Местные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является теоретическое и практическое исследование проблемы местного налогообложения и обоснование предложений и рекомендаций по ее развитию.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность, значение и виды местных налогов, раскрыть их теоретическое значение в экономическом развитии;
обосновать политическую и экономическую необходимость местного налогообложения в современном развитии Российского налогообложения;
раскрыть содержание местных налогов и сборов;

Содержание работы

Введение 3
Сущность и функции местных налогов и сборов
Место и значение местных налогов и сборов в налоговой системе РФ 6
Земельный налог 10
Налог на имущество физических лиц 19
Понятие, функции и формирование бюджета
органов местного самоуправления 31
Правовые способы обеспечения эффективности
Установления и взимания местных налогов и сборов
Установление и введение местных налогов и сборов 34
Практика местного налогообложения за рубежом 45
Проблемы взимания местных налогов и сборов
на территории города Москвы 48
Существующие проблемы и недостатки в
законодательстве по местному налогообложению 77
Основные направления совершенствования
местного налогообложения 82
Заключение 85
Список используемой литературы 87

Файлы: 1 файл

местные налоги и сборы.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать, в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на их территориях.

Устанавливая  налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий плательщиков.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся:

1)  собственниками  земли (лица, являющиеся собственниками  земельных участков);

2)  землепользователями  (лица, владеющие и пользующиеся  участками на праве постоянного  (бессрочного) пользования или  на праве пожизненного наследуемого владения).

Не признаются плательщиками организации и физические лица в отношении участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им в аренду.

При этом «национальная  принадлежность» организаций и  физических лиц не имеет значения.

До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ, плательщиками земельного налога являются кооперативы и товарищества, которые представляют налоговые декларации по налогу в налоговые органы того района, на территории которого находятся участки.

Организации и  предприниматели, перешедшие на упрошенную систему обложения, являются плательщиками земельного налога. Не освобождаются от уплаты этого налога также и плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Для организаций  же, крестьянских (фермерских) хозяйств и предпринимателей, переведенных на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый   сельскохозяйственный налог)» НК РФ, уплата земельного налога вменяется уплатой единого сельскохозяйственного налога.

Учет плательщиков производится налоговыми инспекциями  ежегодно по состоянию на 1 июня.

Объектом налогообложения земельным налогом признаются названные выше права на земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Одновременно  НК РФ не признает объектом обложения  земельные участки:

  • изъятые из оборота по законодательству;
  • ограниченные в обороте по законодательству, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • ограниченные в обороте по законодательству, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • ограниченные в обороте по законодательству, в пределах лесного фонда;
  • ограниченные в обороте по законодательству, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Предметом обложения земельным налогом является земельный участок.

База обложения определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Поэтому размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщиков и устанавливается в виде стабильных платежей за земельный участок в расчете на год.

Кадастровая стоимость  участка определяется в соответствии с земельным законодательством. В настоящее время действуют три документа, регламентирующие кадастровую опенку земель: «Временные методические рекомендации по кадастровой оценке стоимости земельных участков», утвержденные Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству; «Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда РФ», а также «Методика государственной кадастровой оценки земель поселений», утвержденные Федеральной службой земельного кадастра РФ 17.10.2002 г.

База определяется в отношении каждого участка  как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января. База определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых плательщиками признаются разные лица либо установлены различные ставки.

Организации определяют базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Предприниматели определяют базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

База для  физических лиц, не являющихся предпринимателями, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими ведение земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

База уменьшается  на не облагаемую налогом сумму в  размере 10 тыс. руб. на одного плательщика  на территории одного муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий плательщиков:

  • Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с законами «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лип, принимавших в составе подразделений особого риска участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает  размер базы, определенной в отношении  участка, база принимается равной нулю.

НК РФ устанавливает особый порядок определения базы в отношении участков, находящихся в общей собственности. База определяется для каждого из плательщиков, являющихся собственниками данного участка, пропорционально его доле в обшей долевой собственности. В отношении участков, находящихся в общей совместной собственности, база определяется для каждого из плательщиков, являющихся собственниками данного участка, в равных долях.

Если при  приобретении здания, сооружения или  другой недвижимости к приобретателю в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, база в отношении данного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на участок.

Если приобретателями  названных объектов выступают несколько лип, база в отношении части участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Для организаций и предпринимателей могут устанавливаться отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются актами представительных Органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  • 0,3% — в отношении земельных участков:
  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к названным фонду и объектам) или предоставленных для жилищного строительства;
  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства:
  • 1,5% — в отношении прочих земельных участков.

Допускается также  установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель или разрешенного использования участка.

Льготы по взиманию земельного налога. (Приложение 1)

Порядок исчисления земельного налога. Налог организациям и физическим лицам исчисляется исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости земельных участков), утвержденных ставок налога и налоговых льгот.

Организации и  предприниматели исчисляют сумму  налога (авансовых платежей) самостоятельно, причем предприниматели — лишь в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. За физических же лиц, не являющихся предпринимателями, налог исчисляется налоговыми органами.

Представительный  орган муниципального образования (законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть внесение в течение налогового периода не более двух авансовых платежей для физических лиц, уплачивающих налог на основании уведомления. При этом сумма авансового платежа исчисляется как произведение базы и доли ставки в размере, не превышающем 1/2 установленной ставки, в случае установления одного авансового платежа и 1/3 ставки в случае установления двух платежей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам года, и суммами уплаченных в течение года авансовых платежей.

Плательщики, в  отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по истечении первого, второго и третьего кварталов как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости участка на 1 января текущего года.

При возникновении (прекращении) у плательщика в  течение налогового (отчетного) периода  перечисленных выше прав на участок (его долю) исчисление налога (авансового платежа) в отношении участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился у плательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения прав. Если же возникновение (прекращение) прав произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц прекращения прав.

В отношении  участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

Местные власти при установлении налога вправе предусмотреть  для отдельных категорий плательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи.

Плательщики, имеющие право на льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка. При возникновении (прекращении) у плательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на льготу исчисление суммы налога (авансового платежа) в отношении участка, по которому предоставляется право на льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на льготу, а также месяц прекращения права принимаются за полный месяц.

Информация о работе Местные налоги и сборы