или

(3)


Казалось бы, практически  все налогоплательщики находятся  в равном положении, имея возможность после уплаты налогов свободно распоряжаться 87 процентами своего заработка при том, что, с учетом стандартных налоговых вычетов, наименее обеспеченный налогоплательщик по сравнению с более состоятельным испытывает меньшее налоговое бремя. Т.е. имеются признаки не только «экономической» справедливости применения плоской шкалы налогообложения (каждый вносит в бюджет равную долю своего заработка), но и «социальной»  справедливости (наименее обеспеченный платит меньше).

Но столь «счастливый» вывод не случайно был предварен оговоркой «казалось бы». Кроме обязательных налоговых платежей в бюджет каждый налогоплательщик совершает еще один вид расходов, обязательность и всеобщность которых для любого физического лица исполняется даже строже, чем уплата налогов. Речь идет о затратах на жизнеобеспечение.

Чтобы определить, какой  же суммой налогоплательщик сможет распоряжаться  действительно свободно, необходимо уменьшить средства, остающиеся у  него после уплаты налога, на величину затрат, необходимых для жизнеобеспечения самого налогоплательщика и находящихся на его иждивении лиц (детей).

Предположим, что налогоплательщик и находящиеся на его иждивении  лица способны довольствоваться минимальным  набором благ, поддерживающим их жизненный  тонус. Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности составляет «потребительскую корзину». Ее стоимостная оценка, увеличенная на величину обязательных платежей и сборов, определяется как «прожиточный минимум».

Обозначим и стоимостную оценку потребительских корзин для работоспособного населения и детей соответственно, и в дальнейшем сумму налоговых платежей и расходов на жизнеобеспечение будем рассматривать как «неизбежные платежи» ( ):

(4)


где:

сумма налоговых платежей, перечисляемых в бюджет, с учетом применения стандартных налоговых  вычетов;

суммарная стоимостная оценка потребительских корзин налогоплательщика и лиц, находящихся на его иждивении.


Сумму средств, остающихся у налогоплательщика после совершения неизбежных платежей, ( ) можно определить по формуле:

(5)


При плоской шкале  налогообложения формула (5) приводится к  виду:

(6)


Доля дохода, остающаяся у налогоплательщика при плоской  шкале налогообложения после  уплаты налога ( ), определяется по формуле:

(7)


Доля дохода, остающаяся у налогоплательщика при плоской шкале налогообложения после совершения неизбежных платежей ( ), определяется по формуле:

(8)


Исходя из того, что  величина не может быть отрицательной, можем определить минимально допустимый уровень дохода (при =0), которым должен располагать налогоплательщик:

(9)


По данным Федеральной службы государственной статистики (далее – ФСГС), стоимость прожиточного минимума для трудоспособного населения в IV квартале 2006 года составляла по субъектам Российской Федерации от 2631 рубля (Республика Дагестан) до 8655 рублей (Чукотский автономный округ), т.е. отличались в 3,3 раза. С учетом численности населения по регионам, средневзвешенная величина прожиточного минимума по России составляла в IV квартале 2006 года:

  • для населения в целом – 3451 рубль;
  • для трудоспособного населения – 3758 рублей;
  • для пенсионеров – 2649 рублей;
  • для детей – 3293 рубля.

Если учесть, что потребительская корзина отличается от прожиточного минимума на величину обязательных платежей и сборов, то для дальнейших расчетов можно принять:

  • потребительская корзина для детей – 3,3 тыс. рублей;
  • потребительская корзина для трудоспособного населения – 3,3 тыс. рублей.

Т.к. в течение года стоимость потребительской корзины  менялась, необходимо внести поправку на инфляцию и для дальнейших расчетов руководствоваться среднегодовыми стоимостями потребительских корзин для трудоспособного населения и детей равными 3,2 тыс. рублей.

2.2. Математическая модель определения НДФЛ при прогрессивной системе налогообложения

Неприемлемый с точки  зрения социальной защищенности малоимущих характер зависимости от уровня дохода доли, остающейся у налогоплательщика после совершения неизбежных платежей, заставляет отказаться от плоской шкалы налогообложения и перейти к прогрессивной.

Наиболее часто для  реализации налогообложения по прогрессивной  шкале используют систему налоговых  ставок, дифференцированных в зависимости от суммы превышения налогооблагаемого дохода соответствующей пороговой величины. При этом пороговые значения дохода, при которых происходит переход к повышенной ставке, как правило, устанавливают в виде постоянных денежных величин.

Наиболее рациональным представляется шкала налогообложения, удовлетворяющая следующим условиям:

  • ставка налога меняется с изменением уровня дохода плавно, т.е. ее график в системе координат «ставка налога – уровень дохода» не имеет точек, в которых ставка налога меняет свое значение на конечную величину (на графике нет «ступеней»);
  • ставка налога функционально зависима от реального, а не номинального уровня дохода (т.е. от покупательной способности дохода, а не от его номинального значения в денежных единицах);
  • ставка налога возрастает с увеличением уровня дохода;
  • при низких доходах налоговое бремя носит щадящий характер (ставка доходов не обременительна);
  • при доходах в диапазоне, признанном экономически и социально наиболее предпочтительным, ставка налога изменяет характер от щадящего в начале диапазона к сдерживающему в конце;
  • при росте доходов сверх экономически и социально обоснованного порога, налоговое бремя приобретает угнетающий характер;
  • при любых уровнях дохода ставка налога не превышает предельно допустимого значения.

Если выразить уровень  налогооблагаемого дохода через кратность его величины относительно стоимости потребительской корзины для работающего населения , таким образом, что

,

(10)


то общий вид функции, определяющей зависимость величины ставки налога от уровня налогооблагаемого дохода, выраженного в стоимостях потребительской корзины, будет следующим:

, при  («благоприятный» участок);

(11)

, при  («ограничивающий» участок),

(12)


где:

предельно допустимая величина ставки налога ( );

безразмерные коэффициент  масштабирования ( );

величины ставок налога в процентах на «благоприятном»  и «ограничивающем» участке соответственно;

кратность соотношения  дохода и стоимости потребительской корзины для работающего населения, при которой «благоприятный» участок налоговых ставок переходит в «ограничивающий».


Тогда сумма налогового платежа будет определяться по формуле:

(13)


А сумма средств, остающихся у налогоплательщика после совершения неизбежных платежей ( ), при прогрессивной шкале налогообложения будет определяться по формуле:

(14)


или

(15)


Доля дохода, остающаяся у налогоплательщика при прогрессивной шкале налогообложения после уплаты налога ( ), определяется по формуле:

(16)


Доля дохода, остающаяся у налогоплательщика при прогрессивной  шкале налогообложения после  совершения неизбежных платежей ( ), определяется по формуле:

Информация о работе Математические модели и методы для анализа параметров налоговых систем