Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 21:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Для реализации поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
- рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;
- проанализировать динамику поступления налога по данным ФНС России и по данным УФНС России по Республике Башкортостан.
- рассмотреть пути улучшения взимания налога на добычу полезных ископаемых.
Объектами признаются полезные ископаемые:
Не признаются объектом налогообложения:
Налоговая база по налогу на
добычу полезных ископаемых — это стоимость добытых полезных
ископаемых. Налоговая база по добыче
нефти, попутного газа и газа горючего
природного из всех видов месторождений
Для формирования налоговой базы по НДПИ нужны две составляющие: количество добытого полезного ископаемого и его стоимость.
Полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов и потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации (предприятия). То есть, это минеральное сырье, прошедшее первичную обработку, осуществляемую в границах горного отвода и предусмотренную техническим проектом или проектом обустройства месторождения (Приложение 1).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Кроме того, к добытому полезному ископаемому относится полезное ископаемое, полученное из минерального cырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ.
В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах нетто массы или объема прямым или косвенным методом. Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто. Массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.
Прямой метод предполагает
определение количества полезного ископаемого
посредством измерительных
Косвенный метод применяется в том
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии добычи, применяемой налогоплательщиком.
При этом если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений [1,с.613].
При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней.
Для определения стоимости добытых полезных ископаемых используется также такой показатель, как стоимость единицы добытого полезного ископаемого, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. Выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации, установленных с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории России и стран СНГ), акциза и расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки [1,с.614].
Цена реализации уменьшается на суммы государственных субвенций из бюджета в том случае, если налогоплательщик получает к ценам реализации своей продукции такие субвенции.
При отсутствии у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого в налоговом периоде, но реализации добытого полезного ископаемого в предыдущем налоговом периоде, для оценки стоимости единицы добытого полезного ископаемого принимаются цены реализации предыдущего налогового периода.
В случае отсутствия у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого и в предыдущем налоговом периоде налоговая база исчисляется исходя из расчетной стоимости, учитывающей расходы налогоплательщика на добычу полезного ископаемого, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».
В гл. 26 НК РФ установлены единые по каждому виду полезных ископаемых налоговые ставки в процентах от стоимости добытого полезного ископаемого и в рублевом эквиваленте (Приложение 2).
По итогам налогового периода налог
уплачивается не позднее последнего дня месяца,
следующего за истекшим кварталом. В те
же сроки представляется налоговая декларация
по налогу. Обязанность представления налоговой
Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащего уплате по итогу налогового периода, а также авансовые платежи по налогу поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета.
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу составляет 100 %.
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 %.
Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 %.
Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу
100 %.
При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет [12,с. 319].
Глава 2. Анализ поступления налога на добычу полезных ископаемых за 2010-2011 гг
2.1. Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых по данным ФНС России
Доходы от налогообложения добычи полезных ископаемых в настоящее время остаются основным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Налог на добычу полезных ископаемых поступает в доходную часть федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации.
В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году.
Рисунок 1 - Структура доходов по уровням бюджета Российской Федерации
Формирование всех доходов в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%.
Рисунок 2 - Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации
Рисунок 3 - Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010–2011 гг, в млрд. руб
Таблица 1 - Динамика поступления налогов
Показатели, млрд. руб |
Отклонение | |||
2010 |
2011 |
в млрд. руб |
в % | |
Всего поступлений: |
7696 |
9720 |
2024 |
126,3 |
Налог на прибыль |
1774 |
2270 |
496 |
127,9 |
Налог на добавленную стоимость |
1329 |
1753 |
424 |
131,9 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1406 |
2043 |
637 |
145,2 |
Налог на доходы физических лиц |
1790 |
1995 |
205 |
111,4 |
Акцизы |
441 |
604 |
163 |
136,8 |
Имущественные налоги |
628 |
678 |
50 |
107,9 |
Остальные налоги |
328 |
377 |
49 |
114,9 |
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 года составили 2 270,3 млрд. рублей, что на 27,9% больше, чем в 2010 году (Таблица 1).
Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 342,6 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 927,7 млрд. рублей (85%). В 2010 году указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году
(Таблица 1).
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году составили 603,9 млрд. рублей, или на 36,8% больше, чем в 2010 году.
Из общей суммы 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 231,8 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 372,1 млрд. рублей (62%).
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 2 042,5 млрд. рублей, или на 45,2% больше, чем в 2010 году, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,7$ в декабре 2009 года – ноябре 2010 года до 108,0$ в декабре 2010 года – ноябре 2011 года, или на 40,8%).
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в 2010 году.
Незначительный рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты.
Налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.
Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться не позднее 1 ноября 2012 года.
Налога на имущество организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.
Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.
Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.