Налог как принак государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Налоги играют большую роль в жизни общества и государства. Несмотря на то, что налоги существуют почти столько же, сколько существует государство, в истории человечества не было, пожалуй, еще такой налоговой системы, которая не вызывала бы критики и недовольства со стороны налогоплательщиков. При этом налогоплательщики всегда полагают налоги завышенными, государство же, всегда находясь в состоянии дефицита денежных ресурсов, постоянно находит способы их увеличения посредством увеличения налогового бремени. Для государства налоги выступают в качестве основного источника существования. Необходимо отметить, что изучение налогов и российского налогообложения — неотъемлемая составная часть современного образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Понятие и признаки государства
§ 1.1. Понятие и основные признаки государства
§ 1.2. Понятие и сущность налога
Глава II. Соотношение государства и налога
§2.1. Налог как признак государства
§2.2. Роль налога в современном государстве.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ окночательный вариант.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Публичная власть как  признак, раскрывает государство, прежде всего, как совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые  осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть как  признак государства называется публичной по следующим основаниям:

─  она выступает  и действует всегда (на официальном уровне – монарх, президент, парламент) от имени общества, народа, нации;

─  по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует и призвана действовать в интересах общества;

─  она открыта и  доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

Таким образом, публичная  власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.

2. Административно-территориальная организация страны.

Административно-территориальная  организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Что касается территории, то на примере России её понятие раскрывается в ч. 1 ст. 67 Конституции России: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними1

Таким образом, можно  сделать следующий вывод: распространение  государственной власти, только на население, проживающее в рамках определенной страны, неизбежно влечет её деление на административно-территориальные единицы (края, области, округа и т.д.). Смысл такого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организации государственной власти управления на занимаемой территории. В отличие от цивилизованного в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от их принадлежности к тому или иному роду, племени, семье, то есть основывалась на кровнородственных связях.

3. Государственный суверенитет. Суверенитет, как признак государства, означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам.

Как политико-правовое явление суверенитет свойственен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, например, монарху, президенту, правительству, судье, и т.д.

Государственный суверенитет  – независимость государственной  власти от всякой другой власти (политической и идеологической) внутри страны и вне её, выраженная в её исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Государственный суверенитет  имеет две стороны:

─  внутреннюю сторону  – исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

─  внешнюю сторону  – самостоятельность и независимость  во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом.

4. Налоги. Составляют один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. 

5.Правотворчество. Только государство в лице соответствующих органов, может издавать законы и иные правовые акты, обладающие наивысшей силой по отношению ко всем другим актам (договоры, соглашения, заключаемые физическими и юридическими лицами, общественными организациями)2.

6. Государственная  символика - герб, флаг, гимн. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства.

7.Государственный язык. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе.

Таким образом, содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным. Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные стороны государства.

 

 

 

 

 

§ 1.2. Понятие  и сущность налога.

В юридической литературе имеются различные подходы к определению налога. Современные авторы также по-разному рассматривают понятие «налог», имеющее как экономическое, так и юридическое значение.

В п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, содержится определение налога: «Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований1».

Налог, в том  смысле, в котором он был рассмотрен выше, включает в себя понятие сбора. Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)2.

Хотя сбор, в отличие от налога, возмездный платеж, но и он используется государством для формирования собственных доходов, а следовательно, имеет ту же правовую природу, что и налог. Также относится к этой категории и государственная пошлина, которая является платой за оказание плательщику каких-либо услуг.

Рассматривая  налог более детально, можно выделить следующие его признаки:

- законность установления и введения;

- обязательность  налоговых платежей и возможность  принуждения со стороны государства за нарушение налоговых норм;

- безвозмездность;

- отчуждение  собственности при уплате;

- абстрактность  налоговых платежей;

- внесение платежей  в бюджет1;

Сущность налога состоит  в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих юридическим и физическим лицам части денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть средств для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться  по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом, по мнению Конституционного Суда РФ, взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности2.

Рассмотрим признаки налога подробнее.

1. Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.

Налоги не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение всегда носит  безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых льгот, переплаты  налога или неправомерного взыскания  недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.

Возникновение и исполнение налоговой обязанности не основано на соглашениях государства с  налогоплательщиком и тем более  не зависит от индивидуального усмотрения последнего. В сфере налогообложения господствует императивный метод правового регулирования, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называется методом субординации или властных предписаний. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. "О налогах не договариваются" - известная аксиома налогового законодательства. Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной уплаты налоговых платежей.

2. Индивидуальная безвозмездность. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. "Налог обязывает вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в будущем". Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора  предполагает встречные действия государства  в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий.

3. Денежная  форма. НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. Действующее законодательство не предусматривает какие-либо натуральные формы уплаты налога. Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.

4. Публично-нецелевой  характер. Налоговые платежи - безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.3

 

 

 

 

 

 

Глава II. Соотношение государства и налога.

§ 2.1. Налог как признак государства.

Рассмотрим различные  научные точки зрения российских ученых о налоге как признаке государства.

По мнению Абдулаева  М.И.( доктор юридических наук1 ), государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения2.

Борисов Г.А. не выделяет налог как один из признаков государства, но в своем учебнике «Теория государства  и права», считает, что государство через политику налогообложения ограничивает сверхприбыли, участвует в ценообразовании, ведёт кредитную политику, ищет оптимальные формы взаимодействия с институтами гражданского общества, разнообразие и разнополярность интересов приводит к согласованию, а общество в целом – к равновесию3».

Информация о работе Налог как принак государства