Налог на доходы физических лиц: сущность, значение, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе приведены характеристика основных элементов налога на доходы физических лиц, порядок его исчисления и уплаты в бюджет, основные направления совершенствования, раскрытие его сущности и назначения в быстро развивающейся налоговой системе России.
Большое внимание уделено порядку расчета базы по налогу на доходы физических лиц, как необходимому элементу налогового учета, представлены примеры заполнения документов налогового учета.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика налога на доходы физических лиц, его место и функция в налоговой системе и доходных источников бюджетов.
2. Налогоплательщики и объект налогообложения.
3. Виды доходов и их классификация для целей налогообложения.
4. Доходы, не подлежащие налогообложению.
5. Налоговая база.
6. Налоговые вычеты.
7. Стандартные налоговые вычеты.
8. Социальные налоговые вычеты.
9. Имущественные налоговые вычеты.
10. Профессиональные налоговые вычеты.
11. Налоговые ставки.
12. Порядок исчисления и сроки уплаты налога налогоплательщиками.
13. Пути совершенствовании НДФЛ.
14. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по налогам и налогооблажению1 .doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

В состав вычитаемых расходов гражданин вправе включать любые произведенные им денежные и материальные затраты, прямо или косвенно связанные с профессиональной и (или) коммерческой деятельностью, независимо от того имеется ли прямая связь между предметом таких затрат и полученным интегральным доходом.

Налоговая база – величина дискреционного дохода за вычетом необлагаемого  минимума, вычета по одному минимуму на каждого иждивенца, иных вычетов, предусмотренных  законом, в том числе выручки  от продажи личного имущества.

Можно сделать вывод, что используемые в проекте некоторые новые термины и понятия нечетки, не отражают либо не в полной мере отражают существо налоговых правоотношений. То есть наверняка возникнут трудности с определением вычитаемых доходов, ведь налогоплательщик заинтересован в том, чтобы как можно больше их завысить. Здесь возможно развитие ситуации, очень похожей на ту, что сейчас сложилась с налогом на прибыль организаций, ведь они как можно больше затрат пытаются отнести на себестоимость, чтобы занизить прибыль.

У этого проекта есть еще один недостаток – ставка налога 15% и она едина для всех. Это проект не позволит реализовать принцип справедливого налогообложения граждан, нигде в мире не используется единая ставка подоходного налога, так как в этом случае образуется равное налогообложение в условиях большой дифференциации доходов физических лиц.

Проект 3. Федеральный  закон «Об основах налогообложения  и сборов в РФ»

В этом проекте предусмотрено  три подоходных налога с физических лиц – федеральный, региональный и местный. Распределение платежей осуществляется зачислением налога в соответствующий бюджет.

Предусматривая отдельные  принципы налогообложения, допускается  «деление плательщиков налогов и  сборов на категории, для которых  могут устанавливаться ставки налогов  и сборов, особенности их исчисления и уплаты либо предоставление налоговых льгот».

Плательщики могут дифференцироваться по категориям: физические лица – от их гражданства, места пребывания, места  нахождения или приобретения имущества, возраста, имущественного положения и других условий.

Таким образом, допускается  применение различных налоговых  режимов в России, и создаются  условия для дискриминации налогоплательщиков. При этом декларируемые ограничения  по дифференциации налогоплательщиков по разным категориям, содержащиеся в рассматриваемом законопроекте, не исключают оснований для применения дискриминационных налоговых схем, потому что конкретные налоговые процедуры, полномочия субъектов налоговых правоотношений предусматривается регламентировать специальными законами и нормативными актами местного самоуправления.

Предельные ставки налога: федеральный – 3%, региональный – 13%, местный – 15%. При этом не допускается  введение ни повышенных, ни пониженных ставок.  Ко всем прочим недостаткам  у подоходного налога нет шкалы ставок, и в общей сложности подоходным налогом облагается 30% доходов физического лица, что соответствует максимальной ставке по действующему законодательству. По сути, эта налоговая система является усложненной и нерациональной.

Итак, анализируя разные варианты проекта налогового кодекса относительно подоходного налога, хотелось бы сказать, что правительственный вариант налогового кодекса наиболее приемлем, хотя и он не лишен ряда недостатков.

Предлагая внести изменения  в существующую систему обложения подоходным налогом, авторы законопроектов объясняют это необходимостью повышения поступлений в бюджеты. Однако за все время    функционирования налоговой системы налоговое законодательство (в частности относительно подоходного налога) корректировалось много раз, но положение с поступлением налогов в бюджетную систему существенно не улучшилось. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.

 От законодательной власти страны, государственных налоговых органов в современных условиях требуется осуществление детального анализа экономического развития, дальнейшего совершенствования налоговой системы с целью ускорения экономического развития страны.

К моим основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц в первую очередь  относится введение прогрессивной  ставки налога и ужесточение мер  по собираемости налога на доходы в особенности с лиц, доходы которых значительно превышают средний уровень.

Заключение:

Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение  высоких доходов физических лиц  из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.

Обложение физических лиц  подоходным налогом в РФ имеет  много особенностей и вопросов. Огромное количество проблем и вопросов вызывает налогообложение предпринимателей, трудности в оценке   доходов, проблемы двойного налогообложения.

Налоговая система нуждается  в совершенствовании. Отсутствие прогрессивной  шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. С введением единой ставки происходит равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России.

Конечно, наше налоговое  законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее  его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина, ибо всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации – часть 1, от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ
  2. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации – часть 2, от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ
  3. Методические рекомендации по применению гл. 23 ч. 2 НК РФ, утверждены Приказом МНС РФ от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-08/415
  4. Приказ МНС РФ «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год» от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583
  5. Приказ МНС РФ «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению» от 15 июня 2004 г. № САЭ-3-04/366@
  6. Приказ МНС РФ «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц» от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440@

Информация о работе Налог на доходы физических лиц: сущность, значение, перспективы