Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:24, курсовая работа
Налоги играют большую роль в жизни общества и государства. Несмотря на то, что налоги существуют почти столько же, сколько существует государство, в истории человечества не было, пожалуй, еще такой налоговой системы, которая не вызывала бы критики и недовольства со стороны налогоплательщиков. При этом налогоплательщики всегда полагают налоги завышенными, государство же, всегда находясь в состоянии дефицита денежных ресурсов, постоянно находит способы их увеличения посредством увеличения налогового бремени. Для государства налоги выступают в качестве основного источника существования. Необходимо отметить, что изучение налогов и российского налогообложения — неотъемлемая составная часть современного образования.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Понятие и признаки государства
§ 1.1. Понятие и основные признаки государства
§ 1.2. Понятие и сущность налога
Глава II. Соотношение государства и налога
§2.1. Налог как признак государства
§2.2. Роль налога в современном государстве.
Заключение
Список использованной литературы
Диаконов В.В. также не выделяет налог как признак государства, но высказывает следующую точку зрения: «Государство путем налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионного социального и медицинского страхования) - централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, то есть в интересах всего общества. Бюджет - это своеобразный фонд, обеспечивающий финансирование функционирования государства и создаваемый всеми членами общества - налогоплательщиками. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, участвовать по мере возможности в формировании государственных доходов. Государство обладает исключительной монополией принудительно и без судебного решения изымать у собственников часть имущества в централизованные денежные фонды. Собранные посредством налогов финансовые средства расходуются на выполнение государством публичных задач и функций: социальные выплаты (денежное довольствие, пенсии, стипендии, пособия и компенсации), содержание государственного аппарата, национальную оборону, правоохранительную деятельность, финансирование отраслей нематериального производства - науку, культуру, медицину, образование, промышленные инвестиции в строительство, транспорт, сельское хозяйство и т. п. Через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы общества между регионами, отдельными отраслями производства, различными категориями граждан1».
Малько А.В.( российский юрист, профессор, доктор юридических наук2) утверждает, что государство не может существовать без системы налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью3).
Морозова Л.А.( доктор юридических наук, профессор) считает, что государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением или взимание налогов. Однако налоги – только один из источников дохода государства. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас1.
Пиголкин А.С. делает вывод, что для содержания публичной власти стали необходимы средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан – налогов и податей. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ. Поэтому дань, налоги, сборы, государственный долг – все это признаки государственной власти2.
Шарце М. Г. считает, что
налогообложение также
Таким образом, было рассмотрено много мнений различных российских ученых о налоге как одного их признаков государства, на основании их мнений можно сделать вывод, что большинство ученых таких как Абдуллаев М.И., Малько А.В., Морозова Л.А. и др. выделяют налог как один их главных признаков государства, говоря о том что, государство не может существовать без налогов.
§2.2. Роль налога в современном государстве.
Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, эффективное управление которыми можно считать основой государственного управления вообще. И если признать, что государство существует для обеспечения благосостояния его граждан, то государственная власть может выбрать одну из двух стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя высокую ответственность за благосостояние его граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане сами должны заботиться о своем благосостоянии, не уповая на поддержку государства. Разные государства по-разному строят свою финансовую систему.
Налоги являются финансовым регулятором государства, который может эффективно работать. Посредством налогов можно стимулировать деятельность экономических субъектов разных отраслей, посредством налогов можно поощрять потребление, сбор, трудовую деятельность инвестиций. Вернее, государство может оказать влияние на уровень капиталовложений, вкладов, а так же на потребительский уровень, изменив налоговый коэффициент.
Пользуясь относительным уменьшением налогов, дифференциацией налоговых коэффициентов, налоговыми льготами государство способствует экономическому росту, развитию необходимых производственных отраслей, а также отстающих регионов, районов страны, поощряет расширение инвестиционной сети, модернизирует производства, малый бизнес.
Наряду с регулированием
и стимулированием
Государство осуществляет
соответствующие правовые меры в
целях повышения
Возрастает роль налогов в связи с реализацией функции перераспределения. В перераспределении национального дохода в рыночной системе налоги используются как экономический инструмент. Финансовые средства, аккумулированные в государственный бюджет посредством налогов, используются для финансирования важнейших отраслей, в особенности социального сектора, образования, здравоохранения, культуры, науки, а так же охраны окружающей среды, развития сельского хозяйства и т.д.
Таким образом, современное государство должно развиваться, а для это нужны средства, а так как налоги являются основным источником получения этих средств, то налогообложение надо контролировать. Налоги должны быть приемлемы для налогоплательщиков, но их сумма должна быть достаточна для функционирования государства.
Заключение
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Государство – это суверенная политическая организация союза людей, проживающих на одной территории, предназначенная для осуществления власти в целях установления и поддержания правопорядка в обществе, ведения общих дел.
Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
Таким образом, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:
•наличием публичной власти, (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, публичная власть — это чиновники, армия, полиция и другие учреждения);
•системой налогов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, чиновников, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
•территориальным делением (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию);
•связью с правом (государство
не может существовать без права,
так как последнее юридически
оформляет государственную
•суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
В данной курсовой работе было так же рассмотрено понятие налога, его сущность, согласно ст.8 НК РФ под налогом понимается: «Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований ».
Являясь важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней (федерального, субъектов Федерации и местных бюджетов), налоговые платежи играют важнейшую роль в стабилизации экономического и социального положения в современном государстве.
Рассмотрев различные точки зрения ученых о налоге как признаке государства, можно сделать вывод о том, что большинство ученых придерживаются мнения, что налог является одним из главных признаков государства, и лишь немногие ученые, такие как Борисов Г.А. и Диаконов В.В. чьи мнения были рассмотрены в работе не выделяют налог как признак государства, а рассматривают налог как составляющее государства, в качестве финансового обеспечения деятельности государства.
На мой взгляд, на данном этапе развития России, государство не может существовать без налога как одного из признака государства, т.к. налог составляет основную часть доходов государства и выполняет основные функции такие как фискальная функция система налогообложения удовлетворяется необходимые общенациональные потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств4.
если рассматривать налог как признак государства, то
налог стоит рассматривать не как признак государства, а как один из способов формирования бюджетов государства.
В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства должно всегда сопровождаться преобразованием налоговой системы.
Налоги связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, т.к. обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.
Налоги должны
соответствовать особенностям страны,
стадии экономического развития. Ведь
они являются важной «кровеносной артерией»
государственной бюджетно-
Список использованной литературы:
Нормативно- правовые документы:
1.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993// Российская газета. 25 декабря 1993. N 7.
2.Налоговый Кодекс РФ от 07.1998 N 146-ФЗ. "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998.
Литература:
1.Абдулаев М.И. Правоведение. Учебник./М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004.С.10.
2.Алексеев С.С. Архипов С.И. и др. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005. С.100.
3.Борисов Г.А.Теория государства и права : учебник, Белгород :Изд-во БелГУ, 2007.С.60
4.Демин, А.В. «Налоговое право России». Красноярск: Юридический институт, 2006г.