Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы считается изучение методик проведения налогового контроля за надлежащим исполнением налоговых обязанностей по налогу на добавленную стоимость, и законодательной базы, на которую основывается деятельность налоговых органов по проведению проверок в организациях. Для достижения поставленной цели необходимо решетить следующие задачи:
изучить методику проведения налогового контроля по налогу на добавленную стоимость по ставке 18 %;
ознакомиться с формами проведения налогового контроля по налогу на добавленную стоимость;
определить сущность, цели и задачи налогового контроля;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО НДС.docx

— 109.96 Кб (Скачать файл)

Путем детального рассмотрения ведомостей продажи представляется возможным выяснить, в частности, такие факты, когда суммы, поступившие по частично оплаченным счетам, относятся не на счета реализации, а на счета расчетов с покупателями, а также установить отдельные ошибки и неточности расчета размера НДС.

Например, каждой сумме выручки должна соответствовать сумма НДС. При отсутствии суммы НДС следует выяснить причину.

3. Проверка правильности применения налоговых вычетов по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке.

При проверке правильности применения налоговых  вычетов проверяющему необходимо обратить внимание на следующие факторы:

    1. приобретенные товары (работы, услуги) должны быть предназначены для осуществления производственной деятельности;
    2. приобретенные товары (работы, услуги) должны быть фактически оплачены;
    3. приобретенные товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет у налогоплательщика;
    4. данные товары (работы, услуги) должны обязательно иметь счет-фактуру, оформленный в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ и зарегистрированный в установленном порядке в журнале полученных счетов-фактур и книге покупок;
    5. факт совершения и законность сделки купли-продажи.

Налогоплательщик  не имеет права на вычет налога в случае, если указанные факторы не подтверждаются надлежаще оформленными первичными документами.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.

При выявлении  сомнительных сделок необходимо обратить особое внимание на правильность и полноту оформления документов в соответствии с действующим нормативным актам, при этом вычет не производится.

Один  из важнейших вопросов проверки обоснованности налоговых вычетов — проверка наличия счетов-фактур и правильность их оформления в книге покупок и продаж.

В первую очередь подвергаются проверке счета-фактуры  от поставщиков, с которыми данный налогоплательщик ранее не имел хозяйственных связей, с неразборчивым написанием ИНН  и других реквизитов счета-фактуры, при приобретении продукции, не соответствующей профилю деятельности данного налогоплательщика, оплата по которым производится наличным путем или безденежными формами расчетов.

4. Проверка обоснованности освобождения от уплаты НДС.

В НК РФ определены общие требования при  освобождении операций на территории РФ:

1. Раздельный учет.

2. Требование лицензирования.

Требование  раздельного учета облагаемых и  необлагаемых операций содержится в п. 4 ст. 149 НК РФ.

Раздельный  учет операций (их доходной и затратной  части) предполагает их соответствующее  оформление в бухгалтерских регистрах, документах налогового учета (книгах покупок, книгах продаж), а также в соответствующих  юридических документах (договорах, соглашениях, актах и т.д.).

Отсутствие  раздельного учета на предприятии  служит основанием для вывода:

    1. о неправомерности использования льгот по НДС;
    2. завышении себестоимости на сумму НДС;
    3. завышении НДС к возмещению.

Пунктом 5 ст. 149 НК РФ предусмотрена возможность  отказа от применения льготы в отношении  операций, освобождаемых от налогообложения, на основе подачи заявления в налоговый орган, при этом отказ от освобождения должен быть полным, т.е. применяться в отношении любых контрагентов.

Одним из заключительных вопросов проверки является проверка правильности применения налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога.

    1. Методы налогового контроля по НДС

Метод налогового контроля — это конкретный способ, прием проверки законности хозяйственных операций, правильности их отражения в документах, обнаружения правонарушений и преступлений.

В отличие от форм налогового контроля методы контроля присутствуют в НК РФ в неявной форме. При  их применении обязательно должны соблюдаться  правовые нормы, в противном случае акт налоговой проверки не имеет  законной силы.

Методы налогового контроля можно группировать по определенным признакам: степени однородности применяемых приемов, их трудоемкости, требованиям к квалификации проверяющих, возможностям автоматизации.

В соответствии с этими  критериями методы можно разделить  на несколько групп:


 



 

 

Схема 4. Методы налогового контроля

В группу методов документального  контроля включаются две основные подгруппы.

