Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:24, курсовая работа
Налоги играют большую роль в жизни общества и государства. Несмотря на то, что налоги существуют почти столько же, сколько существует государство, в истории человечества не было, пожалуй, еще такой налоговой системы, которая не вызывала бы критики и недовольства со стороны налогоплательщиков. При этом налогоплательщики всегда полагают налоги завышенными, государство же, всегда находясь в состоянии дефицита денежных ресурсов, постоянно находит способы их увеличения посредством увеличения налогового бремени. Для государства налоги выступают в качестве основного источника существования. Необходимо отметить, что изучение налогов и российского налогообложения — неотъемлемая составная часть современного образования.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Понятие и признаки государства
§ 1.1. Понятие и основные признаки государства
§ 1.2. Понятие и сущность налога
Глава II. Соотношение государства и налога
§2.1. Налог как признак государства
§2.2. Роль налога в современном государстве.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие и признаки государства
§ 1.1. Понятие и основные признаки государства
§ 1.2. Понятие и сущность налога
Глава II. Соотношение государства и налога
§2.1. Налог как признак государства
§2.2. Роль налога в современном государстве.
Введение
Налоги играют большую роль в жизни общества и государства. Несмотря на то, что налоги существуют почти столько же, сколько существует государство, в истории человечества не было, пожалуй, еще такой налоговой системы, которая не вызывала бы критики и недовольства со стороны налогоплательщиков. При этом налогоплательщики всегда полагают налоги завышенными, государство же, всегда находясь в состоянии дефицита денежных ресурсов, постоянно находит способы их увеличения посредством увеличения налогового бремени. Для государства налоги выступают в качестве основного источника существования. Необходимо отметить, что изучение налогов и российского налогообложения — неотъемлемая составная часть современного образования.
Любому государству
для выполнения своих функций необходимы
фонды денежных средств. Очевидно, что
источником этих финансовых ресурсов
могут быть средства, которые государство
собирает со своих "подданных" - физических
и юридических лиц.
Эти обязательные платежи, устанавливаемые
и взимаемые государством с граждан, а
также с юридических лиц называются налогами.
Таким образом, все лица, получающие доходы,
обязаны участвовать в формировании государственных
финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают
важнейшим звеном финансовой политики
государства в современных условиях.
В истории развития налогов можно выделить три крупных этапа:
На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.
На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов.
И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, т.к. на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Советские экономисты А. Соколов, М. Боголепов впервые отметили, что с помощью налогов можно стимулировать промышленность, регулировать производство, потребление, предложение, спрос, цены.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства. А именно, рассмотреть налог как один из признаков государства.
Выбранная мною тема налог как признак государства, является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Именно поэтому в
государственные стандарты
Объект исследования: является непосредственно само государство и налоги.
Предмет исследования: роль налога в современном государстве.
Цель исследования: рассмотреть налог как признак государства.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие государства;
- Обозначить признаки государства;
- Определить понятие налога;
- Сделать обзор научных трудов российских ученых о соотношении налога и государства;
- Определить роль налога в современном государстве;
- Рассмотреть вопрос - может ли государство существовать без налогов;
Методологическая основа исследования: При написании курсовой работы были использованы общенаучные методы такие как: анализ, синтез, обобщение и часто-научные, историко-правовой, формально-юридический методы.
Степень разработанности темы: Тему данного исследования можно охарактеризовать не только как слабо исследованную и недостаточно разработанную, но и, что существенней, во многом раскрываемую в свете ошибочных теоретических представлении и исторических заблуждений. К тому же имеющиеся научные разработки либо дают самое общее представление о роли налогов в современном государстве, либо касаются его отдельных сторон, т. е. носят фрагментарный характер.
Теоретические материал: были использованы труды таких авторов, как Алексеев С.С., Абдулаев М.И., Венгеров А.Б., Диаконов В.В., Ильин И.А., Пиголкин А.С., Малько А.В., Марченко М.Н., и др.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются основные положения понятие, признаки государства и налога. Во второй главе раскрывается соотношение государства и налогов, а так же роль налогов в развитии государства.
Глава I. Понятие и основные признаки государства.
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
В различных теориях происхождения государства указываются различные причины: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические; в теории насилия — военно-политические и т.д1.
За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции, в которых теоретически реконструируется государство в любых его проявлениях - причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы. Иначе говоря, ответы на вопросы - что такое государство? каким может быть определение или понятие государства? - естественно и неизбежно предполагают множественность подходов к поиску такого рода ответов.
Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами. Первое. Государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, творчества людей и общества. Оно представляет собой воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования1.
Дать определение государства, которое бы отражало все грани этого сложного общественного явления, практически не удавалось никому, хотя такие попытки предпринимались многими выдающимися философами, политиками, юристами, как в древности, так и в наши дни. Из истории политической мысли известны сотни понятий и определений государства.
В юридической литературе существует множество вариантов понятия «государство».
Проведем сравнительный анализ понятия «государство» различными учеными правоведами:
Абдулаев М.И. рассмотрел понятие государства как: «Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни». Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества)2.
Алексеев С.С. (выдающийся российский правовед, доктор юридических наук1), сформулировал понятие государства: « Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок ».
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе1.
Согласно учению Коркунова Н.М. (русский учёный-юрист, философ права, профессор, специалист по государственному и международному праву3): «Государство - есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком, посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства4 ».
По мнению Малько А.В (российский юрист, профессор, доктор юридических наук2).: - « Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества1 ».
Марченко М.Н. считал: «Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества2».
Пиголкин А.С. определил государство как: - « Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом5 ».
Многие ученые рассматривали понятие государства, как особую политическую организацию, но это только один из признаков государства.
Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
На наш взгляд можно выделить понятие государства изложенное С. В. Клименко: «Государство — это особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом подавления и управления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны4 ». Приведенное выше понятие государства содержит в себе все основные признаки государства, из чего можно сделать вывод, что данное определение универсально. или наиболее верно.
Таким образом, многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие значимые выводы:
1) государство – это продукт жизнедеятельности общества в целом;
2) государство существует в обществе, в котором есть экономика, собственность, формы сознания, личность, и др.;
3) общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство – это форма его существования;
4) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов;
5) потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства;
Рассмотрим основные
признаки государства. Традиционно в юридической литературе
чаще всего выделяют следующие признаки
государства – публичная власть, административно-
1.Наличие публичной власти. Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.