Налог на доходы физических лиц: сущность, значение, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе приведены характеристика основных элементов налога на доходы физических лиц, порядок его исчисления и уплаты в бюджет, основные направления совершенствования, раскрытие его сущности и назначения в быстро развивающейся налоговой системе России.
Большое внимание уделено порядку расчета базы по налогу на доходы физических лиц, как необходимому элементу налогового учета, представлены примеры заполнения документов налогового учета.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика налога на доходы физических лиц, его место и функция в налоговой системе и доходных источников бюджетов.
2. Налогоплательщики и объект налогообложения.
3. Виды доходов и их классификация для целей налогообложения.
4. Доходы, не подлежащие налогообложению.
5. Налоговая база.
6. Налоговые вычеты.
7. Стандартные налоговые вычеты.
8. Социальные налоговые вычеты.
9. Имущественные налоговые вычеты.
10. Профессиональные налоговые вычеты.
11. Налоговые ставки.
12. Порядок исчисления и сроки уплаты налога налогоплательщиками.
13. Пути совершенствовании НДФЛ.
14. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по налогам и налогооблажению1 .doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 

Имущественные налоговые вычеты (за исключением вычетов по операциям с ценными бумагами) предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончанию налогового периода.

 

Профессиональные  налоговые вычеты.

 

Профессиональные налоговые  вычеты представляют собой аналог расходов, уменьшаемых налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Категории налогоплательщиков, имеющих право на профессиональные вычеты, а также порядок определения размера вычета установлены следующим образом:

Категория налогоплательщиков, имеющая право на профессиональный налоговый вычет.

Порядок определения  размера предоставляемого налогового вычета.

Предприниматели без образования юридического лица.

Вычет предоставляется  в сумме фактически произведённых и документально связанных с извлечением доходов; при этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций. Суммы налога на имущество физических лиц принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствие с действующим законодательством (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используются для осуществления предпринимательской деятельности. Если налогоплательщики не состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности (не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей).

Частные нотариусы и  другие лица, занимающиеся в установленном  порядке частной практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового  характера.

Вычет предоставляется  в сумме фактически произведённых  ими и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).

Налогоплательщики, получающие авторские награждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование  произведений науки, литературы и искусства, вознаграждение авторам открытей, изобретений и промышленных образцов.

В сумме фактически произведённых  и документально подтверждённых расходов; если эти расходы не могут  быть подтверждены документально, они  принимаются к вычету в установленных  размерах (нормативы установлены  в процентах к сумме начисленного дохода).


 

К расходам включаемым в  профессиональный налоговый вычет  для всех категорий налогоплательщиков, относятся также суммы налогов, предусмотренных действующим налоговым  законодательством для указанных  видов деятельности (за исключением НДФЛ), начисленные либо уплаченные им за налоговый период.

       При  определении налоговой базы расходы,  подтверждённые документально, не  могут, учитывается одновременно  с расходами в пределах установленного  норматива.

       Налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путём подачи письменного заявления налоговому агенту, а при его отсутствии – путём подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончанию налогового периода.

 

Налоговые ставки. Порядок исчисления и сроки уплаты налога налогоплательщиками и налоговыми агентами.

 

Налоговая ставка.

       Налоговым законодательством установлены следующие налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц:

А) 6% - в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;

Б) 13% - по обычным видам  доходов;

В) 30% - в отношении всех доходов получаемых лицами, не являющимися  налоговыми резидентами РФ;

Г) 35% - в отношении следующих доходов:

  • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых рекламных конкурсах, играх и других мероприятиях, в части превышения установленных размеров (2000 руб.);
  • страховых выплат по договорам добровольного страхования в частности превышения установленных размеров.
  • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной в определённом порядке (предельные размеры процентных доходов по различным видам вкладов, не облагаемые НДФЛ), не распространяется на срочные пенсионные вклады, внесённые на срок не менее шести месяцев.;

сумм экономии на процентах  при получении налогоплательщиками  заёмных средств, рассчитанных следующим  образом;

    1. превышение суммы процентов за пользование заёмными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из ¾ действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
    2. превышение суммы процентов за пользование заёмными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из  9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Порядок исчисления и сроки уплаты налогоплательщиками.

 

Порядок исчисления.

Приводимый ниже порядок  исчисления и уплаты НДФЛ установлен законодательством в качестве общего («базового») порядка. В соответствие с этим порядком по итогам налогового периода производится исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, физическими лицами. В частности, в этом порядке исчисляют и уплачивают НДФЛ следующие категории физических лиц в следующих ситуациях:

 

Категория физических лиц

Виды доходов, подлежащих налогообложению

Исходя, из какой базы производится исчисление НДФЛ

Физические лица

Вознаграждения, полученные от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключённых договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества

Исходя из полученных сумм

Доходы от продажи  имущества принадлежащего им на праве  собственности

Доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами 

Исходя из сумм таких  доходов

Получение выигрышей, выплачиваемых  организаторами лотерей, тотализаторов  и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов)

Исходя из сумм таких выигрышей

Физические лица - налоговые  резиденты РФ

Доходы из источников, находящихся за пределами РФ

Исходя из суммы таких  доходов


     

 Сумма НДФЛ, подлежащего  уплаты в бюджет, определяется  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы  либо как результат сложения соответствующих различным налоговым ставкам процентных долей налоговых баз.

       Налогоплательщики  самостоятельно исчисляют суммы   НДФЛ, подлежащие уплате в соответствующий  бюджет, руководствуясь при этом следующими правилами:

  • общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходом налогоплательщика, дата получения которых относится к этому налоговому периоду;
  • сумма НДФЛ определяется в полных рублях, при этом сумма налога менее 50 коп. отбрасывается а 50 коп. и более округляются до полного рубля;
  • учитываются суммы налога, ранее удержанные налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода;
  • убытки прошлых лет, понесённые физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

       Результат  исчисления суммы налога, подлежащей  уплате, оформляется в виде налоговой  декларации, которая должна быть  представлена в налоговые органы  по месту жительства не позднее  30 апреля следующего года. Общая  сумма налога уплачивается по  месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма НДФЛ, уплачивают налог равными долями в два платежа:

    1. не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога;
    2. не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

       Особый  порядок исчисления и уплаты  НДФЛ установлен для индивидуальных  предпринимателей и других лиц,  занимающихся частной практикой.

 

 Пути  совершенствования НДФЛ.

Действующее законодательство имеет свои недостатки и достоинства.

Далее приведены основные проблемы налогообложения доходов  физических лиц, существующие в настоящее  время:

    1. Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума.
    2. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов.
    3. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.
    4. В РФ  отсутствует  действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы. Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе которой лежит современный маржинализм.
    5. Увеличение сборов по НДФЛ больше обусловлено увеличением ставки по налогу на 1% для малоимущих, нежели поступлениями от богатых граждан, особенно собственников средств производства, у которых помимо официальных доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои расходы на стоимость производимой продукции, минимизируя и платы по налогу на прибыль, чего начисто лишены малоимущие, не собственники средств производства. В  конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом.
    6. Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к  выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, особенно после отмены у них в 2002 и 2003 годах льгот, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источника выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др.

При разработке налогового кодекса прорабатывалось множество проектов совершенствования нашей налоговой системы. Все они по-разному определяли состав основных бюджетообразующих налогов. Для того, чтобы понять, почему Дума приняла проект правительства и можно ли его как-то усовершенствовать, необходимо рассмотреть и другие проекты. Рассмотрим три альтернативы налоговому кодексу, внесенные в соответствующие комитеты Государственной Думы группами независимых депутатов.

Проект 1.  Этот проект, по сути, повторяет многие положения  правительственного проекта, но без  учета его корректировок. Подоходный налог с физических лиц включен в состав федеральных налогов. При этом предполагается другое распределение налога между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов и местными бюджетами – соответственно 50%, 30%, 20%. Ставки налога предлагается ввести следующие:

До 36 ММОТ     -        0%

36 – 150 ММОТ -        13%

150 – 300 ММОТ -      13,68 ММОТ + 24% с суммы превышающей  150 ММОТ 

более 300 ММОТ -     49,68 ММОТ + 35% с суммы превышающей 300 ММОТ

То есть используется четырехступенчатая шкала, и это можно отнести к достоинству этого проекта по сравнению с правительственным вариантом налогового кодекса.  При этом имеется необлагаемый размер дохода, который, по-видимому, должен заменить не только необлагаемый минимум, но и все остальные вычеты, предусмотренные настоящим законодательством. В этом случае не учитываются ни социальное положение налогоплательщика, ни его профессиональное положение. Здесь наблюдается несправедливость обложения.

Также имеются свои особенности  налогообложения лиц, живущих постоянно за пределами РФ и являющихся гражданами РФ. При въезде в РФ они обязаны заполнить декларацию с указанием  предполагаемого работодателя и предполагаемого дохода, а при выезде передать эту декларацию представителям таможенной службы с указанием суммы фактического дохода. Если сумма фактического дохода окажется больше стоимости годовой минимальной потребительской корзины, то вместе с декларацией налогоплательщик  должен передать справку об удержании налогов, выданную юридическим лицом – источником доходов. В случае если документы об уплате налогов не представлены, таможенная служба вправе решать вопрос о выезде из РФ налогоплательщика – физического лица в особом порядке.

То есть ответственным  за уплату налогов здесь является сам налогоплательщик, еще одна особенность – в том, что таможенным органам предоставлено право решать вопросы, связанные с уплатой налога и выездом налогоплательщика.

Проект 2.  Здесь подоходный налог включен в состав региональных налогов и сборов и перечисляется он в соответствующие бюджеты по месту уплаты. В этом проекте своеобразно даны понятия «объект налогообложения» и «налоговая база». Так, объект налогообложения – это дискреционный доход  (суммарная стоимость денежных и материальных ценностей, полученных гражданином в собственность (интегральный доход) за вычетом суммарной стоимости документально подтвержденных денежных и материальных расходов за тот же период, которые гражданин произвел с целью получения интегрального дохода).

Информация о работе Налог на доходы физических лиц: сущность, значение, перспективы