Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 21:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Для реализации поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
- рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;
- проанализировать динамику поступления налога по данным ФНС России и по данным УФНС России по Республике Башкортостан.
- рассмотреть пути улучшения взимания налога на добычу полезных ископаемых.
Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 480,8 млрд. рублей, что на 39,7% больше, чем в 2010 году.
Рисунок 4 - Поступления доходов в федеральный бюджет
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%, НДС - 39% и налога на прибыль – 8%.
Рисунок 5 - Структура доходов федерального бюджета
В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 году поступления составили 5 239,1 млрд. рублей, что на 16,7% больше, чем в 2010 году.
Формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 году на 88% обеспечили налог на прибыль - 37%, НДФЛ - 38% и имущественные налоги - 13%. По сравнению с 2010 годом совокупная доля указанных налогов не изменилась.
2.2. Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых по данным УФНС России по Республике Башкортостан
Республика входит в десятку крупнейших регионов, обеспечивающих свыше 85,0% налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет.
Исполнение консолидированного бюджета Республики Башкортостан по доходам составило 135,4 млрд. рублей, или 113,1% к уровню 2010 года, с выполнением годового плана на 102,8%. По поступлениям налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты республика устойчиво занимает 11-е место среди регионов Российской Федерации и 2-е место в Приволжском федеральном округе.
Рисунок 6 – Динамика поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации на территории Республики Башкортостан, в млрд. руб
Рисунок 7 – Динамика поступления налогов за 2010-2011 гг, в млрд. руб
Наиболее значительная часть поступлений в федеральный бюджет приходится на налог на добычу полезных ископаемых – около 55% или 48 628 млн. рублей. Для этого же налога характерен наиболее значительный рост (на 53 процента), что связано с динамикой мировых цен на нефть, от которых зависит ставка налога на добычу нефти (Рисунок 7).
Свыше 29 процентов поступлений в федеральный бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, сумма которого в 2011 году составила 25 924 млн. рублей. По сравнению с 2010 годом поступления налога увеличились незначительно (на 1 процент), и это связано с возмещением налога, произведенного в соответствии с налоговым законодательством.
Сумма администрируемых доходов зачисленных в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в 2011 году составила 84 559 млн. рублей, с ростом по сравнению с 2010 годом на 14,7 процента.
Наиболее значительная доля этой приходится на налог на доходы физических лиц, который поступил в объеме 33 567 млн. рублей. По сравнению с 2010 годом сумма налога увеличилась на 12,5 процента, что соответствует темпу роста фонда заработной платы по республике. Существенная часть доходов консолидированного бюджета республики приходится на налог на прибыль организаций (36%) или 30 414 млн. рублей, что составило 124,9 процента к уровню 2010 года. Основой для стабильного поступления этого налога является прибыльная работа предприятий республики.
За счет имущественных налогов в 2011 году обеспечено около 12 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета республики. Они поступили в объеме 10 033 млн. рублей. По сравнению с 2010 годом произошло снижение поступлений (на 1,9 процента), что связано с изменением налогового законодательства, в частности – с изменением сроков уплаты этих налогов физическими лицами.
В связи с увеличением поступлений
в 2011 году налоговыми органами республики
было обеспечено выполнение параметров
бюджетов всех уровней. Показатели федерального
бюджеты выполнены на 105,6 процента. Выполнение
бюджета Республики Башкортостан в части
доходов, администрируемых налоговыми
органами, составило 103,3 процента.
Глава 3. Пути улучшения взимания налога на добычу полезных ископаемых
В трехлетней перспективе 2013 - 2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа).В течение 2011 года в главу 26 Кодекса были внесены следующие изменения:1. Ставки НДПИ при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья были установлены в следующих размерах:на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно в размере 509 рублей за одну тысячу кубических метров добытого газа,на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 582 рубля,начиная с 1 января 2014 года - 622 рубля.При этом для налогоплательщиков, которые в течение налогового периода не являются собственниками объектов Единой системы газоснабжения и (или) организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов, были установлены понижающие коэффициенты к указанным ставкам: на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно - 0,493, на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 0,455, а начиная с 1 января 2014 года - 0,447.2. В отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья была установлена специфическая ставка НДПИ (в рублях за единицу количества добытого полезного ископаемого) в следующих размерах:на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно в размере 556 рублей за одну тонну добытого газового конденсата,на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - в размере 590 рублей,начиная с января 2014 года - в размере 647 рублей.3. Был установлен понижающий коэффициент к базовой ставке НДПИ при добыче нефти на участках недр с начальными извлекаемыми запасами нефти до 5 млн.тонн.4. Были установлены нулевые ставки НДПИ в отношении следующих полезных ископаемых:- газ горючий природный, используемый при разработке месторождений углеводородов с применением технологии сайклинг-процесса;- газ горючий природный, использованный для производства сжиженного природного газа, добытого на участках недр, расположенных полностью или частично на территории полуострова Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, а также газового конденсата, добытого совместно с указанным газом до достижения определенного накопленного объема их добычи при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает определенного количества лет, начиная с 1-го числа месяца, в котором начата добыча газа горючего природного, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа и добываемого совместно с ним газового конденсата;- нефть, добытая на участках недр, расположенных севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого АО, и на участках недр, расположенных полностью или частично в Черном и Охотском морях, до достижения определенного объема накопленной добычи нефти при соблюдении определенных сроков разработки этих участков недр.5. Порядок уменьшения суммы НДПИ, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан) или в границах Республики Башкортостан, для снижения негативного влияния изменения размеров ставок вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче иных полезных ископаемыхс 1 апреля 2011 года налогообложение добычи угля производится в зависимости от вида угля по твердым ставкам - в рублях за одну тонну добытого угля. При добыче антрацита применяется налоговая ставка в размере 47 руб. за одну тонну добытого полезного ископаемого, при добыче угля коксующегося - 57 руб.; угля бурого - 11 руб. и угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 24 руб. за одну тонну. Указанные налоговые ставки применяются с коэффициентами-дефляторами, устанавливаемыми по каждому виду угля ежеквартально на каждый следующий квартал с учетом изменения цен на уголь в РФ.Кроме того, был предусмотрен порядок уменьшения суммы НДПИ на сумму расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.Также была предусмотрена ставка НДПИ в размере 0 рублей в отношении кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, на период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года включительно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налог на добычу полезных ископаемых является центральным элементом системы налогообложения природных ресурсов и один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации.
Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.
Цель, поставленная в начале курсовой работы, выполнена в полном объеме – изучены теоретические аспекты исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Выполнены такие задачи как:
- рассмотрена история возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дана поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых;
- проанализирована динамика поступления налога по данным ФНС России и по данным УФНС России по Республике Башкортостан.
- рассмотрены пути улучшения взимания налога на добычу полезных ископаемых.
Изучив первую главу можно установить, что данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.
В результате введения налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. его поступления превысили поступления платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г. на 71,6%, при этом прирост был достигнут только благодаря налогу с углеводородного сырья, а по твердым полезным ископаемым сумма НДПИ в 2002 г. составила немногим более половины суммы отмененных платежей. Но поступление налога с каждым годом увеличивается. Так, в 2011 году поступило 2 042,5 млрд. рублей, или на 45,2% больше, чем в 2010 году, в 2009 году бюджет получил 1 708 млрд. руб., что по сравнению с 2008 г. больше на 42,6%, а по сравнению с 2007 г. – на 46,9%.
Основу экономики значительного числа субъектов Российской Федерации составляет продукция предприятий, добывающих уголь, металлические и иные твердые полезные ископаемые, и платежи при добыче полезных ископаемых являются одними из основных доходных источников консолидированных бюджетов данных субъектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2012.- 735с.
2. Министерство по налогам и сборам РФ. Письмо о порядке уплаты налога на добычу полезных ископаемых от 01 июля 2004 г. N 21-2-05/74
3. Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах»
4. Федеральный закон от 8 августа 2000г. № 126-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных актов законодательства Российской Федерации". (C изменениями и дополнениями от 31 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 7 июля 2003 г., 7 мая, 29 июля, 18, 20, 22 августа 2004 г., 27 июля 2006 г., 27 декабря 2009 г., 19 мая 2010 г.)
5. Методические рекомендации по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ утверждены приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-21/170
6. Письмо МНС России
от 22.03.2002 г. № АС-6-21/337 «О направлении
Методических указаний по
7. Грызлова Е.В. О вопросах реформирования налогообложения нефтедобычи//Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации, 2008, N 4, с.19 – 23
8. Налоги: расчет и оптимизация / Молчанов Сергей – 4-е изд. – М.: Эксмо, 2011. – 544 с.
9. Налоги и налогообложение. 6-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПБ.: Питер, 2010 – 522 с.
10. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», « Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008 – 511 с.
11. Налогообложение природопользования: учебное пособие / С.В. Барулин, Ю.Н. Солнышкова. – М.: Экономистъ, 2008 – 285 с.
12. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник – М.: Фин. и статистика, 2006 – 464 с.: ил.
13. Пудыч Ю.В. Эффективность правового регулирования взимания налога на добычу полезных ископаемых // Налоговый Вестник, 2007, февраль, с. 86-88
14. Салина А.И. Налогообложение добычи полезных ископаемых // Налоговый вестник, 2007, август, с. 74-75
15. Фадеев Д.Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы//Налоговый вестник. 2010, 288 с.
16. С. Ю. Шаповалов, М. М. Юмаев. Уплата НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых и подземных вод. — М.: «Налоговая помощь», 2009.
17. Шувалов Е.Б., Налоги и налогообложение, учебное пособие / Московская финансово-промышленная академия – М., 2005 – 563 с.
18. Юмаев М.М. Налогообложение добычи основных видов минерального сырья: проблемы и направления совершенствования//Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации, 2009, N 12, с. 15-16
19. Юхимова Я.Я. Налог на добычу полезных ископаемых и его реформирование //Диссертация кандидата экономических наук.,М.: Б.и., 2008, 34 с.
20. www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ.
21. www.r02.nalog.ru – Управление Федеральной налоговой службой по Республике Башкортостан.
22. Справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант плюс».