Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на добавленную стоимость. Для достижения поставленной в контрольной работе цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать налог на добавленную стоимость как инструмент налогового регулирования экономики;
рассмотреть организацию учета расчетов с бюджетом по НДС;
изучить порядок исчисления и уплаты налога на предприятии;

Файлы: 1 файл

НДС.docx

— 54.26 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Налог на добавленную стоимость – наиболее распространенный налог на товары и  услуги в системах налогов различных  стран.

Основой взимания налога на добавленную стоимость, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая  на всех стадиях производства и обращения  товаров. Это налог традиционно  относят к категории универсальных  косвенных налогов, которые в  виде своеобразных надбавок взимается  путём включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения  на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Налог на добавленную стоимость является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога, с размером полученной налогоплательщиком выручки через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах.

            Актуальность выбранной темы контрольной работы определяется тем, что налог на добавленную стоимость стабильно занимает первые места по уровню собираемости налогов в бюджет.

В начале 90 - х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, является налог на добавленную стоимость, введённый с 1992 года, и с тех пор идут дискуссии о методах его исчисления и составе облагаемого оборота. НДС фактически заменил прежний налог с оборота и налог с продаж, превзойдя их по роли и значению в доходах в бюджет. В отличие от налога с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости, так что налоговые платежи поступают более равномерно.

Для понимания  принципов построения налога на добавленную  стоимость в контрольной работе требуется, прежде всего, изучить законодательную базу - закон, инструкцию, различные изменения и дополнения к этим документам - относящуюся к данному вопросу и выяснить ряд основных проблем. Для раскрытия структуры налога требуется выяснить такие вопросы, как субъекты и объекты обложения налогом на добавленную стоимость, принципы определения налогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, порядок его исчисления и некоторые другие.

Целью настоящей  контрольной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на добавленную стоимость.

Для достижения поставленной в контрольной работе цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать налог на добавленную стоимость как инструмент налогового регулирования экономики;
  • рассмотреть организацию учета расчетов с бюджетом по НДС;
  • изучить порядок исчисления и уплаты налога на предприятии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  УЧЕТА  НАЛОГА  НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

1.1. Сущность НДС и его роль в налоговой системе России

Налог на добавленную стоимость  относится к косвенным налогам, которые занимают одно из основных мест в отечественной налоговой  системе. К ним относятся также акцизы и таможенные платежи.

В мировой налоговой практике впервые  НДС стал взиматься во Франции. Схема  его взимания была описан; М. Лоре в 1954 г., а в налоговую систему Франции полностью он был введен в 1968 г., который заменил функционирующий на тот период в стране налог с оборота.

НДС, по состоянию на конец 2011 года, взимается в 156 странах мира, , в том числе почти во всех развитых. Количество стран-приверженцев НДС растёт, так как в 2000 году этот налог применялся лишь 123 странах. Часто НДС называют "европейским" налогом, отдав должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса.

В Российской Федерации НДС взимается  с 1 января 1992 г. на основании Закона РФ от 6 декабря 1991 г. №19921 "О налоге на добавленную стоимость". С 2011 года механизм исчисления и уплаты данного налога регулируете гл. 21 части второй НК РФ и другими законодательными актами о налогах и сборах.

В 1992 г., когда был введен НДС, налог исчислялся по единой ставке 28 процентов. Такая величина была продиктована необходимостью компенсировать выпадающие доходы бюджета вследствие отмены налога с оборота. Однако в условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы (происходило постоянное снижение объемов производства в натуральном выражении) и развивающейся инфляцией ставка налога оказалась чрезмерно высокой для отечественных товаропроизводителей. В целом ставка НДС в 28% просуществовала недолго. Уже в марте 1992 г. было принято решение о введении пониженной ставки 15% по некоторым продовольственным товарам (хлеб, молоко, растительное масло и др.). С 01.01.93 г. ставка налога снижается до 20%, а по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей она устанавливается в размере 10%. Начиная с 01.01 2004 года, НДС исчисляется по следующим ставкам 18; 10 и 0 процентов.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в  себя НДС по ставкам 18 или 10%, применяются  расчетные ставки.

НДС по экономическому содержанию представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения, определяемой как разница между  стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он имеет универсальный  характер, поскольку взимается практически  со всех товаров, работ, услуг в течение  всего кругооборота товаров от предприятия  до магазина. Причем каждый промежуточный  участник этого процесса является плательщиком данного налога.

НДС это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают  лишь в качестве сборщиков данного  налога, т.к. он устанавливается в  виде надбавки к цене или тарифу, которая оплачивается конечным потребителем.

Взимание налога осуществляется методом  частичных платежей. На каждом этапе  технологической цепочки производства и обращения товара налог равен  разнице между налогом, взимаемым при продаже и при покупке.

Таким образом, налоговые платежи  тесно связаны с фактическим  оборотом материальных ценностей, и  его величина изменяется пропорционально  росту величины объекта обложения, а ставки при этом остаются неизменными. Применение той или иной ставки зависит  от того, что является объектом налогообложения.

В России в объект налогообложения  включены суммы, не имеющие отношения  к добавленной стоимости: суммы  штрафов, акцизные надбавки и др. Из этого следует, что название налога и механизм его исчисления противоречат его экономическому определению. Налог  на добавленную стоимость в РФ ориентирован на повсеместный и всеобъемлющий  охват результатов товарообменных операций, чем объясняется его  чрезвычайно высокое фискальное значение.  Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

 Средства, поступающие от НДС,  позволяют решать задачи самого  различного уровня.

Таким образом, являясь по существу налогом на потребление, НДС обеспечивает регулярное поступление финансовых средств в казну государства и позволяет охватить все сферы производства и реализации валового внутреннего продукта.

 

1.2. Налогоплательщики: постановка  и освобождение от НДС

 

Условно всех плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС) можно  разделить на две группы:

1) налогоплательщики "внутреннего" НДС, т.е. уплачиваемого при реализации товаров, работ, услуг на территории РФ;

2) налогоплательщики "ввозного" НДС, т.е. уплачиваемого на таможне при ввозе товаров на территорию РФ.

По своему составу эти две  группы отличаются. Кроме того, группа налогоплательщиков "ввозного" НДС  больше, чем группа налогоплательщиков "внутреннего" НДС.

Если НДС на таможне платят все  организации и предприниматели (исключение составляют лица, которые в связи с организацией и предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи), то НДС по операциям внутри РФ платит только часть организаций и предпринимателей.

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются ( статья 143 НК РФ):

  • организации,
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ;
  • иностранные организации, реализующие товары на территории РФ.

Не являются плательщиками НДС:

  • организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. В городе Сочи;
  • иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета;
  • филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета.

Также не признаются налогоплательщиками НДС организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации (в том числе по осуществлению официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи), осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией, в течение периода проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. В городе Сочи.

Кроме того к категории неплательщиков НДС также относятся организации  и предприниматели:

  • применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • применяющие упрощенную систему налогообложения;
  • применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Постановка  на учет в качестве плательщика НДС  происходит автоматически при общей  постановке организации или предпринимателя  на учет в порядке, предусмотренном  налоговым законодательством. В  настоящее время положения гл. 21 НК РФ не предусматривают каких-либо специальных правил постановки на учет для плательщиков НДС.

При этом для иностранных компаний - плательщиков НДС установлена следующая особенность  уплаты налога. Иностранная организация, которая имеет в России несколько  обособленных подразделений, может  выбрать одно подразделение, через  которое будет представлять налоговые  декларации и уплачивать налог в  целом по операциям всех российских подразделений. О своем выборе организация  должна письменно уведомить налоговые  органы по месту нахождения всех обособленных подразделений.

Налоговым кодексом РФ также предусмотрены  случаи, в которых организации  и предприниматели могут освобождаться  от исполнения обязанностей плательщиков НДС. При этом освобождение предоставляется при соблюдении определенных условий и на определенный срок. Также освобождение действует только в отношении уплаты "внутреннего" НДС.

 

 

1.3. Объект налогообложения и принципы  формирования налоговой базы

 

Налог на добавленную стоимость рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно, за исключением следующих случаев:

  • при аренде государственного и (или) муниципального имущества;
  • при реализации на территории РФ товаров иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
  • при реализации конфискованного имущества;
  • при реализации товаров, принадлежащих иностранным гражданам, не состоящим на учете в налоговых органах на территории РФ. 
    В перечисленных случаях налог удерживается и перечисляется налоговым агентом.

Объектом обложения являются следующие  операции (статья 146 НК РФ):

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе и реализация залога, передача товаров по соглашению о предоставлении отступного, а также передача имущественных прав;

Доказательством осуществления реализации товаров, работ, услуг и имущественных  прав являются документы, которые свидетельствуют  о совершении хозяйственных операций, т.е. договоры, акты, счета, платежные  документы.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость