Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 21:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Для реализации поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
- рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;
- проанализировать динамику поступления налога по данным ФНС России и по данным УФНС России по Республике Башкортостан.
- рассмотреть пути улучшения взимания налога на добычу полезных ископаемых.
Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.
В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ископаемые являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны играть роль регулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредного воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.
В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.
Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.
Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Для реализации поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
- рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;
- проанализировать динамику поступления налога по данным ФНС России и по данным УФНС России по Республике Башкортостан.
- рассмотреть пути улучшения взимания налога на добычу полезных ископаемых.
Объектом исследования является динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых по данным ФНС России и по данным УФНС России по Республике Башкортостан.
Предметом исследования теоретические аспекты исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, Федеральные законы, статистические данные ФНС России и УФНС России по Республике Башкортостан, справочно-правовые системы, учебные пособия российских авторов.
Методическую базу исследования составляют совокупность следующих методов: теоретический метод, метод сравнения, методы экономико-статистического анализа и графический метод.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и других источников информации, приложений. В первой главе изучены теоретические аспекты исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых, во второй главе проанализирована динамика поступления НДПИ за 2010-2011гг., в третьей главе рассмотрены пути улучшения взимания НДПИ.
Объем работы составляет 30 страниц (без учета приложений).
Глава 1. Теоретические аспекты порядка исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых
1.1. История развития налога на добычу полезных ископаемых
До введения главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ "О недрах". Существовало 4 вида платежей:
-платежи за добычу
полезных ископаемых;
-платежи за проведение поисковых и разведочных
работ;
-платежи за пользование недрами в целях,
не связанных с добычей полезных ископаемых,
в том числе для строительства и эксплуатации
подземных сооружений.
Основным документом по вопросу исчисления и уплаты платежей за пользование недрами являлась инструкция "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", изданная тремя министерствами и ведомствами. Платежи за недра при добыче исчислялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы.
За добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь платежи взимались в двойном размере. Предусматривалась возможность применения понижающего коэффициента в том случае, если налогоплательщик реализовал не собственно добытое полезное ископаемое, а продукты его передела. От вида полезного ископаемого зависел и порядок распределения платежей между уровнями бюджетной системы.
Порядок расчета платежей за поисково-разведочные и иные работы, связанные с пользованием недрами после 1 января 2002 г., практически не изменился, сейчас эти платежи называются регулярными платежами за пользование недрами.
Третий платеж - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) исчислялись с той же налоговой базы, что и платежи за добычу, но имели целевой характер. Они зачислялись в федеральные и региональные целевые бюджетные фонды и использовались на мероприятия по геологическому изучению недр. Расчет отчислений производился в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" и инструкцией Госналогслужбы России от 31 декабря 1996 г. N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". Обложению подлежала стоимость не собственно добытых полезных ископаемых, а первого товарного продукта, произведенного из них.
И последний вид платежа
при пользовании недрами - акцизы. Акцизами
облагались три вида минерального сырья:
нефть и стабильный газовый конденсат,
а также природный газ. Порядок исчисления
и уплаты акцизов регулировался Федеральным
законом от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 "Об акцизах",
а с 1 января 2001 г. - главой 22 НК РФ "Акцизы".
Нефть и стабильный газовый конденсат
облагались по специфическим (твердым)
ставкам, установленным в рублях за 1 тонну
добытого минерального сырья. По природному
газу акциз исчислялся в зависимости от
его стоимости
Федеральным законом
от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений
и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской
Федерации, а также о признании утратившими
силу отдельных актов законодательства
Российской Федерации» с 1 января 2002 г.
введена в действие гл. 26 НК РФ «Налог на
добычу полезных ископаемых». Указанной
главой в налоговую систему Российской
Федерации взамен трех действующих налогов
(плата за пользование недрами, отчисления
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы и акциз на нефть и стабильный газовый
конденсат) вводится новый налог на добычу
полезных ископаемых.
С введением данного налога утрачивает силу федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 224-ФЗ «О ставках отчислений на ВМСБ», исключается подпункт «3» п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992г. «О недрах».
Главой 26 НК определен порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, который основывается на действующем порядке исчисления всех трех перечисленных выше налогов, но вместе с тем имеет значительные отличия.
В 1992-2001 гг. существовали обязательные платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые отменены с 2002 г. Схемы уплаты по этим налогам были нечувствительны к изменениям мировой конъюнктуры, что выражалось в достаточно невысоких бюджетных поступлениях — около 2,5% доходов консолидированного бюджета. С введением НДПИ с 1 января 2002 г. был также отменен акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.
Введение НДПИ преследовало
сразу две цели: во-первых, увеличение
поступлений в бюджет при высоких ценах
на нефть и, во-вторых, создание условий
для повышения собираемости этого налога.
Первая цель была достигнута достаточно
просто - размер ставки налога был поставлен
в прямую зависимость от мировых цен на
нефть. Для стимулирования легализации
объемов добытой нефти правительство
использует право предоставления доступа
к трубопроводному транспорту. Таким образом,
возможность экспортировать сырье в определенной
степени зависит от объема уплаченных
налогов.
Федеральным законом
от 08.08.01 № 126-ФЗ «О внесении изменений
и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской
Федерации, а также о признании утратившими
силу отдельных актов законодательства
Российской Федерации» (далее — Закон
№ 126-ФЗ) введена в действие глава 26 «Налог
на добычу полезных ископаемых» НК РФ.
Названной главой (в соответствии с п.
1 ст. 17 НК РФ) определены налогоплательщики
и необходимые элементы налогообложения,
к которым относятся, в частности, налоговая
база (ст. 338), налоговая ставка (ст. 342), порядок
исчисления и уплаты данного налога (ст.
343).
Сумма налога по добытым полезным ископаемым, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Закон № 126-ФЗ с рассмотренными выше положениями главы 26 НК РФ установил в отношении нефти и газового конденсата временно, на период с 1 января 2002 г. до 31 декабря 2006 г., иной порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, основанный на иной налоговой базе и на иной налоговой ставке. Согласно ст. 5 Закона № 126-ФЗ сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки — твердой (специфической) ставки, то есть в абсолютной сумме на единицу измерения (которая при добыче нефти и газового конденсата составляет 340 р. за тонну), исчисленной с учетом коэффициента, и величины налоговой базы, которая в соответствии с этой статьей определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Данная норма Закона № 126-ФЗ изменяет соответствующие положения главы 26 НК РФ, касающиеся налоговой базы, налоговой ставки и порядка исчисления и уплаты налога. При этом необходимо подчеркнуть, что эти изменения приняты в нарушение таких основных положений НК РФ, как:
- федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только НК РФ (п. 5 ст. 3);
- налоговая база и порядок
ее определения, а также налоговые
ставки по федеральным
налогам устанавливаются только НК РФ
(п. 1 ст. 53).
Таким образом, начиная с 1 января 2002 г. действуют параллельно два различных порядка исчисления одного и того же налога при добыче нефти, урегулированные двумя не увязанными между собой нормативными правовыми актами: Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.08.01 № 126-ФЗ. В результате этого налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых, а также и налоговые органы оказались в двусмысленном в правовом отношении положении.
Уже в 2002 г. от Минэнерго России неоднократно исходили предложения о том, что необходимо незамедлительно внести изменения и дополнения в главу 26 НК РФ в части дифференциации ставки НДПИ в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий разработки месторождений нефти и газа. По оценке Минэнерго, замена роялти, налога на ВМСБ и акциза на нефть и газ налогом на добычу полезных ископаемых увеличила налоговое бремя в два раза, а общая налоговая нагрузка в 2002 г. увеличилась на 6—7 процентных пунктов.
В 2003 г. правительство объявило о продолжении налоговой реформы. При этом резерв для пополнения бюджета, для снижения налогов, для стимулирования экономического роста правительственные чиновники увидели в увеличении налоговой нагрузки на нефтяную отрасль, понимая, что далеко не полностью используются преимущества благоприятной мировой конъюнктуры.
1.2. Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации [1, с.609].
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.
Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.