Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое и практическое исследование проблемы местного налогообложения и обоснование предложений и рекомендаций по ее развитию.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность, значение и виды местных налогов, раскрыть их теоретическое значение в экономическом развитии;
обосновать политическую и экономическую необходимость местного налогообложения в современном развитии Российского налогообложения;
раскрыть содержание местных налогов и сборов;
Введение 3
Сущность и функции местных налогов и сборов
Место и значение местных налогов и сборов в налоговой системе РФ 6
Земельный налог 10
Налог на имущество физических лиц 19
Понятие, функции и формирование бюджета
органов местного самоуправления 31
Правовые способы обеспечения эффективности
Установления и взимания местных налогов и сборов
Установление и введение местных налогов и сборов 34
Практика местного налогообложения за рубежом 45
Проблемы взимания местных налогов и сборов
на территории города Москвы 48
Существующие проблемы и недостатки в
законодательстве по местному налогообложению 77
Основные направления совершенствования
местного налогообложения 82
Заключение 85
Список используемой литературы 87
Содержание
Введение 3
органов местного самоуправления 31
Установления и взимания местных налогов и сборов
на территории города Москвы 48
законодательстве по местному налогообложению 77
местного налогообложения 82
Заключение
Список используемой литературы 87
Приложения 89
Введение
Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Российской Федерации ее возможностями полноценной реализации своих функций, приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств, всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе.
Для реализации данных социальных программ местное самоуправление должно обладать достаточными и стабильными источниками финансирования. Практика показывает, что доходы значительной части органов местного самоуправления не покрывают минимально необходимых расходов. Последствия таких диспропорций очевидны: от открытого гражданского протеста до маскировки налогов и сборов под иные, на первый взгляд законные, формы получения доходов.
Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.
Местные налоги и сборы наиболее приемлемы для органов управления потому, что их администрирование, в отличие от других источников доходов, находится в исключительной компетенции соответствующего органа. Этот орган уполномочен решать, в какие сроки и в каких размерах получать эти доходы и получать ли их вообще. Обеспечение реальной независимости нецентральных органов управления предполагает поступления от налогов и сборов, самостоятельно регулируемых этими органами, между тем как в настоящее время доходная база местных финансов не формирует даже минимальный бюджет.
Таким образом,
можно сделать неутешительный вывод:
на местном уровне существует проблема
недостаточности собственных
Объектом дипломной работы являются налоговые отношения на уровне местного самообразования.
Предметом исследования является совокупность местных налогов и сборов, их проявление в Российской Федерации.
Целью дипломной работы является теоретическое и практическое исследование проблемы местного налогообложения и обоснование предложений и рекомендаций по ее развитию.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды экономистов и специалистов по налогообложению, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации.
Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и выявленные резервы совершенствования местного налогообложения, могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы как в теоретическом, так и практическом плане.
НАЛОГОВ И СБОРОВ
в налоговой системе РФ
Местные налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов и сборов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.
Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные, поселковые налоги. Общий порядок установления местных налогов и сборов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов устанавливается ст. 15 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении
местных налогов
Федеративное устройство России имеет еще одну существенную особенность. Субъекты РФ – города федерального значения Москва и Санкт-Петербург – своими законами вправе устанавливать и вводить в действие не только региональные, но и местные налоги и сборы. В налоговом праве других федеративных государств аналогов этому положению нет.
В настоящее врем местные органы власти не вправе устанавливать местные налоги, не предусмотренные НК РФ. Данное положение сопоставимо с полномочиями местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей. В некоторых странах (Италия, Бельгия, Дания) у местных органов формально есть право устанавливать местные налоги, но правительство оставляет за собой право контролировать их ставки и сумму. Такой подход характерен и для федеративных государств, в которых доля местных налогов в доходах местных бюджетов обычно выше, чем в унитарных государствах.
Бюджетное устройство России и других европейских стран одинаково предусматривает, что местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в РФ этот показатель колеблется от 0,7% до 17% и зависит от специфики территорий, ее населенности и уровня развития. Поскольку доходная база местных бюджетов в России недостаточна для покрытия бюджетных расходов, остро встала проблема зависимости местных бюджетов от централизованно выделяемых средств. [21,стр. 54-57]
Современная трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.
Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики.
В новейшей истории становления налоговой системы России, которая началась с 1991 года, выделяют три этапа:
Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ», который знаменовал собой начало формирования современной отечественной налоговой системы, содержал норму, согласно которой «органы государственной власти всех уровней не в праве вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей». Иными словами, с самого начала своего становления налоговая система России формировалась на принципах фискальной централизации.
Но уже Указ Президента РФ от 22.12.1993 года «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994» фактически положил начало второму этапу – децентрализации налоговой системы. В указе предусматривалось, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы , не предусмотренные законодательством РФ, могут вводится решениями органов государственной власти субъектов РФ, местных органов государственной власти. При этом уплата налогов организациями должна производиться за счет прибыли, остающейся у них после уплаты налога на прибыль.
Субъекты РФ
и образования активно
Впрочем, вскоре Президент своим Указом от 18.08.1996 года признал утратившей силу с 1 января 1997 года упомянутую норму. Органам государственной власти субъектов РФ предписывалось отменить с 1 января 1997 года свои решения о введении дополнительных налогов и сборов, не основанные на Законе РФ «Об основах налоговой системы РФ». Органам местного самоуправления с 1 января 1997 года было предложено принять аналогичные решения в отношении введенных ими дополнительных налогов и сборов.
Нынешняя налоговая
система России централизована. Здесь,
правда, следует различать
При этом регулирование федеральными законами местных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем органа местного самоуправления РФ.
Однако законодатель органа местного самоуправления РФ может осуществлять правовое регулирование местного налога при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.
Сразу оговоримся: 2005 г. — переходный с точки зрения порядка поземельного обложения. В течение этого года порядок взимания земельного налога по-прежнему регламентировался Законом РФ от 11.10.1991 г. «О плате за землю» и соответствующими законами субъектов РФ. Порядок применения названного Закона установлен Инструкцией МНС от 21.02.2000 г. Вместе с тем с начала 2005 г. вступила в силу глава 31 НК РФ «Земельный налог», а с 2006 г. упомянутый Закон «О плате за землю» утратил силу. Предполагалось, что за 2005 г. органы представительной власти муниципальных образований примут нормативные правовые акты, устанавливающие этот налог на своих территориях, В настоящей главе мы будем рассматривать порядок поземельного обложения, основываясь на нормах НК РФ.