    1. к организационно-правовым методам относятся:
      • истребование документов и выемка документов. Они зафиксированы в НК РФ, носят правовой характер и представляют собой процессуальные действия сотрудников налоговых органов по обеспечению представления документов;

2) к собственно методам документального контроля относятся приемы, основанные на изучении документа как такового:

    • проверка соблюдения правил составления, достоверности и подлинности документа;
    • нормативная проверка;
    • арифметическая (счетная) проверка документов и учетных регистров;
    • сличение документов с учетными записями;
    • изучение обоснованности бухгалтерских проверок.

Методы документального контроля играют основную роль при проведении контрольно-проверочных мероприятий. Они относительно трудоемки, требуют знания законодательства, бухучета, к ним трудно применить автоматизацию.

Группа методов фактического контроля объединяете себе методы, связанные с контролем результатов финансово-хозяйственной деятельности и выполнением налогоплательщиком его обязанностей по полному, точному исчислению налогов и своевременному их перечислению в бюджет. Применение данной группы методов характеризуется тем, что количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы и другими способами аналогичного содержания.

Эта группа включает в себя следующие  основные методы:

1) инвентаризация имущества налогоплательщиков (наличных денег, ценных бумаг, расчетов);

2) экспертиза (экспертная оценка): экспертиза качества материальных ценностей, достоверности документов, экспертное исследование подлогов;

3) привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля;

4) проверка объемов выполненных работ (проверка фактического объема оплаченных работ);

5) встречная сверка и взаимная сверка (сопоставление) документов;

6) контрольный запуск сырья и материалов в производство;

7) лабораторный анализ качества сырья и материалов;

8) контрольная закупка.

Методы фактического контроля очень  трудоемки, требуют специфических  знаний (отраслевых особенностей), их автоматизация практически невозможна.

Выделяются две группы расчетно-аналитических методов, применяемых в ходе осуществления налоговых проверок:

1) вспомогательные;

2) нетрадиционные (косвенные).

Вспомогательные носят вторичный  характер по отношению к документальным и фактическим методам налогового контроля и направлены на комплексное  изучение и исследование финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта в целях выявления налоговых правонарушений и преступлений. Непосредственно на основе вспомогательных методов нельзя рассчитать налоговую базу. (Косвенные методы: контроль ценообразования налоговыми органами, методы внешнего и внутреннего сопоставительного анализа деятельности предприятия, метод анализа собственного капитала и др. рассматриваются в темах, посвященным зарубежным странам.)

В группу вспомогательных методов  входят следующие:

-  технико-экономические расчеты;

-  нормативное (контрольное) сличение;

-  группировка и обобщение;

- логическая оценка сведений, содержащихся в документах;

-  экономический анализ плановых, фактических и отчетных

данных.

Расчетно-аналитические методы также  очень трудоемки, требуют высокой  квалификации, навыков аналитической работы, их возможно автоматизировать. Главная цель информативных методов налогового контроля состоит в получении дополнительной информации в развитие первых трех групп. К ним относятся:

- истребование письменных справок и объяснений налогоплательщика;

- инструктирование налогоплательщиков и разъяснение действующего законодательства.

Информативные методы требуют знания документации, опыта работы с людьми, их автоматизация возможна.

    1. Исковое заявление о взыскании налоговых санкций
  1. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Налоговым Кодексом.
  2. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
  3. В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения.
  4. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.
  5. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
  6. В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
  7. Правила настоящей статьи применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

1.5 Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие  их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых  органов могут быть обжалованы в  порядке, предусмотренном федеральным  законодательством.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных  лиц могут быть обжалованы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную  или последующую подачу аналогичной  жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 НК РФ.

Судебное обжалование актов (в  том числе нормативных) налоговых  органов, действий или бездействия  их должностных лиц организациями  и индивидуальными предпринимателями  производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд  в соответствии с арбитражным  процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в  том числе нормативных) налоговых  органов, действий или бездействия  их должностных лиц физическими  лицами, не являющимися индивидуальными  предпринимателями, производится путем  подачи искового заявления в суд  общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании  в суд неправомерных действий государственных органов и должностных  лиц.

В случае обжалования актов налоговых  органов, действий их должностных лиц  в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном  соответствующим процессуальным законодательством  Российской Федерации.

В случае обжалования актов налоговых  органов, действий их должностных лиц  в вышестоящий налоговый орган  по заявлению налогоплательщика (плательщика  сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

    1. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Мерой ответственности  за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция. Налоговые  санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость